Консультация для воспитателей и родителей «Значение речи в психологическом развитии ребенка»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях. Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_znachenie_rechi_v_psihologicheskom_rzvitii_rebenka.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей и родителей
«Значение речи в психологическом развитии ребенка»
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Речь различают двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях. Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой и разучивать стихи, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:
- - потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др. ;
- - чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
- - рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
- - игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
- - разгадывание простых загадок;
- - игры направленные на развитие мелкой моторики.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей - явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
К моменту поступления в школу речь ребенка должна быть:
- Грамотной
- Понятной
- Выразительной
- Осмысленной
- Богатой
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия - это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
В детском саду надо приложить максимум усилий, что бы речь наших детей развивалась в норме.
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
- Составлению творческих рассказов.
- Составлению рассказов по картине, по серии картин.
- Пересказам.
Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память.
Для улучшения звукопроизношения используем:
- скороговорки;
- чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
Кроме работы над речевым развитием в детском саду, необходимо проводить работу и дома:
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.
- Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
- Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам(логопеду, психологу, дефектологу)
- Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста.
Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым!
Для развитие коммуникативных навыков:
- - чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
- - разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
- - беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т.д.);
- - наблюдения за погодными изменениями;
- - совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Для развитие речевой моторики:
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
«Блинчик».
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
«Иголочка».
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
«Чашечка».
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части), приняв форму «чашечки» - «кружечки».
«Грибок».
Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать 15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
«Часики».
Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.
«Качели».
Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
«Лошадка».
Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
«Гармошка».
Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу, и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Для развитие мелкой моторики:
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук:
- - Массаж руки: растирание, разминание и т.п.
- - Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки), игры с мозаикой, конструктором и т.п.
- - Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
- - Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Для развитие фонематического слуха и восприятия:
- - Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка, та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т.д.
- - Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т.п.
- - Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.
Для развитие навыков словообразования, словоизменения, развитие словарного запаса.
- игры, упражнения, задания;
- д/и «Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п;
- д/и «Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п;
- д/и «Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …;
- д/и «Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.;
- д/и «Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»;
- задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».
В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:
- подбор синонимов к изолированному слову;
- объяснение выбора слов в синонимическом ряду;
- замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы»;
- составление предложений со словами синонимического ряда;
- составление рассказа со словами синонимического ряда.
Заключение
Таким образом, при систематических занятиях по развитию речи, к концу седьмого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение оригами для всестороннего развития ребенка"
Систематические занятия с детьми оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению....
Консультация для воспитателей на тему: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие....
Семинар-практикум для родителей: «Значение речи во всестороннем развитии личности ребенка»
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.1 часть. «Совсем немного науки».Речь-форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:-...
Консультация для педагогов и родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие ребенка"
quot;Значение театрализованной деятельности на развитие ребенка"Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в...
Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".
quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...
Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»
Конструирование и робототехника тесно связанны между собой и полностью отвечают условиям развития мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской де...
Консультация для воспитателей на тему: "Значение трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств ребенка дошкольника.
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогич...