Консультация для родителей: "Свистящие-шипящие"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_svistyashchie-shipyashchie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

У детей дошкольного возраста довольно часто встречается неумение различать звуки на слух, особенно это касается звуков С и Ш, З и Ж. Казалось бы, это совсем разные звуки, противоположные, но чаще всего детки путают именно эти звуки. Чтобы ребёнок не путал звуки С и Ш, З и Ж, необходимо объяснить разницу между этими звуками.

Итак, звук С произносится следующим образом: язычок опущен вниз, губы в улыбке, зубы «заборчиком» (сближены), слышим свист – ССС (звук похож на холодный ветерок)

Звук Ш: язычок наверху (в форме «Чашечки»), губы округлены, слышим шипение – ШШШ (звук похож на шипение змеи)

Т.е. вот разница между звуками Ш и С:

Язык: Ш – наверху, С-внизу.

Губы: Ш – округлены, С – в улыбке.

Слышим свист – это звук С, слышим шипение – это звук Ш.

С – «Холодный ветерок», Ш – «Шипение змеи».

Разница между звуками З и Ж:

Язык: Ж – наверху, З – внизу.

Губы: Ж – округлены, З – в улыбке.

Слышим звон – это звук З(звенит), слышим жужжание – это звук Ж.

З – «Летит комарик», Ж – «Жужжит пчела» (или Жук)

Для начала можно играть в игру для переключения: произносить многократно попеременно звуки СШСШСШ, ШСШСШС. Либо ЗЖЗЖЗЖ, ЖЗЖЗЖЗ.

Также, чтобы уметь определять на слух подходит  игра «Топни-Хлопни».

Взрослый произносит либо С, либо Ш (или З и Ж). Если ребёнок слышит С – то хлопает в ладоши, если Ш – топает ногой. Аналогично со звуками З и Ж. Затем можно поменяться местами, ребёнок командует (говорит либо З, либо Ж), взрослый хлопает и топает.

Затем можно называть различные слова, и вместе с ребёнком определять, какие звуки он слышит в слове. Например, САНКИ – там звук свистит или шипит? Свистит.

ШКАФ – Свистит или Шипит? Шипит.

ЗОНТ – Звенит или Жужжит? Звенит.

ЖЁЛУДИ – Звенит или Жужжит? Жужжит.

Речевой материал для дифференциации звуков С и Ш, З и Ж:

1.     Слоги:

СА-СА-ША,                  ЗА-ЗА-ЖА,

СА-ША-СА,                  ЗА-ЖА-ЗА,

ША-СА-СА,                  ЖА-ЗА-ЗА,

ША-ША-СА,                 ЖА-ЖА-ЗА,

ША-СА-ША.                 ЖА-ЗА-ЖА.

2.     Повтори слова. Не путай звуки С и Ш.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть,

шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька,

старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок,

смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить,       

спешить, стишок, смешно, усмешка, успешно, душистый,

пушистый, послушный, сынишка, трусишка, старушка.

3.     Проговаривай словосочетания. Не путай звуки С и Ш.

Большая собака. На санях малыш. Ношу сапоги.

Высокая башня. Пшённый суп. Большая скамейка.

Наш садик. Шумные соседи. Своя машина. Спелые вишни.   

В саду шиповник. Сладкие плюшки. Под сосной камыши.

В миске каша. В самолете шпион. Школьный сад.

4.     Повтори скороговорки. Не путай С и Ш.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

У Сони – шишки, а у Сани – шашки.

Сшила Саша шапку Маше.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне – сосновые шишки.

У нашего Мишутки - смешные  шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

5.     Проговаривай предложения:

Шесть мышат спать спешат.

Шесть мышат кошку смешат.

Шесть мышат усами шевелят.

Шесть мышат вдоль шоссе спешат.

Шесть мышат есть хотят.

Шесть мышат нас смешат.

Шесть мышат хвостами шевелят.

6.     Проговаривай предложения. Не путай звуки С и Ш:

Кошка ест кашу из миски. Саша нес мешок сушек.

Наташа вяжет пушистую шапку. Сок из свежей вишни.

У Маше в сапожках камушки. Саша ест сушки.

Машинист спешит по шоссе. Пастушок пасет свиней.

Шептать на ушко бабушке стишок.

Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

Сушить пуховые подушки на солнышке.

Саша в душе моет шею и уши.

У Саши есть автобус, а у Сони есть мишка.

Бабушка несет ананас.

Дедушка на скамейке читает книжку.

7.     Повтори предложения.

Смешные шутки - у Сони и Мишутки.

Соня и Саша едут в путешествие.

В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф.

На автобусной остановке стоит Пашин дедушка.

Стакан, ковшик и миска – это посуда.

Миша сшиб шапкой шишку с сосны.

Бабушкина  шуба весной висит в шкафу.

Косолапый мишка спал под высокой сосной.

Соня и Саша играют в шашки.

На сонного мишку упала сосновая шишка.

8.     Повтори текст по одному предложению.

Не путай звуки С и Ш.

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками.

Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна.

На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой

макушке висят большие шишки. Шишки с шумом

падают вниз. Под сосной много шишек. Саша и Маша

собирают шишки в мешок. С мешком шишек они

спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

9.     Проговаривать текст по одному предложению.

Не путай звуки С и Ш.                      

СОСЕД            

Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок

и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом.

Ни у кого не было такой умной собаки!

Саша быстро шел к школе, не останавливался

и не оглядывался. В это время подошел к Пушку

Сашин сосед — Мишка — и протянул собаке кость с мясом.

Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел

за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит

сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью

придет в школу да за парту сядет!»

10.                       Повтори слова. Не путай звуки З и Ж.

Жизнь, зажать, железо, заряжать, забежать, желтизна

Задолжать, задержать, закружить, заслужить, зажигалка.

11.                       Проговаривай чистоговорки:

За-за-за – вот стоит коза

Жа-жа-жа – Зоя и Женя увидели ужа

Зу-зу-зу – я зову козу

Жу-жу-жу – я с ужами не дружу

Зы-зы-зы – слёзы у козы

Жи-жи-жи – уползли ужи      

12.                       Игра «Изменяй по образцу»:

Найти железную зажигалку

Образец: Я нашел железную зажигалку

Мы…………….                Он……………….

Ты…………….                 Она………………

Вы…………….                 Они………………

13.                       Игра «Изменяй по образцу»:

Забежать за Женей              

Образец: Я забегу за Женей

Мы…………….                Он……………….

Ты…………….                 Она………………

Вы…………….                 Они………………

14.                       Проговаривай скороговорку:

Звонок звенит, жук жужжит.

Жук жужжит, звонок звенит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...