Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Удивительный и загадочный подводный мир"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Степанова Жанна Николаевна

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Удивительный и загадочный подводный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_i_zagadochnyy_podvodnyy_mir.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ города Абакана «Детский сад «Иванушка»

Конспект  НОД  по речевому развитию  в средней группе

Подготовила:

Степанова Жанна Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Иванушка»

Тема образовательной деятельности: «Удивительный и загадочный подводный мир»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности «Удивительный и загадочный подводный мир»

Задачи:

- создать условия для формирования грамматического строя речи: использовать в речи предлог «на», «под», «в», единственное и множественное число;

- создание условий для расширения представлений о морских обитателях, их особенностях, внешнем виде, передвижении;

- создание условий для развития звуковой культуры речи: автоматизации произношения звука  «ш»;

- задачи по созданию социальной ситуации развития: условий для выражения своих мыслей, побуждения речевой активности, укрепления здоровья, взаимодействия детей друг с другом.

Детская цель: поиграть в «Удивительный и загадочный подводный мир»

Организация детских видов деятельности

  1. Общение ребенка со взрослым;
  2. Общение ребенка со сверстниками;
  3. Речевая деятельность.

Предварительная работа: беседа о морских обитателях, рассматривание иллюстраций на тему «Морские обитатели».

Материалы к занятию: аудиозапись «Шум моря», проектор с  изображением моря, картинки-слайды  морских обитателей, загадки о морских обитателях, .

Приемы здоровьесбережения: физминутка «Рыбки», речевое дыхание «Море дышит»

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/Условия социальной ситуации развития

Водная часть (организационно-мотивационный этап)

Дети играют в группе

    (на слайде)

Демонстрация изображения моря

Слайд с изображением аквалангиста

Ребята, что вы слышите? Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок (ковер). Что вы еще  слышите? (шум моря, волн, крик чаек)

Словесная игра «Какое море?»

Расскажите, какое может быть море? (синее, огромное, бурное, глубокое, холодное, прозрачное,)

Речевая игра «Море дышит» 

Встанем в круг, послушаем как шумит море.  Когда делаем шаг вперед произносим громко Ш-Ш-Ш, когда делаем шаг назад произносим тихо

ш-ш-ш.

Хотите устроить подводное путешествие? Давайте представим, что мы аквалангисты. Оденем скафандр, гидрокостюм.

Воспитатель произносит слова:

Воздух глубоко вдыхаем

Мы на дно скорей ныряем

Плавать в море нам легко

Вот оно морское дно

Дети прислушиваются

Садятся на ковер

Ответы детей

Повторяют за воспитателем, произносят Ш-ш

Повторяют движения за воспитателем

Условия для выражения своих мыслей, развития воображения

Основная часть

(практический этап)

Экран с изображением морских обитателей

Давайте представим, что мы опустились в глубину моря.

Посморим на экран.

(слайды с морскими  обитателями)

Какие морские жители вам знакомы?

(Воспитатель эмоционально поддерживает высказывания детей, поощряет ответы)

Ребята, отгадаете загадки о морских обитателях?

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Вы знакомы точно с ним

Любит поиграть … (дельфин)

Эта рыба-хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы, показав, зевнула

И ушла на дно- ..(акула)

Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска -восемь ног.

То природный...  (осьминог)

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно, в нем разряд.

Электрический он .. (скат)

И на суше и в воде –

Носит дом с собой везде.

Триста лет живет без страха.

В этом доме - … (черепаха)

Вы очень сообразительны.

В море обитает множество красивых рыб, посмотрите!

Демонстрация морских рыб

Чем похожи рыбы? Что у них общего?

Рассматривают морских обитателей и называют их

Ответы детей

Повторяют за воспитателем

Рассматривают рыб.

Ответы детей

Условия для поддержки (развития стимулирования) речевой активности

Дети садятся за столы, на которых картинки с изображением морских обитателей

 Д/и «Вопрос-ответ».

Какие животные называются рыбами?

Где живут рыбы?

Какие части тела есть у рыбы?

Чем покрыто тело рыбы?

Чем питается рыба?

Как много вы знаете о рыбах

Физминутка «Рыбки»

Рыбки весело плескались,

В чистой тепленькой воде,

То согнутся ,разогнутся,

То зароются в песке.

Приседаем столько раз,

Сколько рыбок здесь у нас.

Сколько рыбок здесь у нас,

Столько мы подпрыгнем раз.

Д/и «Четвертый лишний» (3 морских обитателя и другое наземное животное)

- Ребята, посмотрите, что я нашла на

морском дне. (ракушки)

.Какие они? (шершавые, холодные, гладкие). Послушайте ракушки, что вы слышите? (звук «ш»)

Давайте все вместе проговорим:

Шо-шо-шо –как же в море хорошо

Шу-шу-шу я к тебе уже спешу

Аш-аш-аш вот и осьминожек наш

Ша-ша-ша дружба наша хороша

Словесная игра «Один - много»

У меня одна ракушка , а у вас много – (ракушек)

Рак –раков.

Коралл - кораллов

Осьминог – осьминогов

Рыба – рыб

Морская звезда- морских звезд

Акула – акул

Кит – китов

.

Какое интересное  подводное путешествие получилось. Мы увидели и узнали много нового. Пора отправляться на сушу. Всплываем!

Ответы детей

Выполняют физминутку

Дети называют лишний предмет. Аргументируют свой ответ.

Ощупывают ракушки

Ответы детей

Ответы детей

Повторяют за воспитателем

Ответы детей

Условия для выражения детей своих мыслей

Условия для укрепления здоровья

Условия для развития речевой активности

Условия для развития сенсорных способностей

Условия для развития речевой активности

Рефлексивно-оценочный этап.

 Где мы сегодня побывали?  Каких морских обитателей вы сегодня видели? Кто понравился больше всего?

Есть море, но оно пустое, без обитателей,  давайте раскрасим картинки с морскими жителями и заселим их в наше море?

Ответы детей

Раскрашивают морских обитателей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Условия для художественно-эстетического развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Прогулка в зимний лес».

Занятия по речевому развитию для детей средней группы «Прогулка в зимний лес»....

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Путешествие в подводный мир»

Цель: Дать первоначальное представление о подводном мире, о некоторых его обитателях и их особенностях....

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Путешествие в подводный мир»

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Путешествие в подводный мир»Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Путешествие в подводный ...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеИнтеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»Тема: «Путешествие в заколдованный лес»Цель: способствовать раз...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе. Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе.Тема: Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредствам дидактических игр и упражнений...