Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Морские обитатели, Пресноводные и аквариумные рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данный материал будет интересен воспитателям подготовительных групп компенсирующей направленности и логопедам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема «Морские обитатели. Пресноводные и аквариумные рыбы»
Образовательная область: «Развитие речи»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: активизация и обогащение словарного запаса по теме «Морские обитатели. Пресноводные и аквариумные рыбы».
Задачи:
- Развивать общие речевые навыки.
- Формировать грамматический строй речи.
- Упражнять в согласовании числительного с существительным, существительного с прилагательным, в образовании притяжательных прилагательных, существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
- Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного.
Ход НОД.
Дети стоят полукругом на коврике.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день! Давайте улыбнемся нашим гостя и друг другу и поздороваемся. Очень хорошо. А теперь проходите на стульчики. Сегодня мы с вами проведем занятие по развитию речи.
Посмотрите, ребята, что я принесла сегодня на занятие. Что это? (Глобус). А что такое глобус? (Модель Земли). А какого цвета больше всего на глобусе? (Синего). А что обозначается синим цветом на глобусе? (Моря, реки, озера). Кто мне назовет, как одним словом можно назвать реки, моря, озера? (Водоемы). Правильно, ребята!
Постановка проблемы воспитателем.
В.: Ребята, а как вы думаете, почему на занятие по развитию речи я принесла глобус? (Дети решают проблему, поставленную воспитателем и могут дать ответы: Будем говорить о воде; Отправимся в путешествие на море, на дно океана).
Молодцы, ребята, много версий высказали. Да, мы отправимся в путешествие по водоемам в гости. А вот к кому мы поплывем в гости, вы мне скажете, отгадав загадку:
- Плаваю под мостиком, и виляю хвостиком.
По земле я не хожу. Рот есть, да не говорю.
Глаза есть, а не мигаю. Крылья есть, но не летаю. Кто это?
Правильно- это рыбы. И мы отправимся в мир рыб. Но сначала я хочу проверить, что вы знаете про рыб. Проведем небольшой блицопрос. Главное условие- отвечать полными ответами и не выкрикивать с мест. Итак, начали!
- Каких рыб вы знаете? (Дети называют рыб.)
- Где живут рыбы? (Рыбы живут в водах рек, озер, морей. А еще рыбы живут у человека в аквариумах.)
- В какой воде могут жить рыбы? (Рыбы могут жить в пресной и морской воде.)
- Какие части можно выделить в строении любой рыбы? (В строении любой рыбы можно выделить голову, туловище с плавниками и хвост.)
- Чем покрыто тело большинства рыб? (Тело большинства рыб покрыто плотной чешуей.)
- Как рыбы выводят потомство? (Есть рыбы живородящие. У них сразу появляются маленькие рыбки — мальки. А есть рыбы, которые сначала откладывают, например, на листья водорослей, икринки. Из икринок выводятся мальки. Они растут, превращаются во взрослых рыб.)
- Скажите, а как рыбы дышат под водой? (У них есть специальный орган дыхания — жабры.)
- А почему рыбы не тонут в воде? (У них есть специальный воздушный пузырь)
Молодцы! Много вы знаете про рыб. Я хочу посмотреть, знаете ли вы, где какая рыбка живет. Сейчас я разделю вас на три команды. Одна команда будет речкой, вторая- морем, а третья- аквариумом. На столах лежат картинки, из них вам надо выбрать своих рыб (Дети подходят к столу и выбирают рыб по среде обитания. Затем садятся на места и доказывают свой выбор. Карточки с изображениями вывешиваются на мольберт). Молодцы, всех рыбок расселили, теперь можно отправляться к ним в гости.
Итак, отправляемся на речку. Но чтобы туда попасть, надо разгадать путаницу. Я вам буду говорить предложения, а вы внимательно слушайте и попробуйте его распутать.
Игра «Путаница»:
- Рыбака поймала рыба.
- Река живет в рыбе.
- Червяк съел рыбу.
- Сеть попала в стаю рыб.
В.: Молодцы, распутали все предложения! Назовите мне речную хищницу (Щука).
Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (Образование притяжательных прилагательных):
Посмотрите и назовите части тела щуки.
- Чьё туловище? (Это щучье туловище)
- Чей хвост? (Это щучий хвост)
- Чьи плавники? (Это щучьи плавники)
- Чья голова? (Это щучья голова)
Пальчиковая гимнастика «Налим»:
В.: А сейчас превратимся в рыбу налим и сделаем вместе с ним пальчиковую гимнастику:
Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитирующие движения плавников.)
Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты; движения двумя ладонями порознь.)
Прилетали к ним три утки.
По четыре раза в сутки. (Руки сложены накрест, взмахи ладонями.)
И учили их считать: (Сжимать и разжимать кулачки.)
Один, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики, начиная с большого.)
В.: Отправляемся дальше. А куда попадем, узнаете, отгадав загадку:
- Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И рыбкой золотой.
Что за домик такой? (Аквариум).
В.: Давайте вспомним названия аквариумных рыбок. А могут ли рыбки жить в пустом аквариуме? Что там еще должно быть? (Вода, песок, камушки, водоросли). Правильно. Вот мы с вами сейчас и сыграем в игру «Рыбки, водоросли, камушки»:
«Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как плавники рыбы.
«Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения телом и руками.
«Камень» - присесть на корточки и не шевелиться.
В.: Запомнили движения? Тогда я вам буду называть слова, а вы- выполняйте движения!
Молодцы, все правильно сделали! Отправляемся дальше. Отгадайте загадку и узнаете, куда попадем:
- Из него вода не пьётся, потому что не вкусна – и горька и солона.
Кругом вода, а с питьём беда. Кто знает, где это бывает? (Море, океан).
Давайте вспомним, какие рыбы живут в морях (Дети называют). Молодцы. А сейчас посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лишний и почему? (Акула, рыба- молот, рыба- игла, кит. Лишний кит, т.к. это- млекопитающее).
А сейчас давайте посчитаем морских рыб:
- Одна акула, две акулы, пять акул.
- Один морской окунь, два морских окуня, пять морских окуней.
Ребята, иногда про человека говорят- «Нем, как рыба». Как вы думаете, про какого человека так говорят? (Так говорят о человеке, который упорно не хочет разговаривать. О чём его ни спрашивают - он молчит. Почему молчит - тоже не объясняет. Нем - от слова «немой». Немой - это человек, который не может разговаривать).
А ещё такое выражение есть: «Как рыба в воде». О ком так говорят? (Кто лучше всех плавает в воде? Конечно, рыбы. Они не тонут, движутся ловко, свободно, быстро. Когда человек в каком-то деле или в каком-то месте чувствует себя легко и свободно, то говорят, что он там как рыба в воде).
А сейчас давайте попробуем составить описательный рассказ по схеме про акулу.
Ну и в заключении нашего занятия давайте сыграем в синквей- я буду вам описывать рыбу или морское животное, а вы должны будете его угадать.
- Это крупная морская рыба. Хищник. У нее очень плохое зрение и очень хороший нюх (Акула)
- Это крупная морская рыба. Хищник. Ее голова напоминает молот (Рыба – молот)
- Это мелкая пресноводная рыба. Хищник. На спине у нее острый плавник, а тело в колючках (Ёрш)
- Это морское животное, ошибочно его многие называют рыбой. Дышит воздухом. Живет в стае. Очень высоко выпрыгивает из воды. Выступает в цирке (Дельфин).
Если время останется, то предложить побыть ведущим в игре детям.
Молодцы ребята, все отгадали! О чём мы сегодня говорили? (О рыбах.) Что вам больше всего понравилось? Запомнилось?
Если занятие вам понравилось, у вас все получилось, все было понятно- возьмите улыбающуюся рыбку.
Если не все получилось, что то осталось непонятным- возьмите морскую звезду.
А если все не понравилось, ничего не запомнилось- возьмите акулу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности VII вида
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: "Звери и их детеныши"Цели:расширять глагольный словарь, закреплять умение называть детенышей животных, их родителей;закреплять навык...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Мой любимый праздник -Новый год»
Конспект по развитию речи - составление творческого рассказа....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Волшебные слова»
Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».Задачи:Образовательные:Углублять представление детей о доброте как...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель:закрепить навыки правильного звукопроизношенияЗадачи:ОбразовательныеСовершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов, словоизменения и словообразования;Упражнять в употреб...
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ТНР " Путешествие в осенний лес"
Конспект для подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: "Осенними тропинками"
Занятие направлено на обобщение, закрепление и систематизации представлений детей об осени....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности ТЕМА: «ПОД ГРИБОМ»
Цель: создание условий взаимодействия со сверстниками для развития диалогической речи.Образовательные задачи.· Развить слуховое внимание, закреплять на...