Конспект НОД по развитию связной речи "«Достопримечательности города Красноярска»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи
Тема занятия: «Достопримечательности города Красноярска»
Возрастная группа детей: 6 – 7 лет
Цель занятия: формировать основы речевой культуры дошкольников, посредством создания условий для тренировки и практической отработки навыков связного говорения.
Образовательные задачи по основной образовательной области:
1. Уточнение и активизация словаря по изучаемой теме;
2. Развитие фонематических представлений;
3. Уточнение произношения звука [с]в словах со стечением согласных;
4. Развитие рече - мыслительной деятельности;
5. Совершенствование лексико – грамматических навыков;
6. Развитие у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной речевой деятельности.
Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:
1. Социально-коммуникативное развитие детей - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; формирование эмоциональной сферы ребенка; развитие воображения; развитие самостоятельности и инициативности.
2. Познавательное развитие детей – развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.
3. Физическое развитие детей - развитие координации речи и движения.
4. Художественно – эстетическое развитие детей – развитие творческой активности; графических навыков.
Перечень видов детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, изобразительная.
Перечень форм работы: игра, творческая мастерская, совместное составление рассказа, беседа.
Планируемый результат: дошкольники закрепят практический навык составления плана и рассказа по плану.
Перечень оборудования и используемых материалов:
Оборудование:
1. Экран и проектор
2. Столы и стулья (по количеству детей)
3. Магнитная доска
4. Телефон
Материалы:
1. Флешка с игрой
2. Коробка с телеграммой и разрезными картинками
3. Иллюстрации с достопримечательностями города
4. Листы, кисти, ватные палочки, карандаши, мелки, краски (акварель, гуашь), пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей, алгоритмы.
Ход занятия:
Предполагается, что занятие является продолжением серии занятий, нацеленных на знакомство детей с городом и его достопримечательностями, отработку лексико – грамматических категорий по теме.
I часть «Мотивационно - побудительная»
Накануне проведения занятия проводится работа по обогащению словаря детей.
Воспитатель проводит игру «Повтори и назови» (цель – активизировать словарь детей). После игры он предлагает детям ответить на вопрос: как можно назвать одним словом все, что дети назвали.
После завтрака приходит учитель – логопед с почтовой коробкой.
Логопед: Ребята, доброе утро! В детский сад принесли коробку и телеграмму от наших друзей из другого города. Александра и Степан пишут, что получили задание в школе: узнать и рассказать о достопримечательностях какого – либо города. Да тут приглашение: они приглашают нас принять участие в он-лайн квесте! Для того, чтобы узнать, чему будет посвящен квест, нужно открыть коробку и …
Дети, видя разрезные картинки, делают вывод, что нужно их собрать. После чего определяют, что квест будет посвящен достопримечательностям города Красноярска.
Логопед: Он-лайн квест скоро начнется, все желающие могут занять место перед экраном. Никак подключиться не могу! В телеграмме ж написано, что кодовый звук для подключения – это общий звук в словах суп, коса, пес, стул.
Дети делают вывод, что это звук [с], вместе произносят его.
II часть «Основная»
На проекторе открывается игра.
Логопед рассказывает, что у игры есть правила: нужно внимательно слушать вопрос и отвечать, четко проговаривая «кодовый» звук. Проводится авторская электронная игра «Достопримечательности города Красноярска».
Дети рассматривают изображения, называют узнанные объекты. Логопед обращает внимание, что звука почему – то пропал. Когда все перечислено, трансляция прерывается.
Логопед: Ребята, а о чем был квест? А какой наш город, если он смог вместить столько всего? А как бы мы его назвали, если б он был маленьким? А если у него были маленькие улицы? Маленький мост? Маленький дом? Маленький двор? Маленький магазин? Маленькая река? Маленький тротуар? (Игра «Назови ласково»)
Если б он был маленьким, в городе был бы один фонтан, а у нас в городе много чего? Один театр – много…, один памятник – много …., один музей – много …, один спортивный зал – много …, один кинотеатр – много …, один сквер - …, (Игра «1 – много»).
Физкультурная минутка (цель: смена динамических поз, координация речи и движения).
Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)
Город наш такой большой (руки в стороны)
Он уютный и живой (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)
Логопед: Ребята из другого города сделали нам замечательные подарки – игру с разрезными картинками и участие в квесте. Чем мы можем помочь Степану и Александре в их стремлении узнать о достопримечательностях нашего города. Ничего из того, что вы назвали, они не услышали.
Логопед выслушивает ответы детей, а затем делает вывод, что можно рассказать самим о достопримечательностях нашего города.
Логопед: Как же нам рассказать так, чтобы ничего не упустить? Что нужно сделать, чтобы составить план рассказа?
Дети подбирают иллюстрации.
Логопед: Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ? Что будет в продолжении? Чем закончим? А как назовем?
Дети группируют иллюстрации, составляя план рассказа. Затем образец рассказа составляет сильный в речевом плане ребенок.
Логопед: Вот наш рассказ готов, как нам передать его побыстрее?
Выслушав ответы детей, предлагает записать на телефон и отправить.
Логопед: Хороший получился рассказ! А честно будет, если рассказ расскажет кто – то один?
Ответы детей.
Логопед: Верно, мы расскажем его по цепочке.
Рассказ воспроизводится по составленному детьми плану по цепочке.
Логопед: Готово! Телефон разрядился, ничего отправить не успела. Что же делать?
Ответы детей.
Логопед: Как вы думаете, творческая мастерская сможет нам помочь в решении этой проблемы? Как?
Проанализировав ответы детей, логопед делает вывод, что все иллюстрации и рассказ объединят в мультфильм о городе. Дети самостоятельно делятся на группе или работают индивидуально.
Дети проходят в «Творческуюмастерскую» (центр группы), рассматривают различные алгоритмы деятельности, подбирают необходимый материал.
(Для этого необходимо подготовить листы, кисти, ватные палочки, карандаши, мелки, краски (акварель, гуашь), пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей, а также разные алгоритмы).
Логопед: Какие изумительные иллюстрации получилась! Я отправлюсь в лабораторию мультфильмов, готовый мультфильм о нашем городе отправлю самым срочным электронным письмом Степану и Александре!
III часть «Рефлексивная»
Логопед: Как здорово, что нам удалось помочь Степану и Александре. А что могло случиться, если бы мы не пришли ребятам на помощь и не рассказали о достопримечательностях нашего города? А как нам в решении проблемы пришла на помощь «Творческая мастерская»?
Дети высказывают свои предположения, а педагог, основываясь на них, подводит итог.
Логопед: Вы большие молодцы, работали дружно. Какое задание было, по-вашему, самым трудным, а самым интересным? А какое из мест вы бы хотели посетить вместе с родителями?
Перечень методической литературы:
1.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием. – СПб., 2001.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда).
Приложения:
Игра «Повтори и продолжи»
Цель:развивать слухоречевую память
Ход игры: взрослый называет слово – достопримечательность города. Следующий участник игры повторяет это наименование и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляв конце новое слово.
Игра «Разрезные картинки»
Цель:развивать зрительное восприятие (зрительный синтез), представление о числовом ряде.
Игровое пособие: иллюстрация, разрезанная вертикально, с числовым рядом (от 1 до10) в нижней части.
Ход игры: дети, устанавливая последовательность числового ряда, собирают разрезанное изображение.
Игра «Найди общий звук»
Цель:развивать фонематический слух.
Ход игры: взрослый называет слова с предшествующей установкой на выделение общего звука.
Игра «Достопримечательности города Красноярска».
Цель:автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных.
Игровое пособие: интерактивная игра в формате …..
Ход игры: дети внимательно слушают вопрос, отвечают, четко произнося звук [с]. При верном назывании картинка-ответ заменяется баннером с изображением достопримечательностей города Красноярска.
Игра «Назови ласково».
Цель:совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Ход игры: взрослый предъявляет слова, предлагая детям назвать их ласково.
Игра «Один - много».
Цель:совершенствовать навык образования существительных в Р.п.
Ход игры: взрослый называет один предмет и предлагает назвать предметы, если их станет много.
Игра «Зарисуй рассказ».
Цель:совершенствовать навык составления плана рассказа по опорным картинкам.
Игровое пособие: иллюстрации с изображением достопримечательностей города.
Ход игры: взрослый создает проблемную ситуацию, решая которую, дети составляют план рассказа по заданной теме.
Игра «По цепочке».
Цель:совершенствовать навык рассказывания, самоконтроля.
Игровое пособие: составленная детьми схема рассказа про достопримечательности города.
Ход игры: взрослый создает проблемную ситуацию, решая которую, дети поочередно проговаривают по одному предложению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников по лексической теме «Улицы родного города» с использованием программного обеспечения PowerPoint
Тема: Составление рассказа с опорой на картинно-графический план Прокудина В.В., учитель-логопед МБДОУ № 15 г.Кандала...
Конспект занятия по развитию связной речи "Приключения Красной шапочки в городе"
Конспект комплексно-интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по логопедии для воспитанников подготовительной группы, имеющих общее недоразвитие речи...
Конспект занятия в старшей группе: «Мой любимый город Красноярск»
Конспект занятия в старшей группе: «Мой любимый город Красноярск» Цель: знакомство детей с достопримечательностями родного города. Задачи: Образовательные: расширя...
Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Город мастеров"
Цели: коррекционно-образовательные: —обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; —учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям; кор...
Конспект занятия-беседы в старшей группе «Улицы города Красноярска»
Конспект занятия-беседы в старшей группе «Улицы города Красноярска»Задачи:а) воспитывать через беседу нравственные качества детей: патриотизм, гуманизм, отзывчивость, мужество, уважен...
Конспект ООД по развитию связной речи "Моя страна, мой город"
Конспект организованной образовательной деятельности может быть использован воспитателями старших групп в ДОУ. Конспект составлен в соответствии с ФГОС. В нем использован интер...
Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия по городу Красноярску»
Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия по городу Красноярску»...