Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соколова Наталия Владимировна

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы «На помощь Федоре»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образованием Качканарского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ласточка»

Конспект

итоговой непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию для детей старшей группы

«На помощь Федоре»

                                                                                    Воспитатель: Соколова

                                                                                      Наталия Владимировна

г. Качканар 2021 г.

Цель: обобщить знания, полученные в течение года.

Задачи:

Развивающие: 

  • Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, поддерживать беседу, не бояться высказывать своё  мнение;
  • Развивать память, внимание, мелкую моторику;
  • Развивать умение согласовывать свои действия с действиями воспитателя и своими товарищами;
  • Способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, координации речи с движением.

Обучающие:

  • Продолжать учить детей называть и различать посуду, правильно строить предложения, полно отвечать на вопросы, употреблять в речи антонимы, обогащать словарный запас детей;
  • Продолжать учить детей выразительно читать стихи;
  • Закреплять умение детей употреблять существительные в единственном и множественном числе;
  • Закреплять умение детей использовать разные способы образования слов;
  • Закреплять умение детей определяет место звука в слове (начало, середина, конец);
  • Закреплять умение детей пользоваться прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к художественному слову;
  • Воспитывать умение детей слушать и слышать воспитателя и своих товарищей;
  • Воспитывать стремление помогать взрослым.

Материал (демонстративный и раздаточный):

Портрет К.И. Чуковского, мяч, мольберт, картинки с различной посудой, разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки на каждого ребёнка.

Предварительная работа: рассматривание посуды, чтение сказки К.И. Чуковского, отгадывание и разучивание загадок о посуде.

Ход НОД

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости:

К гостям лицом вы повернитесь

Улыбнитесь, поклонитесь,

Левой ручкой помашите,

Правой ручкой помашите

И громко, «здравствуйте», скажите!

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Вы готовы? Дети:  Да!

Воспитатель: Игра называется «Скажи наоборот». (Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч каждому ребёнку и называет слово, а дети говорят противоположное значение этому слову)

День - ночь;           Мокрый – сухой;

    Утро - вечер;          Веселый – грустный;  

                            Холодный - горячий;           Открытый – закрытый;

                            Длинный - короткий;           Тихий – шумный;

                           Большой - маленький;           Внутри – снаружи;

                                 Светлый - тёмный;          Горький – сладкий;

                                  Высокий - низкий;         Чисто – грязно;

                                   Широкий - узкий;          Смех – плач;

                                  Мягкий - твёрдый;         Тонкий – толстый;

                                     Далеко - близко;          Больной – здоровый;

                                       Вверху - внизу;         Сильный – слабый;    

                                   Прямой - кривой;         Храбрый – трусливый;

                                       Слева - справа;         Морозный – жаркий;

                                      Вперед - назад;          Пустой – полный;

                                        Мало - много;          Да – нет;

                                Легкий - тяжелый;          Смех – плач.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром, когда я пришла на работу, обнаружила на столе странное письмо. Я вам его сейчас прочитаю, может быть, вы поймёте, о чём оно. «Злая волшебница заколдовала … Если вы выполните все задания, то поможете мне». Вот такое письмо. А к нему прилагается целый список заданий. Ребята, давайте поможем тому, кто написал это письмо? Дети: Да!

Воспитатель: - Тогда слушайте первое задание, вам нужно разгадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон, он чашкам отдает поклон… (чайник)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы, глубокая и мелкая, зовут ее …(тарелка)

3. На кухоньке нашей мы варим в ней кашу, картошку, бульоны, супы, макароны… (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет она и жарит и печет, не приготовить нам еды на кухне без …(сковороды)

5. Лишь для хлеба создана, бережет его она… (хлебница)

6. Ее за ручку мы берем, чай, кофе из нее мы пьем… (чашка)

7. Сама не ем, а людей кормлю… (ложка)

8. Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока… (стаканы)

9. Имеет 4 зуба, каждый день появляется за столом, а ничего не ест (вилка)

10. Новая посуда, а вся в дырках… (дуршлаг)

Воспитатель: - Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы? Дети: Посуда.

Воспитатель: - Правильно. Ребята, давайте вспомним, для чего нужна посуда и какая бывает посуда?

(Ответы детей: кушать из неё, пить чай, воду, сок и т.д., готовить в ней)

- Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

- Из какой посуды мы кушаем? (Столовая).

- Как называется посуда, в которой готовят? (Кухонная посуда).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Слушайте второе задание: «Стихотворение о посуде».

Воспитатель: - А сейчас Паша поможет нам справиться с этим непростым заданием и расскажет нам, для чего нужна посуда.

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей, превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На неё еду кладут, из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд - варят, жарят и пекут!

Воспитатель: - Вот какая она помощница! Спасибо, Паша, за то, что помог справиться с этим заданием.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мельница, мельница, мелит муку,  (крутим руками "мельница")

ветер дует «у-у».  (плавно помахать руками над головой из стороны в сторону)

Намололи мы муки (стучим кулаком об кулак)

вот такие мешки. (изображаем "большие мешки")

Из муки-то, из муки напечём мы пирожки. (хлопаем ладошками с переворотом, изображая пирожки)

Воспитатель: - Ребята, послушайте следующее задание.  Как называется сказка, в которой вся посуда убежала от хозяйки? («Федорино горе»).

- Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский, воспитатель показывает портрет писателя).

- Почему вся посуда убежала? (не мыла ее, не ухаживала за ней).

- Чем заканчивается сказка «Федорино горе»? (посуда простила Федору)

- Ребята, скажите, пожалуйста, что было бы, если бы посуда не простила Федору? (она бы пропала в лесу, вся бы разбилась)

Воспитатель: - Ребята, пока посуда Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась и  раскололась на части.

Следующее задание: «Собери разбитую посуду». Ребята, а как же мы с вами сможем собрать разбитую посуду? Что с нами может случиться? (ответы детей: поранимся).

Дети, вы не расстраивайтесь, я знаю, как нам выполнить это задание. У вас на столах лежат картинки, разрезанные на части. Когда вы их соберёте в целую картинку, то у вас получится один из предметов посуды.

Игра «Собери посуду»

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник, кастрюля, чашка, сковорода, тарелка, дуршлаг).

Воспитатель: - Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

Игра «Один - много»

Ребята, скажите: один чайник, а много чайников;

                            одна чашка – много чашек;

                             одна кастрюля – много кастрюль;

                             одна тарелка – много тарелок.

Игра «Назови ласково»

Дети, как назвать ласково эту посуду? (ответы детей: чайничек, чашечка, кастрюлька, тарелочка).  

Воспитатель:  - Сейчас мы с вами поиграем, выходите ко мне на ковер, вставайте в круг. Давайте с вами вспомним, какая бывает посуда, из чего ее изготавливают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Вилка из металла – металлическая …

Ваза из хрусталя – хрустальная…..

Сковородка из чугуна – чугунная……

Стакан из стекла – стеклянный…….

Масленка из пластмассы – пластмассовая

Нож из стали – стальной …..

Таз из меди – медный;

Кастрюля из железа – железная….

Ребята, вы знаете, что каждому продукту есть место в посуде, а самой посуде на кухне.

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Масло сливочное положим…(в маслёнку).

Сахар насыпаем…(в сахарницу).

Соль у нас в …(в солонке).

Хлеб положили в …(в хлебницу).

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, вот – вот  (шаги на месте)

Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища)

Я чай кипячу и кричу: (хлопки в ладоши)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу (прыжки на месте)

Детям садятся на стульчики.

Воспитатель: - Молодцы, мы справились с этим заданием. Слушайте следующее задание.

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Воспитатель: - Молодцы! А теперь поиграем в игру, которая называется «Хлопни в ладоши». Правила игры очень простые. Когда я буду называть гласный звук, вы хлопаете в ладоши, когда согласный прячете руки за спиной. Но прежде чем мы начнем,  давайте вспомним, что такое звук? (ответы детей). Как определить гласный звук или согласный? (ответы детей).

 Молодцы, а теперь давайте поиграем. (Воспитатель проводит игру).

Где находится звук «Ч» в слове чашка: в начале, середине или в конце слова? Где находится звук «Ж» в слове ложка? Где находится звук «К» в слове чайник?

Воспитатель: - Ребята, я знаю, что вы, почти все,  помогаете маме мыть посуду. А как вы это делаете об этом, вы сейчас расскажете.

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Воспитатель: - Ребята, смотрите, кто это к нам пришёл? (Федора).

Федора: - Спасибо, вам, ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли мне вернуть мою посуду.

Воспитатель: - Ребята, так вот о чём говорилось в письме. Это Федора просила нас о помощи.

Федора: - Я больше не буду  посуду обижать, буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Воспитатель: - Федорушка, а почему ты загрустила?

Федора: - Я посуду так тщательно мыла, что стёрла все рисунки. Вы не могли бы мне помочь, раскрасить посуду?

Воспитатель: - Ну, что ребята, поможем Федоре? Дети: да!

Дети раскрашивают посуду и дарят её Федоре. Федора благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...