Практический материал по теме недели "Рыбы"
картотека по развитию речи

Зенихина Светлана Владимировна

картотека пальчиковых игр, словесных игр, и игр на развитие графомоторных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_obitateli.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г.Орска»

Практический материал

по лексической теме

«Водные обитатели»

 

Подготовила:

учитель-логопед

Зенихина С.В.

Приложение 1.

Картотека пальчиковых игр.

1. «Жил да был один налим»

Жил да был один налим

Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.

Два ерша дружили с ним

Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь

Прилетали к ним три утки

По 4 раза в сутки

Руки сложены накрест, взмахи ладонями

И учили их считать:

Разжимать и сжимать кулачки

1, 2, 3, 4, 5

Загибать пальчики, начиная с большого.

2. «Акула»

Приплывали две севрюги,

Двумя ладонями дети изображают, как плывут рыбы

У них спины, словно дуги

Выгибают ладони тыльной стороной вверх

Налетели с двух сторон

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу

Ты, акула, выйди вон!

Делают толчок ладонями от груди.

3. «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,

Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

Медленно сжимают ладони

Рыбка спину изогнула

Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла

Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

Снова «плывут».

4. «Рыбки»

Рыбки пляшут в синем море

Хорошо им на просторе.

Вытянуть соединённые ладошки и качать ими влево - вправо. Текст повторить несколько раз.

5. «Черепаха»

Черепашка в пруд ползёт,

Домик на себе везёт.

Ты быстрей, быстрей ползи,

Домик весело вези.

Подушечками пальцев и нижней стороной ладони прикасаться к столу, образуя полушария. Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперёд весь «домик» черепашки.

6. «Осьминожки»

Плыли, плыли осьминожки

Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулака

 Опустились на дорожку

Поставить пальцы подушечками на колени

Быстро-быстро побежали

Пальцы бегают по коленям

И три ножки потеряли

Но зато осталось пять –

На слово «пять» показать раскрытые ладони

Можно все пересчитать!

Поочерёдно загнуть все пальцы в кулак

7. «Щука»

Щука в омуте жила,

Щёткой воду мела.

Ладони соединены, руки вытянуты вперёд, «плывёт»

Щи готовила гостям,

Движения руками в стороны

Угощение лещам

Круговые движения руками.

8. «Рыбки»

Рыбки под водой резвятся

Вместе плавают, кружатся

Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.

И ныряют – раз, два, три…

Как им весело, смотри!

Ладонями делать ныряющие движения

9. «Краб»

В синем море краб идёт

Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз, переплести (лапки краба), раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук направить к себе (голова краба).

Быстро лапками гребёт

Быстрыми движениями пальцев показывают, как краб гребёт лапками.

Тихо краб идёт по дну,

Ищет он себе еду.

Краб идёт на лапках-пальчиках сначала в одну сторону, затем в другую.

10. «Крокодил»

Лёг на берег крокодил,

Вытянуть вперёд руки, положить одну на другую, соединить ладони, изображая лежащего на берегу крокодила.

Пасть открыл и вновь закрыл

Разъединяя и соединяя ладони, показывать, как крокодил открывает и закрывает пасть.

Никого он не глотает, только всех вокруг пугает.

11. «Осьминоги»

Осьминоги, осьминожки

Тренируют ручки, ножки.

Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).

Могут плавать вверх и вниз

Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх.

Сальто сделают на бис.

Ладони переворачиваются в воздухе.

Вправо проплывут и влево,

тренируются умело.

Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот.

12. «Кит»

Вот плывёт по морю кит

Ладони чуть округлены и соединены пальцами («кит»). Делать волнообразные движения ладонями, изображая плывущего кита.

У него весёлый вид.

Указательный палец рисует в воздухе улыбку.

Любит в море кит играть,

Вверх фонтанчики пускать.

Кисть руки поднята. Быстрыми движениями выпрямленных пальцев изображать фонтанчики воды.

13. «Морская волна»

На морях бывают штормы,

Там большие ходят волны.

Волнообразные движения сцепленных рук перед собой.

Выше дома, выше крыш

Увеличить амплитуду волн

Пароход им - как малыш!

Максимальные волны сцепленными руками.

14. «Волна»

Светит полная луна,

За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море.

Волн спокойный мерный шум

Усыпляет праздный ум…

Но так долго вредно спать –

Нам давно пора вставать.

Соединить пальцы рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу обеих рук.

15. «Аквариум»

Ц: координация речи и движения, развитие воображения.

Улитки ползут, свои домики везут.

Дети передвигаются по кругу в полуприседе,

сложив руки за спиной.

Рогами шевелят, на рыбок глядят.

Останавливаются, делают рожки из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.

Рыбки плывут, плавничками гребут.

Передвигают по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, делая движения только ладонями вперёд, назад.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

Плавные повороты туловища влево, вправо и наоборот.

16. «Летучая рыба»

Ц: координация рыбы с движением, развитие творческого воображения.

Я летучая, прыгучая,

Улетела бы за тучу я.

Дети двигаются по кругу подскоками, затем взмахивают руками, как крыльями.

Да соскучилась бы вскоре,

До того люблю я море.

Двигаются по кругу, изображая плавание рыб.

17. «Рыба-меч».

Импровизация движений в такт стихотворению.

Захотела рыба-меч

Воду надвое рассечь:

Раз — сечет, два — сечет,

А вода себе течет.

Приложение 2.

Загадки про водных обитателей.

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит –

Так живёт на свете … (кит).

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знает и француз и финн:

Любит поиграть … (дельфин).

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (акула).

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Ручки у неё и пузо.

А зовут её … (медуза).

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей … (краб).

На лошадку так похоже.

И живёт-то в море тоже.

Вот так рыбка, скок, да скок –

Прыгает морской … (конёк). 

Приложение 3.

 Лексико-грамматические игры и упражнения

1.  «Подбери слово».

 Подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.

2.  «Запомни и повтори».

 Формирование обобщающих понятий у детей.

Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.

3.  «Вопросы — ответы».

 Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме.

Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости.

4.  «Рыбы-великаны».

 Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище, -ища: пескарь — пескарище, окунь — окунище, ерш — ершище, акула — акулища, карась — караси|ще, рыба — рыбиша.             

                          

5.  «Составь предложение».

 Дети становятся в круг. Педагог  бросает кому-либо мяч и просит сказать два (три, четыре)  слова про акулу (пескаря, щуку, окуня и т. п.).

6. «Рыболов». Согласование числительных с существительными.

Педагог  показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня» и т. д.

7. «Назови ласково»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Окунь - …                Ёрш - …

Щука - …                 Сом - …

Карась - ….              Налим - …

8. «Дополни ряд»

Активизация словаря по лексической теме.

В реке живут: налим, ….

В море живут: кит, …

В озере живут: карась, …

Щука (какая?) – хитрая, …

Карась (какой) – маленький, …

Ерши (какие) – шустрые, …

Сом (что делает?) – спит, …

Щука (что делает?) – охотится, …

Приложение 4. Развитие графомоторных  навыков.

  1. Трафареты.

Ц: умение обводить по контуру, вырезать (перед распечаткой трафареты увеличить).

Трафарет рыбТрафарет акулыТрафарет дельфинаТрафарет рыбы-молот

Котик                               Акула                             Дельфин                                   Молот

                 

D:\Диски с картинками\Животные\Рептилии\turtl004 п.gifD:\Каталог картинок\Л\ANIM356 п.gifD:\Диски с картинками\Животные\Рептилии\snake005 п.gif

Черепаха                                                      Лягушка                                     Змея

Список использованной литературы.

  1. Анищенкова Е.С.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – М.: АСТ*Астрель, 2006.
  2. Савельева Е.А. тематические загадки и весёлые игры для пальчиков – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2007.
  3. Реент Н.А. Система комплексныхт занятий в подготовительной группе – Волгоград, «Учитель», 2011.
  4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбом 4), «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
  5. Тырышкина О. В. Индивидуальные логопедические занятия (старший дошкольный возраст). Волгоград, «Учитель», 2012.
  6. Нищева
  7. Галямова Л.Н., Субботина И.С. Коррекционные часы (тематические) для детей дошкольного возраста.  Благовещенск, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с трудом взрослых (подборка практического материала по теме "Труд взрослых")

Данная подборка материлов подходит для ознакомления детей с трудом взрослых на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в течении дня....

Практический материал по теме "Развитие чувства цвета старших дошкольников"

игры - сказки и упражнения для развития чувства цвета дошкольников...

Практический материал по теме:"Здоровьесберегающие технологии" (комплекс дыхательных упражнений)

Данный практический материал  поможет  педагогам использовать его для оздоровления детей в ДОУ, а также эти упражнения можно рекомендовать родителям....

Фольклор народов севера. Практический материал по теме: "Народные обряды и традиции"

В книге содержатся стихи, сказки и загадки, которые  помогут пробудить у дошкольников  интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли....

Фольклор народов севера. Практический материал по теме: "Народные обряды и традиции"

В книге содержатся стихи, сказки и загадки, которые  помогут пробудить у дошкольников  интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли....

Практический материал по теме "Эстетическое воспитание дошкольников"

Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.Самостоятельная художественная деятельность до...

Практический материал по теме "Словесные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях по развитию речи"

Занятия по развитию речи можно проводить в соответствии с лексическими темами. Дидактические игры и упражнения предворяет познавательная часть, которая ориентирует педагога в объеме информации, к...