Мастер -класс "Развиваем пальчики - развиваем мозг"
план-конспект занятия по развитию речи
мастер класс для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс. Развиваем пальчики- развиваем мозг | 299.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад № 2
Мастер-класс
«Развиваем пальчики – развиваем мозг»
Дорина Людмила Владимировна
воспитатель
Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
- показать значимость развития кистевой моторики у детей;
- познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
- создать условия для педагогического общения.
- Введение
Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».
Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой
- 2 -
информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.
Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
- 3 -
Практическая часть
Образовательная деятельность с детьми
Воспитатель: - Сегодня вас ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Без них нам трудно жить на свете:
Не сможем шить, носить, держать.
Вот такие «пять да пять».
Угадайте, как их звать? (Пальчики)
Воспитатель: - Верно, эти помощники — наши пальчики, дружные и послушные. На каждой руке живут пять пальчиков. У каждого пальчика есть свое имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.
Дети массируют каждый пальчик.
Это большой пальчик – он как толстый мальчик.
Десять порций каши съел, от того и растолстел.
Этот пальчик указательный – он самый внимательный.
Все увидит, но не скажет, только сторону укажет.
Средний пальчик – это тот, что в середочке живет.
Следующему пальчику имени не дали,
Вот так безымянным его и прозвали.
А этот пальчик маленький – мизинчик называется,
На нем рука кончается!
1.Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования
«Веселый карандаш»
«УТЮЖОК»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
- 4 -
«ДОГОНЯЛОЧКА»
Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
«КАЧЕЛИ»
Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.
Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.
Покачаю вверх и вниз –
Крепче, карандаш, держись!
«ГОРКА»
Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
«ВОЛЧОК»
Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
«ВЕРТОЛЁТ»
Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.
Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.
«ЭСТАФЕТА»
Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.
Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай
- 5 -
карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.
«ЛАДОШКА»
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.
Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.
Вывод: Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Массаж прищепками
В гости пришел котенок не с пустыми руками. Что это у него?(раздать детям прищепки)
Кусается сильно котенок-глупыш
Он думает: это не палец , а мышь
Но я же играю с тобою малыш
А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»
Зимой и леток одним цветом. (Ель)
(Дети прикрепляют прищепки вместо иголок).
Он в лесу живет под елкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец. (Ёжик)
(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).
Ночью спрячется оно —
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьется радостное. (Солнце)
(Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).
- 6 -
Пальчиковые упражнения.
«Паучок»
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.) | |
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
«Дом» изобразить двумя руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт.
Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,
Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем.
- 7 -
Пальчиковые игры
Мишки
Мишка косолапый Дети имитируют шаг медведя, руки на поясе.
По лесу идет,
Шишки собирает Имитируют собирание шишек.
И ... в карман кладет. Выполняют соответствующие движения.
Вдруг упала шишка Кулачком дотрагиваются до лба.
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился Делают рассерженное выражение лица.
И ногою — топ! Топают ногами.
Пальчиковая игра с крупой
Накорми обедом Мишку и собачку. Мишка любит фасоль , а собачка макароны
2. «Пальчиковые упражнения»
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время: утром, во время совместной деятельности воспитателя и ребёнка, на прогулке и т.д.
Условно делятся на три группы
1 группа. Упражнения для кистей рук
– развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
– учат напрягать и расслаблять мышцы;
– развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
– учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы). совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. Развивают подражательную способность: учат напрягать и расслаблять мышцы, учат переключаться с одного движения на другое): кольцо, коза, заяц;
,
3 группа. Упражнения для пальцев динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, учат сгибать и разгибать пальцы, развивают точную координацию движений): кулак-ребро-ладонь; ножницы, собака-лошадь; и т.д.
Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.
3 Пальчиковые игры
Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками, логосказки и т.д.
Логосказки–способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики.
С атрибутами: пальчиковый театр, платочки, резиночки, перчатки.
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.
С предметами: для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки. Это идеальные игрушки для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.
Но кроме игрушек , выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.
Пособие «Пальчиковые шаги». Идея разработана Тимофеевой Е.Ю. и Черновой Е.И. Пальчиковые шаги – это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы. В этом пособии представлены варианты работы для левой и правой руки. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй.
Пособие «Игры с пуговицами». В процессе игры развивается мелкая моторика, зрительно-моторная координация, математическое мышление, внимание, точность движений, тактильное восприятие, творческая и эмоциональная сфера. Ребенок украшает шаблоны пуговицами.
Пособие «Контуры». Я его считаю многофункциональным. Дети выкладывают контуры предметов различными материалами: ракушками, камешками, бусинами, пуговицами, веревочкой, пластилином, так же их можно заштриховывать.
Пособие «Игры с прищепками». Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.
Игры с крупами. Самая распространённая игра – рисование на манке. Насыпаем манную крупу в мелкую тарелку или крышку от коробки и предоставляем ребенку полную свободу творчества. Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять "нетронутый лист", а значит можно приступать к созданию нового шедевра.
Еще один вид игры с крупами – это «Сухой бассейн». Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью.
Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
Вывод: пальчиковые игры очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
4 Творческая деятельность
Работа с глиной, пластилином, соленым тестом
Работа с бумагой, картон, гофра, салфетки, ткань разной текстуры, вата
Работа с природным и бросовым материалом: желуди, шишки, орехи (грецкие, фундук), скорлупу от орехов, веточки, почки, песок, глина, листья, крупа (манная, гречневая, горох, бобы, фасоль и пр), макаронные изделия, бусинки, пуговицы, крышки, яичная скорлупа и т.д.
Конструирование из разных видов конструкторов.
Рефлексия
Предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево цветными ладошками. Рефлексия «Светофор» - зеленый – было интересно, мне понравилось, желтый – не очень интересно, красный – зря потрачено время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по теме "Развиваем пальчики- развиваем мозг"
Программа направлена на развитие речи детей 3х лет через развитие мелкой моторики рук.В программу включены занятия по пластилинографии , тестопластике, пальчиковые игры, игры со специальным оборудован...
РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ, РАЗВИВАЕМ МОЗГ
Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет. Интересные занятия для совместной игры с детьми, помогут подготовить пальчики ребёнка к письму....
Консультация для родителей «Рисуем пальчиками, развиваем мозг»
Консультация для родителей «Рисуем пальчиками, развиваем мозг»Самый доступный способ развить у малыша творческое начало заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша ...
Развиваем пальчики - развиваем мозг
Памятка для родителей о пользе пальчиковой гимнастики...
Памятка для родителей "Веселые пальчики или рука развивает мозг"
Памятка для родителей "Веселые пальчики или рука развивает мозг"...
Рисуем пальчиками, развиваем мозг
Консультация для родителей ...