Мастер класс многофункционального развивающего пособия «Подбери и расскажи…» в работе с дошкольниками по развитию связной речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 556.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс многофункционального развивающего пособия
«Подбери и расскажи…»
в работе с дошкольниками по развитию связной речи
Платонова Галина Викторовна, Булыгина Кристина Сергеевна воспитатели старшей А группы комбинированной направленности
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Ягодное
муниципального района Ставропольский Самарской области
структурное подразделение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования
детский сад «Ягодка»
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» (Плутарх)
Актуальность
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
Сегодня будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» (педагог-психолог Сохин Ф.А.)
Всем известно, что достичь положительной динамики в процессе развития связной речи, можно при использовании нестандартного пособия. Такое пособие должно быть ярким, необычным, привлекать внимание не только детей, но и взрослых. Дети с удовольствием играют с ним, не замечая, что тем самым они формируют и развивают связную речь.
Новизна
В предлагаемом пособии «Подбери и расскажи…» раскрываются основные формы речевой работы с детьми дошкольного возраста. Наше пособие отличается многофункциональностью, нестандартностью и красочностью, которые привлекает внимание детей и повышает их интерес во время образовательной деятельности и в индивидуальной работе по развитию связной речи.
Цель:
Развитие связной речи, внимания, памяти, умения составлять рассказ по сюжетным картинкам выстраивая последовательность событий.
Задачи:
- формировать у детей умения пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;
- формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности;
- развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять небольшие рассказы;
- развивать звуковую культуру речи.
Описание
Пособие «Подбери и расскажи» представляет собой настольную папку с разноцветными сюжетными картинками. Основой является пластиковая папка, с четырьмя кольцами, на которые нанизаны разноцветные разрезные сюжетные картинки отображающие разные действия людей и происходящее, в разное время суток и время года. В верхней части поля папки, над сюжетными картинками, располагается пластиковый карман-накопитель с карточками, содержащими краткий описательный рассказ, подходящий к одному из ряда сюжетных картинок. В нижней части поля папки, под сюжетными картинками, находится прозрачный карман, в который ставится карточка с кратким описательным рассказом, подходящая к одному из ряду сюжетных картинок.
Применение
Пособие предназначено для развития связной речи у дошкольников старшего возраста, как в фронтальной так и в индивидуальной образовательной, а также самостоятельной деятельности детей. Отдельные элементы – «цветные сюжетные картинки» можно использовать как игра «пазл». Данное пособие вызывает интерес у ребят, желание взаимодействовать и использовать его в своей деятельности. Оно соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, безопасное, компактное, простое и удобное в применении. Изготовленное пособие можно использовать как в условиях помещений, так и на улице, в теплое время года (все элементы пособия изготовлены из пластика и заламинированы, не подвержены воздействию влаги).
Данное пособие размещено в групповой комнате в речевом уголке, в легкой доступности для воспитанников.
Игры
- «Послушай и подбери..»
Цель: развивать внимание, память, мышление дошкольников.
Ход: Ребенку зачитывается небольшой рассказ. Задача ребенка, внимательно прослушав его, подобрать ряд картинок подходящих под действие данного рассказа и выложить в смысловом порядке.
- «Подбери и расскажи…»
Цель: развивать внимание, память, мышление, связную речь дошкольников.
Ход: Ребенку предлагается первая смысловая картинка из ряда, который он должен найти и продолжить, а затем составить небольшой описательный рассказ по подобранному сюжету.
- «Я начну, а ты продолжи…»
Цель: формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать, слушать и слышать товарища по игре.
Ход: Один ребенок начинает подбирать смысловые картинки по выбранному сюжету, а второй продолжает подбор и заканчивает составление небольшого рассказа.
- «Найди начало и конец»
Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение делать выводы.
Ход: Ребенку предлагаются смысловые картинки по одному из рассказов в неправильной последовательности. Задача ребенка выстроить последовательный смысловой ряд из картинок, составить небольшой рассказ, определить его начало и конец.
- «Четвертый лишний»
Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение делать выводы.
Ход: Ребенку предлагается ряд смысловых картинок по одному из рассказов, среди них есть одна лишняя, относящаяся к другому смысловому ряду. Задача ребенка выявить лишнюю картинку и выстроить последовательный визуальный ряд, составить небольшой рассказ.
Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе основной образовательной деятельности, но, прежде всего, во время свободного общения.
Стало очевидно, что необходимо изменение, расширение и преобразование способов и методов работы воспитателя по развитию речи дошкольников.
Литература:
- Глухов В. П.: Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. — 1994.
- Е.Г. Карельская «Растим говорунов» изд. «Дрофа» М. 2007
- http://sundekor.ru/referat/bystro/didakticheskie-igry-po-razvitiiu-slovesnogo-tvorchestva/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».
В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....
Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность педагога и детей по созданию мультфильмов, способствующих развитию связной речи.»
Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность педагога и детей по созданию мультфильмов, способствующих развитию связной речи.»...
Мастер-класс для педагогов«Пластилинография, как одно из направлений работы с дошкольниками, способствующее развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук»
Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук на обычном листе картона расцветают сказочные цветы, оживают насекомые, ...
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов и родителей...
Мастер- класс «Многофункциональное дидактическое пособие по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста «Скатерть Развивай- ка!»».
Цель: Обогащение развивающей – игровой среды, развитие мелкой моторики рук детей, развитие и обогащение речи детей.Задачи:1. Развитие мелкой моторики рук;2. Развитие творческих способносте...