Копилка Народной мудрости
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Копилка народной мудрости
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей, развивают нравственные качества личности, без назиданий и поучений. В маленьком возрасте малыш еще не способен воспринимать взрослую серьезную речь, о совершенно незнакомых и непонятных вещах. Другое дело поговорки, которые благодаря своему слаженному слогу, непринужденности, и легкому восприятию и запоминанию, способны раскрыть ребенку самое главное- духовное и нравственное начало.
Игра «Угадай пословицу».
За (какой?) головой, как за каменной стеной (умной, большой, старой).
(Какую?) дружбу топором н6е разрубишь? (Верную, долгую, красивую).
(Что?) век не забудется? (Добро, богатство, бедность).
(Какому?) человеку бывает стыдно и перед кошкой (взрослому, старому, доброму).
Худо тому, кто (что?) не делает никому (добра, встреч, помощи).
(Какое?) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное).
(Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, весёлое).
Людям забота как воздух нужна, стать всем (каким?) поможет она (выше, богаче, добрее).
Игра «Закончи пословицу или поговорку»
Терпение и труд ... (все перетрут).
Дело мастера ... (боится).
С волками жить ... (по-волчьи выть).
Яблоко от яблони ... (недалеко падает).
Грамоте учиться ... (всегда пригодится).
Худой мир ... (лучше доброй ссоры).
На безрыбье ... (и рак рыба).
Один в поле ... (не воин).
Ученье — свет ... (а неученье — тьма).
Что посеешь ... (то и пожнешь).
Шила в мешке ... (не утаишь).
Блиц опрос «Знатоки пословиц».
Он красен платежом. (Долг)
Разлетаются при заготовке дров в лесу. (Щепки)
Праздник, не являющийся круглогодичным для кота. (Масленица)
Специалистка по поиску грязи. (Свинья)
Приходит во время еды. (Аппетит)
Не укусишь, несмотря на близость местонахождения. (Локоть)
Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка)
Дорога к обеду. (Ложка)
По нему провожают. (Ум)
Тихое место обитания нечистой силы. (Омут)
Птица, на которую не похоже вылетевшее слово. (Воробей)
Не присмотренное у семи нянек. (Дитя)
Он не приходится товарищем свинье. (Гусь)
Город-долгострой. (Москва)
Если своя, то не тянет. (Ноша)
Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в руках. (Синица)
Они считаются классической парой. (Сапоги)
Животное, являющееся щенком до старости. (Маленькая собачка)
Всему голова. (Хлеб)
Порядковый номер блина, получившегося комом. (Первый)
Куда не рекомендуется ходить со своим уставом. (В чужой монастырь)
У них нет товарищей. (Вкус и цвет)
Он спит, а служба идет. (Солдат)
Путеводитель до Киева. (Язык)
Им нельзя испортить кашу. (Масло)
Головной убор, который указывает на нечестного гражданина. (Шапка)
Единица счета по осени. (Цыпленок)
Чужой, куда бросают камни. (Огород)
Мать ученья среднего рода. (Повторенье)
Знающий свой шесток. (Сверчок)
Друг человека. (Собака)
Любитель кататься в масле. (Сыр)
То, что хвалит каждый кулик, если оно свое. (Болото)
Они падают близко от дерева, на котором росли. (Яблоки)
После ее завершения бесполезно махать руками. (Драка)
Для нее всегда хомут найдется. (Шея)
Время года для приготовления саней. (Лето)
Бегущий на ловца. (Зверь)
Игра «Вспомни пословицу и поговорку»
Игрокам даётся фраза, а они должны подобрать к ней пословицу или поговорку
Учись всю жизнь — Век живи — век учись.
Беречь время — Делу — время, потехе — час. Разумно жить, минутой дорожить.
Береги здоровье — Больной и сам не свой.
Не болтай — Держи язык за зубами.
Будь гостеприимным — Гостю щей не жалей, а погуще лей. Гостю почет, а хозяину честь.
Не торопись, делай все аккуратно — Делано наспех, делано на смех. Поспешишь — людей насмешишь.
Держи слово— Не давши слова, крепись, а давши — держись.
Не завидуй другим. — Завидущи глаза не знают стыда. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Не ссорься — Ссора до добра не доведет. Лучше худой мир, чем добрая ссора.
Доводи начатое дело до конца — Не верь началу, верь концу.
Игра «Исправь ошибку»
Игрокам даётся начало от одной пословицы, а коней от другой. Нужно исправить ошибку и назвать пословицы.
Баба с возу, а хомут найдется
Баба с возу — кобыле легче
Была бы шея, а хомут найдется
Беды мучат, а руки делают
Беды мучат, да уму учат
Глаза страшатся, а руки делают
Без труда не накинешь платок
Без труда не вынешь и рыбку из пруда
На всякий роток не накинешь платок
Едешь на день, а сам не плошай
Едешь на день — хлеба бери на неделю
На бога надейся, а сам не плошай
За двумя зайцами погонишься, бей молотом
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Не умеешь шить золотом, бей молотом
Где тонко, там и горя нет
Где тонко, там и рвется
Где любовь и совет, там и горя нет
Красна птица пером, да дураку досталась
Красна птица пером, а человек — умом
Умная голова, да дураку досталась
Скучен день до вечера, мужик не перекрестится
С кучен день до вечера, коли делать нечего
Гром не грянет, мужик не перекрестится
Игра «Подбери пословицу»
Игроки должны к пословице слева подобрать пословицу из правого столбика схожую по смыслу
| Большое дело не бывает без потерь |
| Одного поля ягоды |
Куй железо, пока горячо | За деревьями не видно леса |
| Ржавое железо не блестит |
| Делай все вовремя |
| Трудно и дереву одинокому расти |
| Чистое золото ценится дорого |
Один в поле не воин | Теперь обувь шьют и без шила |
| О книге не суди по переплету |
| Из угольного мешка не выходит белой пыли |
Что посеешь, то и пожнешь | Не говори гоп, пока не перескочишь |
Не дивись на человека, а дивись на его дело | |
Что делаешь, то и имеешь |
- Игровое упражнение «Восстанови пословицу».
Цель: формирование умения продолжать пословицу по заданному началу.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что необходимо продолжить окончание пословицы или поговорки, после того как воспитатель проговорит первые слова, например «Без труда … (не вытянуть и рыбку из пруда):
«Как аукнется … (так и откликнется)
«Любишь кататься … (люби и саночки возить)
«Какие сами … (такие сани)
«За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь)
Делу время … (потехе час)
«Волков бояться … (в лес не ходить)
«Семь раз отмерь … (один раз отрежь)
«Кончил дело … (гуляй смело)
«Поспешишь … (людей насмешишь)
«Будет терпенье … (будет и уменье) и другие
- Игровое упражнение «Назови в рифму»
Цель: упражнять в умении подбирать пословицу (поговорку) по рифмующимся словам
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель называет рифмующиеся слова, а дети подбирают подходящую пословицу или поговорку, например «Дело – смело» - «Сделал дело – гуляй смело»
«Руки – скуки» - «Умелые руки не знают скуки»;
«Терпенье – уменье» - «Будет терпенье, будет и уменье»;
«Труды – плоды» - «Какие труды, такие и плоды»;
«Лад – клад» - «Где лад, там и клад»
«Читать – знать» - «Будешь книги читать – будешь все знать»;
«Калачи – печи» - «Любишь есть калачи, не сиди на печи»
«Тепло – добро» - «При солнышке тепло, а при матери добро»;
«Кататься – возить» - «Любишь кататься, люби и саночки возить»;
«Минутки – шутки» - «Не жалей минутки для веселой шутки» и др.
- Игровое упражнение «Подбери поговорку»
Цель: развивать умение подбирать поговорку к заданному слову.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему такую поговорку, где это слово встречается, например: белка – «Крутиться, как белка в колесе»
Гром – «Как гром среди ясного неба»;
Лиса – «Лиса хитростью берет»;
Козел – «Пусти козла в огород»;
Овца – «Паршивая овца все стадо портит»
Гусь – «Как с гуся вода»;
Лень – «Ленивому и лениться лень»;
Сапог – «Два сапога пара»;
Хлеб – «Хлеб всему голова»;
Беда – «Лиха беда – начало» и другие.
- Игровое упражнение «Подумай и назови»
Цель: упражнять в умении подбирать пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что нужно подумать и назвать те пословицы и поговорки, в которых есть числа, например число «2» - «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
число «1» - «Один поле не воин», «Одна пчела много меда не наносит»
число «2» - «Старый друг лучше новых двух», «Два друга – мороз да вьюга»
число «7» - «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут»
число «100» - «Трусливый сто раз умирает»
- Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Цель: упражнять детей в умении определять сематические отношения слов в пословицах и поговорках; подбирать поговорки, в которых встречаются слова - антонимы.
Ход упражнения: Правила заключаются, в том что воспитатель предлагает подумать и назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с противоположным значением, выделять их из пословицы, например «Добро помни, а зло забывай»
«Старый друг лучше новых двух»;
«Лето собирает, а зима съедает»;
«Ученье – свет, а не ученье – тьма»;
«И месяц светит, коль солнца нет»;
«Не хвались началом, а хвались концом»;
«Умеешь взять – умей и дай»
«Делу время – потехе час»;
«Как аукнется, так и откликнется»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и другие.
6. Упражнение «Объяснялки»
Цель: применить принцип тематического отбора пословиц и поговорок при составлении сказок или рассказов детьми.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что после обсуждения какой-нибудь пословицы необходимо придумать небольшой рассказ или сказку, в котором кто-то из героев мог сказать эту пословицу и нарисовать иллюстрацию к пословице. Это упражнение рекомендуется использовать при ознакомлении детей с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены следующие пословицы: «У страха глаза велики», «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Трусливому зайке и пенек волк».
7.Упражнение «Кто больше вспомнит пословиц?»
Цель: упражнять в умении подбирать подходящие пословицы и поговорки по заданию взрослого, развивать память, воображение, художественные способности у детей.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель предлагает ребенку подобрать половицы к определенному литературному произведению, конкретному сказочному эпизоду, сюжетной картине, отражающей конфликтную ситуацию и т.п.
8.Дидактическая игра «Подбери пословицу по картинкам с изображениями»
Цель: упражнять в умении подбирать подходящие пословицы и поговорки по заданию взрослого, развивать память, воображение, художественные способности у детей.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель предлагает ребенку назвать подходящую пословицу к картинке с изображением. Например: на картинке изображен какой–нибудь вид работы, то пословица «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
9.Игра «Изобрази пословицу пантомимой»
Цель: формировать умение подбирать подходящие жесты, чтобы изобразить пословицу, развивать память, воображение, художественные способности у детей.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель предлагает ребенку изобразить пословицу пантомимой. Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.
10.Игра «Изобрази пословицу схемой»
Цель: формировать умение подбирать подходящие схемы, пиктограммы, чтобы изобразить пословицу, развивать память, воображение, художественные способности у детей.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель предлагает ребенку изобразить, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.
Озорные буквы в пословицах и поговорках
-найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл:
1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум)
2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду)
3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк)
4.Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу)
5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг)
6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка)
7. Два сапога -тара.(Не тара, а пара)
8. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти)
9. Мы сами с ушами. (Не с ушами, а с усами)
10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд)
11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов)
12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар)
13. Не за своё тело не берись. (Не тело, а дело)
14. Не игла шьёт, а раки. (не раки, а руки)
15. На чужой караван рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. (Не караван, а каравай)
16. Не тесто красит человека, а человек тесто. (Не тесто, а место)
17. Слезами хорю не поможешь. (не хорю, а горю)
18. Марина любит ласку, чистку и смазку. (Не Марина, а машина)
19. Без моли и хлеб не естся. (Не моли, а соли)
20. Нет такого силача, которого слон не поборет. (Не слон, а сон)
21. Близок ломоть, а не укусишь. (Не ломоть, а локоть)
22. На ловца и дверь бежит. (Не дверь, а зверь)
23. На горе шапка горит. (не на горе, а на воре)
24. В пустой дочке много звону. (Не дочке, а бочке)
25. Корова на дворе- молоко на столбе. (Не на столбе, а на столе)
26. Рыбка мелка, да муха сладка. (Не муха, а уха)
27. Летом тень год кормит. (Не тень, а день)
28. На мышку и мошка-зверь. (Не мошка, а кошка)
29. Лось до добра не доведёт. (Не лось, а ложь)
30. В семье не без удода. (Не удода, а урода)
31. Не речь кормит, а труд. (не речь, а печь)
32. Забота не волк- в лес не убежит. (Не забота, а работа)
33. У него олень за пазухой. (Не олень, а лень)
34. Деньги слёт любят. (Не слёт, а счёт)
35. Всё пошло на вечер. (Не вечер, а ветер)
36. Каждый кулик своё долото хвалит. (Не долото, а болото)
37. Лес рубят – кепки летят. (не кепки, а щепки)
38. Своя щука-владыка. (Не щука, а рука)
39. Двое пишут – семеро руками машут. (Не пишут, а пашут)
40. Вола ноги кормят. (Не вола, а волка)
41. Не зная броду, не суйся в моду. (Не в моду, а в воду)
42. Ни кола, ни вора. (Не вора, а двора)
43. Своя нога не тянет.(Не нога, а ноша)
44. Трус и своей лени боится. (не лени, а тени)
45. Толочь в ступе соду. (не соду, а воду)
46. Полк в овечьей шкуре. (Не полк, а волк)
47. Лучшее врач хорошего. (Не врач, а враг)
48. Нашла коза на камень. (Не коза, а коса)
49. От бобра бобра не ищут. (Не бобра, а добра)
50. В здоровом теле здоровый пух. (Не пух, а дух)
51. Крутится как булка в колесе. (Не булка, а белка)
52. На безрыбье и бак рыба. (Не бак, а рак)
53. Яйца куницу не учат. (Не куницу, а курицу).
54. Голода не бойся, по пояс помойся. (Не голода, а холода)
55. Купить кита в мешке. (Не кита, а кота)
56. У лжи ногти коротки. (Не ногти, а ноги)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие у детей чувства доброты, как образца высшей народной мудрости".
В данной статье мы рассказываем о значении фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....
Копилка народной мудрости: "Каша - сила наша!"
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место на столе русского народа, она являлась основным блюдом, как богатых, так и бедных людей....
Консультация"Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости"
Наши предки были прозорливые и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек...
В копилку родительской мудрости. Опыты и эксперименты для проведения с детьми в домашних условиях.
В ребёнке изначально заложено стремление к активному познанию окружающего мира. Опыты - отличный инструмент для этого. Они будут интересны и детям, и родителям....
Проект "Копилка семейных мудростей"
Проект "Копилка семейных мудростей"...
Проект образовательный "Копилка семейной мудрости"
Проект образовательный "Копилка семейной мудрости"...
Акция "Копилка педагогической мудрости". Приурочена к "Году педагога и наставника"
Сухомлинский. Цитаты о воспитании детей....