Фонематическое восприятие у дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)

Ланина Екатерина Валерьевна

игры и упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с неречевых звуков.

   Обращение внимания детей:

  • на звуки улицы;
  • на бытовые звуки;

Определение:

  • источника звука (Н-р: хлопки, притопы);
  • направления звука;
  • Высоты звука
  • Продолжительности звучания (долгий - короткий);
  • По громкости (громкий - тихий) (Н-р: идет медведь, кошечка крадется);
  • По ритму ( Н-р: идут, скачут).

Затем ведется работа над речевыми звуками и дифференциацией речевых и неречевых звуков.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и сказать, что же они услышали.

Игра «Угадайка»

Воспитатель выкладывает на стол муз. иструменты, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Дети прослушивают звучания. По команде воспитателя («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов.

Игра «Узнай по звуку»

Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

Часовой.

Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: повязка на глаза.

Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Игра «Угадай, чей голосок»

Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Игра «Высоко- низко»

Дети идут по кругу. Воспитатель или муз. Руководитель воспроизводит высокие и низкие звуки на муз. инструменте. Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, низкие - приседают.

Данную игру можно проводить и на дифференциацию тихих и громких звуков, только в этом случае звуки воспроизводятся тихие и громкие.

Игра «Нарисуй звук»

Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоска, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Данная подборка игр и упражнений для развити фонематического восприятия у дошкольников не является авторской, но представляет собой  систему работы по данному напралению. Будет полезна для исполь...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников

Развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи....

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»

Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речиХарактеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Известно, что самым рас...

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников"

Консультация для воспитателей раскрывает важные проблемы подготовки старших дошкольников к школе, включает практический материал, в том числе,  из опыта работы....