Конспект организованной образовательной деятельности по «Развитие речи» в средней группе «Скоро зима! Жизнь диких животных в лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности по «Развитие речи» в средней группе «Скоро зима! Жизнь диких животных в лесу»

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

Воспитатель средней группы №7

Вартанян Рипсиме Мартиросовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Горки-10

2021 г.

 

 

 

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Расширять представления детей об изменениях в жизни животных связанных со сменой времен года.

Программное содержание:

- побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;

- учить детей самостоятельно обследовать предметы, выделять качества и свойства предметов, сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы.

развивать речь, логическое мышление, восприятие, познавательный интерес, зрительную память, умение делать выводы о развитии природы;

- обогащать словарный запас детей новыми понятиями;

- воспитывать внимательность, наблюдательность, бережное отношение к природе, чувство ответственности за жизнь зависящих от детей существ, умение видеть последствия своих поступков и не совершать того, что может привести к печальному результату.

Методы и приемы:

- Словесный метод (беседа, объяснение, пояснение, постановка вопросов, рефлексия)

- Практический метод (проведение опыта с ветками)

- Наглядный метод (наблюдение в ходе игр - экспериментирований)

- Игровой метод (сюрпризный момент, подвижно-дидактическая игра, поощрение)

Активизация словаря: логово, нора, берлога, дупло, вешки, лакомства, эксперимент, опыт

Материалы и оборудование: игрушки: Медвежонок, Медведица; картинки «Дикие животные»«Детеныши диких животных»«Алгоритм одевания»; панно «Осень в лесу»; аудиозапись звуков осеннего леса; аудиозапись песни «Осень в лесу»; набор счетного материала (грибы, ягоды, шишки, орешки, листики, морковь, капуста, колоски, сено, яблоки, груши); восемь декоративных тарелок; две веточки с шишками; подставка для веточек

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Форма проведениягрупповая

 

 

 

Ход занятия

I этап – мотивационно - организационный.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй, красно солнышко! – (руки вверх)

Здравствуй, ветерок, – (покачивание рук)

Солнечные зайчики,- (взмахи рук перед собой)

Быстрый ручеек! - (руки внизу покачивание рук)

Здравствуй желтая трава! – (поглаживание ладошек)

Здравствуй, шумная листва! – (трут ладошки)

Здравствуйте, мышата! – (хлопок за спиной)

Здравствуйте, зайчата! – (прыжки на месте)

Всех приветствуем сейчас! – (пальцы соединены в замок)

Очень рады видеть вас! – (руки к груди-вперед-в стороны)

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами собираемся на прогулку. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)

- Какие осенние приметы нам на это указывают? (похолодало, нет насекомых, птицы улетают в теплые края, часто идет холодный дождь, пожелтели листья, травы, начался листопад, люди стали одеваться теплее)

- Давайте вспомним с чего начинаем одеваться на прогулку и чем заканчиваем.

(Обсуждаем картинку «Алгоритм одевания в осенне-весенний период») image

Раздается стук в дверь, и появляется Медвежонок. Воспитатель берет его на руки и прислушивается.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Оказывается - он заблудился и очень хочет вернуться к своей маме-медведице, а как найти дорогу не знает. Ребята, поможем медвежонку?

Дети: Да!

II этап – поисково–исследовательский.

Воспитатель: Кто знает, где живут медведи?

Дети: В лесу!

Воспитатель: Значит отправляемся в лес. Но прежде чем мы туда попадем, нам надо вспомнить, как нужно вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Дидактическая игра «Если я приду в лесок».

Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе отвечаем «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку унесу я? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

 

Воспитатель: Какие молодцы! Ну, что же, отправляемся в путь!

Звучит музыка осеннего леса.

Воспитатель: Вот мы и оказались в Мишкином лесу. Что-то здесь шуршит, шумит. Что же здесь происходит, Мишутка? (мама сказала, что будем готовится к зиме, но как это делается, я не знаю, я еще ни разу не видел зиму)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть панораму осеннего леса и ответить на вопросы.

Дидактическая игра «Опиши картину».

-Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.)

-Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Скоро зима. Деревья останутся без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться, а в жарких странах у них будет достаточно пищи.)

-Все птицы улетают? (нет, только перелетные, а зимующие усиленно кормятся).

- А, что же делают насекомые? (они засыпают до весны)

- Все насекомые спят зимой? (нет, не спят пчелы, муравьи)

- Ой! Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (еж)

- Правильно, ежик. У него осенью много дел. Он готовится к зиме. Собирает и ест грибы, фрукты, и в опавшей листве ищет себе пищу – червей и насекомых, а потом из листьев и травы делает гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, ежик будет в нем спать.

- Ежик, ты маму Медвежонка не видел? (нет)

- Дети, попрощайтесь с ежиком. (До свидания, ежик)

- Ребята, а кто летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (заяц)

-Вот один серый непоседа, а где же второй, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно.)

-Почему зайка спрятался за берёзой? (Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой.)

-Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов, а еще новая шубка у него теплее и пушистее, совсем как наша зимняя одежда.)

- Давайте помашем зайке рукой, и пожелаем ему хорошей зимы!

- А, кто это по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белочка)

-Зачем белочка орехи прячет и сушит грибы? (Делает запасы на зиму.)

- Давайте послушаем Милану и узнаем, как белочка приготовилась к зиме.

Милана:

Я грибочков на сушила,

Ягод разных нарвала

И орехов припасла.

Я без дела не сидела:

Утеплить дупло успела

И к зиме сменила мех.

Я готова лучше всех!

Медвежонок сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

Воспитатель: Послушайте интересную историю про белочку:

Воспитатель: Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение. Давайте проведём опыт, т. е. исследование (эксперимент) и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Исследовательская деятельность.

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

-Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

- Какая веточка колышется дольше? (Та веточка, на которой больше шишек)

- Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

- Белочка лазит по деревьям, прыгает с ветки на ветку, отдыхает, давайте и мы с вами отдохнем немножко.

Динамическая пауза

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики,

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мышки готовятся к зиме? (да)

-Как мышка готовится к зиме нам расскажет Ксюша.

Ксюша:

Зёрнышки я собирала,

Я всё лето так трудилась,

Ни минутки не ленилась!

В норке маленькой моей

Урожай для всех детей.

- Понял, Мишутка, все трудятся? (да)

- А твоя мама делает запасы на зиму? (я не видел)

- Ребята, посмотрите, кто это? (медведь)

- Мишутка, это твоя мама? (нет)

- Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

-Что такое берлога? (это домик для медведя)

- Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит, так же как еж.)

-Ребята, а вы знаете, что запасы на зиму не делают и другие лесные жители, а какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1. Кто зимой холодной

Ходит по лесу

Злой и голодный? (волк)

2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (лиса)

3. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

Шелестя, шурша травой,

4. Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (змея)

- Посмотрите на наш лес и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме и учат своих детенышей этому.)

Появляется Медведица. Медвежонка усаживают рядом с мамой.

Дидактическая игра «Назови детёныша»

Много мам на белом свете,

И у каждой мамы дети.

На помощь мы должны прийти

И деток правильно найти!

(На доске развешены картинки взрослых животных. Дети называют взрослое животное, его детёныша, находят и ставят соответствующую картинку)

- Напомню вам, что мы пришли в гости, а в гости не принято ходить с пустыми руками. Давайте угостим всех животных их любимыми лакомствами.

image

Игра «Сделай запасы»

(На столе лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)

Воспитатель: Спасибо, Мишутка, за прогулку. Мне кажется, мы хорошо отдохнули в лесу. Не будем вас с мамой задерживать, готовьтесь к зиме, она уже не за горами, наступит очень быстро.

Медвежонок с Медведицей «уходят» в другую комнату.

Воспитатель: А нам пора отправляться назад в детский сад. Посмотрите, не оставили ли мы в лесу мусор(Нет, не оставили)

-Молодцы. Попрощайтесь с лесными жителями. (До свидания, до новых встреч)

Звучит песня «Осень в лесу», дети шагают по полянке, садятся на скамейки, убавляю звук.

III этап – итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Дети. Да!

Воспитатель: Как вы думаете, животные боятся зимы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет.Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, волки, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают кормушки, заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, сухие веники из веточек с зелеными листьями, орехи и желуди. Нельзя, чтобы погибли животные, ведь без них не смогут жить ни люди, ни растения. Нужно, чтобы все на нашей родной планете Земля жили долго и счастливо!

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье:

Будем с лесом мы дружить,

Охранять его, любить!

Занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51

Конспект организованной образовательной деятельности по «Развитие речи» в средней группе «Скоро зима! Жизнь диких животных в лесу»

                                                                

Воспитатель средней группы №7

Вартанян Рипсиме Мартиросовна

п. Горки-10

2021 г.

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Расширять представления детей об изменениях в жизни животных связанных со сменой времен года.

Программное содержание:

- побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;

- учить детей самостоятельно обследовать предметы, выделять качества и свойства предметов, сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы.

развивать речь, логическое мышление, восприятие, познавательный интерес, зрительную память, умение делать выводы о развитии природы;

- обогащать словарный запас детей новыми понятиями;

- воспитывать внимательность, наблюдательность, бережное отношение к природе, чувство ответственности за жизнь зависящих от детей существ, умение видеть последствия своих поступков и не совершать того, что может привести к печальному результату.

Методы и приемы:

- Словесный метод (беседа, объяснение, пояснение, постановка вопросов, рефлексия)

- Практический метод (проведение опыта с ветками)

- Наглядный метод (наблюдение в ходе игр - экспериментирований)

- Игровой метод (сюрпризный момент, подвижно-дидактическая игра, поощрение)

Активизация словаря: логово, нора, берлога, дупло, вешки, лакомства, эксперимент, опыт

Материалы и оборудование: игрушки: Медвежонок, Медведица; картинки «Дикие животные»«Детеныши диких животных»«Алгоритм одевания»; панно «Осень в лесу»; аудиозапись звуков осеннего леса; аудиозапись песни «Осень в лесу»; набор счетного материала (грибы, ягоды, шишки, орешки, листики, морковь, капуста, колоски, сено, яблоки, груши); восемь декоративных тарелок; две веточки с шишками; подставка для веточек

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Форма проведениягрупповая

Ход занятия

I этап – мотивационно - организационный.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй, красно солнышко! – (руки вверх)

Здравствуй, ветерок, – (покачивание рук)

Солнечные зайчики,- (взмахи рук перед собой)

Быстрый ручеек! - (руки внизу покачивание рук)

Здравствуй желтая трава! – (поглаживание ладошек)

Здравствуй, шумная листва! – (трут ладошки)

Здравствуйте, мышата! – (хлопок за спиной)

Здравствуйте, зайчата! – (прыжки на месте)

Всех приветствуем сейчас! – (пальцы соединены в замок)

Очень рады видеть вас! – (руки к груди-вперед-в стороны)

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами собираемся на прогулку. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)

- Какие осенние приметы нам на это указывают? (похолодало, нет насекомых, птицы улетают в теплые края, часто идет холодный дождь, пожелтели листья, травы, начался листопад, люди стали одеваться теплее)

- Давайте вспомним с чего начинаем одеваться на прогулку и чем заканчиваем.

(Обсуждаем картинку «Алгоритм одевания в осенне-весенний период»)

Раздается стук в дверь, и появляется Медвежонок. Воспитатель берет его на руки и прислушивается.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Оказывается - он заблудился и очень хочет вернуться к своей маме-медведице, а как найти дорогу не знает. Ребята, поможем медвежонку?

Дети: Да!

II этап – поисково–исследовательский.

Воспитатель: Кто знает, где живут медведи?

Дети: В лесу!

Воспитатель: Значит отправляемся в лес. Но прежде чем мы туда попадем, нам надо вспомнить, как нужно вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Дидактическая игра «Если я приду в лесок».

Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо, то все вместе отвечаем «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку унесу я? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Какие молодцы! Ну, что же, отправляемся в путь!

Звучит музыка осеннего леса.

Воспитатель: Вот мы и оказались в Мишкином лесу. Что-то здесь шуршит, шумит. Что же здесь происходит, Мишутка? (мама сказала, что будем готовится к зиме, но как это делается, я не знаю, я еще ни разу не видел зиму)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть панораму осеннего леса и ответить на вопросы.

Дидактическая игра «Опиши картину».

-Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.)

-Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Скоро зима. Деревья останутся без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться, а в жарких странах у них будет достаточно пищи.)

-Все птицы улетают? (нет, только перелетные, а зимующие усиленно кормятся).

- А, что же делают насекомые? (они засыпают до весны)

- Все насекомые спят зимой? (нет, не спят пчелы, муравьи)

- Ой! Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (еж)

- Правильно, ежик. У него осенью много дел. Он готовится к зиме. Собирает и ест грибы, фрукты, и в опавшей листве ищет себе пищу – червей и насекомых, а потом из листьев и травы делает гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, ежик будет в нем спать.

- Ежик, ты маму Медвежонка не видел? (нет)

- Дети, попрощайтесь с ежиком. (До свидания, ежик)

- Ребята, а кто летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (заяц)

-Вот один серый непоседа, а где же второй, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно.)

-Почему зайка спрятался за берёзой? (Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой.)

-Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов, а еще новая шубка у него теплее и пушистее, совсем как наша зимняя одежда.)

- Давайте помашем зайке рукой, и пожелаем ему хорошей зимы!

- А, кто это по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белочка)

-Зачем белочка орехи прячет и сушит грибы? (Делает запасы на зиму.)

- Давайте послушаем Милану и узнаем, как белочка приготовилась к зиме.

Милана:

Я грибочков на сушила,

Ягод разных нарвала

И орехов припасла.

Я без дела не сидела:

Утеплить дупло успела

И к зиме сменила мех.

Я готова лучше всех!

Медвежонок сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

Воспитатель: Послушайте интересную историю про белочку:

Воспитатель: Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение. Давайте проведём опыт, т. е. исследование (эксперимент) и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Исследовательская деятельность.

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

-Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

- Какая веточка колышется дольше? (Та веточка, на которой больше шишек)

- Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

- Белочка лазит по деревьям, прыгает с ветки на ветку, отдыхает, давайте и мы с вами отдохнем немножко.

Динамическая пауза

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики,

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мышки готовятся к зиме? (да)

-Как мышка готовится к зиме нам расскажет Ксюша.

Ксюша:

Зёрнышки я собирала,

Я всё лето так трудилась,

Ни минутки не ленилась!

В норке маленькой моей

Урожай для всех детей.

- Понял, Мишутка, все трудятся? (да)

- А твоя мама делает запасы на зиму? (я не видел)

- Ребята, посмотрите, кто это? (медведь)

- Мишутка, это твоя мама? (нет)

- Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

-Что такое берлога? (это домик для медведя)

- Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит, так же как еж.)

-Ребята, а вы знаете, что запасы на зиму не делают и другие лесные жители, а какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1. Кто зимой холодной

Ходит по лесу

Злой и голодный? (волк)

2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (лиса)

3. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

Шелестя, шурша травой,

4. Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (змея)

- Посмотрите на наш лес и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме и учат своих детенышей этому.)

Появляется Медведица. Медвежонка усаживают рядом с мамой.

Дидактическая игра «Назови детёныша»

Много мам на белом свете,

И у каждой мамы дети.

На помощь мы должны прийти

И деток правильно найти!

(На доске развешены картинки взрослых животных. Дети называют взрослое животное, его детёныша, находят и ставят соответствующую картинку)

- Напомню вам, что мы пришли в гости, а в гости не принято ходить с пустыми руками. Давайте угостим всех животных их любимыми лакомствами.

Игра «Сделай запасы»

(На столе лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)

Воспитатель: Спасибо, Мишутка, за прогулку. Мне кажется, мы хорошо отдохнули в лесу. Не будем вас с мамой задерживать, готовьтесь к зиме, она уже не за горами, наступит очень быстро.

Медвежонок с Медведицей «уходят» в другую комнату.

Воспитатель: А нам пора отправляться назад в детский сад. Посмотрите, не оставили ли мы в лесу мусор(Нет, не оставили)

-Молодцы. Попрощайтесь с лесными жителями. (До свидания, до новых встреч)

Звучит песня «Осень в лесу», дети шагают по полянке, садятся на скамейки, убавляю звук.

III этап – итоговый (анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Дети. Да!

Воспитатель: Как вы думаете, животные боятся зимы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, не боятся. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет.Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, волки, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают кормушки, заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, сухие веники из веточек с зелеными листьями, орехи и желуди. Нельзя, чтобы погибли животные, ведь без них не смогут жить ни люди, ни растения. Нужно, чтобы все на нашей родной планете Земля жили долго и счастливо!

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим обещанье:

Будем с лесом мы дружить,

Охранять его, любить!

Занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе.

Конспект организованной деятельности по развитию речи и художественно-эстетическому развитию детей средней группы с приминением интерактивной технологии "Хоровод"...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе для детей с нарушениями слуха Тема: «Птицы в лесу»

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи    в средней группе для детей с нарушениями слуха  Тема: «Птицы в лесу»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе: "Бродит Осень по лесным дорожкам".

Предлагаю вам конспект открытого занятия для детей средней группы по теме: "Бродит Осень по лесным дорожкам". Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие интереса к приро...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по серии картинок "Находка"

Занятия по составлению рассказов по серии картинок не только повышают речевую активность детей, но и дают образцы построения высказываний....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Осень спросим»

Программное содержание:       Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонн...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе общеразвивающей направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...