«Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
статья по развитию речи (подготовительная группа)
На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки. Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_posobie_didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_podgotovki_detey_k_shkole.docx | 7.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие.
«Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Подготовительная группа.
Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у), (ц) и (р), делить звуки на гласные и согласные
2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.
3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать познавательный интерес и речь.
3. Развивать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
2. Вызвать эмоциональный отклик детей.
3. Воспитывать умение слушать.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи? (картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета, полоски картона, листы бумаги, карандаши).
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.
Воспитатель: Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но
чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?
И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.
Игра: «Послушай и узнай звук»
Воспитатель: Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.
Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.
Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).
И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)
Воспитатель: Хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение.
Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал.
Упражнение «Сосчитай звуки».
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения
Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р»
Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий,
Покажи!
Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.
Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «р».
Воспитатель: ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести. (выставляет на доску картинки: рыба, река, рак. дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально) .
Воспитатель: Что мы с вами сейчас делали?
Дети: Рычали.
Послушаем еще стихотворение.
На заборе петушок
Про себя учил стишок.
А как выучил стишок,
Кукарекнул петушок,
Потому что в том стишке
Было все о петушке!
Воспитатель: Правильно, этот звук так и называется – рычащий. Послушайте загадку:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»?
Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «ч».
Воспитатель: А теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы должны добавить недостающее слово. Слушайте внимательно.
Игра «Доскажи словечко».
1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне
Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)
2. Вот пришла и осень, листья пожелтели
И с прощальным криком птицы (улетели)
3. Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)
4. Все ребята со двора малярам кричат (ура)
Воспитатель: Какой звук вы услышали в начале каждого слова?
Дети: Звук – у.
Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали
Упражнение: «Определи место звука в слове»
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек - ячеек, чтобы заселить в них звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку.
Дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «ч», «у», «р».
Воспитатель: Час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир.
Дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку.
Хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся.
Физминутка «Самолёты полетели».
Вот мотор включился, Вращательные движения руками
Пропеллер закрутился, перед собой
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.
И шасси убрались.
Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными
Приготовим парашют. Руки в стороны
Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.
Дети мягко приземлились.
Воспитатель: Хорошо, садитесь, ребята. - Скажите, а что такое предложение?
Дети: Это много слов.
Воспитатель: Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
А кто - нибудь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?
Дети: Да.
Воспитатель: Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. И в конце каждого обязательно стоит точка. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями, хорошо?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?
Дети: Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р».
Воспитатель: Как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. Я видела, что каждый из вас старался и теперь уверена, что в школу вы пойдёте умными и грамотными детьми.
Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?
Дети: Да.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...
Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...
Конспект НОД «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.Задачи:Обучающие:1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у), (ц) и (р), делить звуки на гласные и согласные2...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....
Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте".
Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей....
Занятие по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"
Занятие по развитию речи Задачи: Совершенствовать слуховое понимание и восприятие детей. Учить определять порядок и количество слов в предложении...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....