ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНООБРАЗНОЙ РЕЧИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИНКВЕЙН - ТЕХНОЛОГИИ
статья по развитию речи (старшая группа)

Ситникова Лариса Вениаминовна

В статье раскрываются особенности  использования синквейн - технологии для формирования связнообразной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sitnikova_l.v._sinkveyn.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНООБРАЗНОЙ РЕЧИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИНКВЕЙН - ТЕХНОЛОГИИ

Ситникова Л.В. воспитатель

МАДОУ «Детский сад  № 393»

Сормовский район, г. Нижний Новгород.

Аннотация.  В статье раскрываются особенности  использования синквейн - технологии для формирования связнообразной речи дошкольников.

     Ключевые слова: синквейн - технологии, игры, бизиборд

THE FORMATION SWAROOPINI SPEECH WHEN USING CINQUAIN TECHNOLOGY

Sitnikova L.V. educator
MADOU "Kindergarten N393"
Sormovskiy district, Nizhny Novgorod

Annotation. The article reveals the features of the use of cinquain technology for the formation of coherent speech of preschool children.

Keywords: cinquain technology, games, basebord

     В соответствии с законом "Об образовании" и ФГОС ДО на первый план выступает развитие творческой самостоятельности ребёнка. Для этого мы использовали инновационную технологию - синквейн.

     Синквейн от французского слова "пять" и означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн - не рифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Каждая строка - часть речи: существительное, прилагательные, глаголы, 4-ая строка - предложение из нескольких слов, 5-ая строка – одно (обобщающее) слово о предмете.

      По опыту работы мы заметили, что рассказы детей из собственного опыта, по картине бедны выразительными средствами. У ребят маленький запас лексических слов, отсутствуют простые распространённые и сложные предложения. Чтобы помочь ребятам обогатить свою речь, мы решили использовать синквейн – технологии.

      Мы продумали условия для реализации этой технологии - уголок "Речевечок", в который вошли такие игры и пособия, как "Лэпбук" - слова-предметы "живые-неживые", мнемотаблицы "Расскажи-ка", игры с использованием метода ТРИЗ: "Кто это?", "Отгадай предмет по описанию", "Какое что бывает?", "Кто больше назовёт", "Отвечай быстро" и др., пособие "Волшебные кубы", другой наглядный материал.

      Целью работы было: способствовать развитию связнообразной речи с помощью синквейн-технологии.

Нами был разработан перспективно - тематический план работы в соответствии с ООП.

В своей работе мы определили следующие этапы:

1 этап - знакомство с алгоритмом составления синквейна, их выразительными средствами, ключевыми словами, разными видами рассказывания (рассказ-описание, рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ).

2 этап -  совместное сочинение синквейн-рассказов.

3 этап - самостоятельная творчески-речевая деятельность детей по составлению синквейн - рассказов.

Вначале нашей работы мы познакомили детей с такими понятиями, как

"Слова - предметы неживые", "Слова - предметы живые", "Слова - признаки", "Слова - действия", "Предложения".

Познакомили с видами рассказа, с алгоритмом составления рассказов с помощью схем и  мнемотаблиц.

Для этого использовали: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, тематических альбомов, отгадывание загадок, игры-драматизации на сюжет пересказанного произведения.

В художественно-продуктивной деятельности: рисовали, лепили, выполняли аппликации на тему пересказываемого произведения, использовали раскраски, составляли описание предмета по собственному рисунку.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

  Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

В своей работе использовали следующие методы:

1. наглядно-графические модели, схемы, картинки.

2. Словесные игры и упражнения: "Живое-неживое", "Какое что бывает?", "Скажи наоборот", "Какой, какая, какие", "Узнай предмет по описанию" (загадки), "Назови три предмета", "Кто, что делает?", "Что чем делают?" и др.

3. Игровые: "Найди пару", "Назови одним словом", "Противоположности", тематические лото и домино. Игры малой подвижности: "Что мы делали не скажем", "Море волнуется",

"Летает - не летает", "Закончи предложение".

На 2-ом этапе  мы стимулировали совместное сочинение рассказов по синквейну.

Для этого использовали: проблемные ситуации, игровые задания, опорные схемы и модели, мнемодорожки, делали зарисовки.

Проводилась работа в парах, учитывался гендерный подход, например по теме "Моя любимая игрушка", "Мой любимый герой".

На 3 этапе дети уже самостоятельно могли составить рассказ, используя синквейн, с интересом выполняли задания, в виде игр-соревнований "Кто больше придумает синквейн - рассказов о зиме, снеговике, снежинке " и т.д.

Из синквейнов составлялись альбомы, "книжки-малышки" на темы "Моя семья", "Мой город", "Как я ходил в зоопарк", организовывалась выставка. Вся эта работа очень увлекла детей и стимулировала их к дальнейшим сочинениям и придумываниям. Дети могут сами выбрать понравившуюся им тему и сочинить по ней синквейн.

      При организации работы с родителями, использовали традиционные и нетрадиционные формы работы: консультации «Как придумать синквейн», телефон доверия, круглый стол, видеоуроки, творческие посиделки, мастер-класс "Рассказы по синквейну", использование ИКТ-технологии, консультирование через электронную почту и сайт детского сада, оформление семейных опытов и фотовыставок.  Используя данные формы работы, мы привлекаем родителей к совместной деятельности.

     Таким образом, данная технология способствует развитию связнообразной речи у дошкольников. Речь детей стала более богатой, содержательной, образной и яркой, обогатился словарный запас. Дети стали более активны в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли.

Список литературы:

  1. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
  2. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
  3. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
  4. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  5. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
  7. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005.
  8. Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.

Слово "синквейн" с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.Сочинять стихи в этом стиле несложно даже детям. Это один из эффективных метод...

Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.

Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...

Буклет Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников.

Буклет предназначен для педагогов и родителей, которые хотят научить детей составлять небольшие заметки о предметах используя прием «СИНКВЕЙН»...

Презентация. Использование синквейн технологии  в развитии речи старших дошкольников

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников...

Консультация для педагогов "Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"

Данный материал был подготовлен в помощь педагогам, воспитателям для ознакомления с Синквейн технологией....

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...