Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. «Листопад».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
-познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.
«Листопад».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.
-расширять представления детей о деревьях на участке детского сада.
-закрепить названия деревьев, их отличительные признаки.
-закрепить знания детей о строении листа.
- о взаимосвязи объектов живой и неживой природы;
-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.
Развивающие задачи:
-развивать внимание, связную речь (черешок, кромка, хлорофилл).
закреплять и расширять знания о наиболее характерных признаках осени.
-развивать умение видеть и чувствовать красоту родной русской природы.
-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
-развивать творческие способности.
-развивать у детей любознательность.
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к живой природе и разумное использование ее даров.
Методические приемы:
-словесные - беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение заданий.
- наглядные - показ, демонстрация материала.
-практические - работа с раздаточным счетным материалом, игровые упражнения.
Оборудование:
Листья, лупы, иллюстрации деревьев, названия деревьев, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Предварительная работа:
-наблюдения, беседы, чтения художественной литературы, заучивание стихов об осени, рассматривание картин и иллюстраций на осеннюю тематику.
-сбор листьев разной формы и окраски.
-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья».
Ход занятия.
Организационный момент.
Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Сегодня я хочу рассказать сказку
Стоял теплый летний день. Светило солнце, и дул легкий ветерок. По лесу шла девочка. Она собирала ягоды и слушала звонкое птичье пение. Птицы весело переговаривались друг с другом. Девочка подумала: "Интересно, а могут ли разговаривать растения друг с другом?" Тут она увидела заросли брусники под сосной и стала рвать ягоды. Потом она устала и села под березкой, которая стояла рядом, и незаметно для себя задремала. И вдруг она услышала разговор. Это разговаривали три подружки: сосна, береза и брусника. Их голоса были похожи на шелест листьев.
Сосна сказала: "Не хочу, чтобы наступали холода. У березки опадут листья, и она не сможет разговаривать. А брусника, хотя и не сбросит листья, будет покрыта снегом, и я не услышу ее голоса. Послушай, подружка береза, не сбрасывай листву!" "Не могу, - отвечает березка, - Как только кончается лето, во мне начинают происходить изменения. В моих листьях разрушается хлорофилл, а желтое красящее вещество в хлоропластах клеток остается и становится заметным. Поэтому мои зеленые листья превращаются в желтые. А еще в клетках листьев накапливаются ненужные и даже вредные вещества, и я сбрасываю листья. И еще я это делаю потому что, если я оставлю листья, им понадобиться много влаги, а мои корни не могут всасывать холодную воду, и листья все равно погибнут" Тогда сосна обратилась к бруснике: " А почему ты не сбрасываешь листья?" Брусника ответила: " А потому, что листья у меня мелкие и очень плотные, и поэтому они не испаряют влагу, а сохраняют ее в себе. И под снегом мне тепло".
Тут девочка проснулась и посмотрела на трех подружек, но они только шумели от ветра, и больше ни одного слова девочка не услышала.
О каком времени года и явлении природы рассказывалось в сказке?
Дети – Эта сказка об осени.
Почему листья желтеют и опадают?
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
они
-Я предположила что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают
Физкультминутка Листики осенние
Мы листики осенние
На ветках мы сидели. (Покачиваемся )
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели (Покачиваем руками над головой)
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал и
Листочки все поднял. (Встали)
Закружились, полетели (Кружимся и машем руками)
И на землю тихо сели. (Сели по местам
- А вы, ребята, как считаете?
Дети высказывают мнения
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?
Ответы детей - Нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории
Воспитатель –Тогда мы отправимся в нашу лабораторию!
Воспитатель – Ну вот мы с вами в нашей лаборатории «
А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист?
Дети- Интересно!
Воспитатель -- Давайте рассмотрим. А что нам понадобится для наших исследований:
(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Чтобы получше рассмотреть мы воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
- Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод.
Дети- У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Воспитатель «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт№2: «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта (Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Воспитатель -Давайте теперь возьмем желтый листок, рассмотрите его. Как вы думаете есть ли там это зеленое вещество.
Дети- (рассматривают желтый лист, также трут его кубиком, делают вывод)
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
Воспитатель - Какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Дети- Оранжевые, красные, коричневые.
Опыт№3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.
Воспитатель – Как вы думаете, что будет если подует лёгкий ветерок?
Дети- Листочки оторваться и опадут.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Воспитатель На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Эксперимент «Как листья опадают»
Воспитатель- Ребята возмите листочки, которые мы приготовили и выдете на середину нашего зала. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев,внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Воспитатель-Ребята одинаково ли падали ваши листочки?
Дети-(высказывают свои мнения)
Воспитатель Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Дети формулируют вывод- Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Воспитатель-А сейчас ребята я предлогаю записать наши исследования на нашем волшеном экране, с помощью условных обозначений.
-Из каких частей состоит лист?
(Черешок и листовая пластинка)
-Почему листья зелёные?
(зеленый кружочек(«большое солнышко»)
-Почему листья меняют свою окраску и опадают?
(«маленькое солнышко»-уменьшение светового дня. Желтый кружочек)
-Как листья опадают? (листок с перегородкой от веточки)
Воспитатель-Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад».
А сейчас я предлагаю вам с помощью осенних листьев создать осенние узоры. (дети отправляются рисовать с помощью отпечатков осенний листьев.)
Итог организованной образовательной деятельности:
-Вспомните, что мы сегодня делали?
-Какие деревья вы знаете?
-Что больше всего понравилось и запомнилось?
-Молодцы! Вы все справились. Какое у вас настроение?
-Наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Познавательно – исследовательский проект для детей подготовительной группы «Космические просторы»
Познавательно - исследовательский проект "Космические просторы"...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Методическая разработка «Космические просторы» Познавательно – исследовательский проект для детей подготовительной группы.
формирование у детей подготовительного дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми....
Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы: «Огородное царство - овощное государство»
Повышение качества образовательного процесса по экологическому и трудовому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей, детей, воспитателей....
Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».
Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....
Открытое занятие. Конспект Организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской и конструктивной в подготовительной группе №10
Тема: «Как хорош дом, в котором ты живешь» (оригами)...