Мастер- Класс «Речевое развитие в раннем возрасте через игровую деятельность »
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Мастер- Класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_prezentatsmya.pptx | 2.4 МБ |
na_master_klass.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток и восклицать: «О, как же ты красива!» (Елена Щукина)
Цель : Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности. Задачи : Расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи; Обогащение пассивного словаря детей; Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом; Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно произносить звуки родного языка.
П омогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь . С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель) . «Магазин игрушек» «В гостях у Куклы Маши»
В данном виде игр решаю задачу – формирую у детей умение логически мыслить, развиваю у них умение составлять целый предмет из отдельных частей . «Собери картинку» «Домино »
Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения(мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) «Колобок румяный бок»
Знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (покупать, лечить, делать уколы и т. д.) . «Магазин» «На приёме у врача»
«У медведя во бору» Игры-забавы развивают коммуникативные умения : умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.
Сказка «Колобок » (по технологии Сторителлинг) Активизирует речь детей, развивает память.
Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей
Модное слово « сторителлинг » в переводе с английского означает «рассказывание историй». Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг , глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых.
Структура сторителлинга : 1 Вступление. 2 Развитие событий. 3 Кульминация. 4 Заключение.
Преимущества использования техники сторителлинг : Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия Техника сторителлинга имеет форму дискурса , Дошкольникам сторителлинг помогает научится умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.
«Почемучки» …… потому что…… «К олобок» Цель : обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминая сюжета; разнообразить образовательную деятельность с детьми . Задачи : Образовательные : учить детей внимательно слушать сказку, проговаривая слова и предложения. Развивающие : развивать желание участвовать в общем разговоре, развивать речь, память. Воспитательные : воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию речи детей раннего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу , систематической целенаправленной работе . У воспитанников пополнялся активный словарный запас, улучшился грамматический строй речи, развивались мыслительные процессы. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи , замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателем, стали лучше понимать других детей в группе. Заключение :
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Грачёв Куст
Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
413753 Саратовская область, Перелюбский район, с.Грачев Куст, ул.Центральная 19.
Мастер-Класс
«Речевое развитие в раннем возрасте через игровую деятельность»
Подготовила:
Воспитатель
Бабаева Валентина Александровна
Образование: Среднее специальное
Стаж работы: 2 года 8 мес
Квалификация: -
2022
Доклад «Речевое развитие в раннем возрасте через игровую деятельность»
Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства, происходит становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
В период раннего детства ребенок осваивает общественно - выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а затем самостоятельно. В отношениях с взрослыми, ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка с взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям.
Ранний возраст считается периодом зарождения сюжетно - ролевой игры. Главной задачей взрослого человека, будет являться то, что он должен сформировать предпосылки игры у ребенка и развить у него умение взаимодействовать со сверстниками.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры, таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности. Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию : ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста и наблюдаю за детьми, за их развитием. Игра – ведущая деятельность ребёнка. Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.
Таким образом, я определила для себя цель и задачи моей работы.
Цель:
- Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи :
- Расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи;
- Обогащение пассивного словаря детей;
- Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом;
- Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно произносить звуки родного языка.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье.
Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста.
С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
В процессе образовательной деятельности с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков.
Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «В гостях у куклы Маши», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь. . С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель).
Использую в работе настольно – печатные игры: «Собери картинку», «Лото» , «Домино»и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах
Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.
Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков.
В данном виде игр решаю задачу – формирую у детей умение логически мыслить, развиваю у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку.
В работе с детьми, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».
Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка : стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
В своей работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности использую следующие методы и приёмы:
игровые :
- использование элементов подвижной игры
- сюрпризные моменты
- имитационные движения с элементами звукоподражания
- обыгрывание текста
-словесные:
- повторение речевого материала
- вопросы
- использование текстов с повторяющимися элементами
- чтение произведений со звукоподражаниями
- договаривание слов, фраз
- похвала
- наглядные:
- использование иллюстраций к текстам
- использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, придерживаюсь определённых требований:
- содержание и разнообразие тематики
- постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр
- сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми.
В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.
Благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.
Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.
При своевременном формировании сюжетной игры дети начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.
В таких играх, как «Магазин», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (покупать, лечить, делать уколы и т. д.).
Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.
Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.
Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения.
Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.
Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.
При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими.
В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаю правдивую игровую ситуацию.
Игры – забавы позволяют детям получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имеют особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.
Подвижные игры (игры-хороводы, игры-забавы) : «Пузырь», «Зайка», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Гуси-лебеди»,«Солнышко и дождик»,
Пальчиковые игры: «Ладушки, ладушки», «Гули-гули», «Идет коза рогатая»,
«Сорока-сорока» и т. д.
Играя в игры-забавы у детей:
• Обогащается словарный запас;
• Формируется грамматический строй речи;
• Развивается мелкая моторика рук;
• Развивается память, внимание, мышление.
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в
любой деятельности, но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.
Уважаемые коллеги!
Я Предлагаю вашему вниманию одну из инновационных технологий развития речи детей «Сторителлинг». Модное слово «storytelling» в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т. п.
В классическом сторителлинге главную роль в повествовании занимает педагог – подталкивая и наводя детей на ответы. При этом идет проговаривание отдельных слов и предложений. Такой прием применим в работе с детьми раннего возраста. В виду возраста детей работа проводится индивидуально или в мини подгруппах.
В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:
1. Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления: Когда-то давным-давно…. Садитесь поближе, я вам расскажу… Однажды… В некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были…. Это произошло темной и дождливой ночью… Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.
3. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.
Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, развивают фантазию, логику и повышают культурное образование. Дошкольникам сторителлинг помогает научится умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории.
Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, делает робких смелыми, молчаливых-разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно! Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.
Внимательно изучив данную тему, я решила тоже попробовать рассказать знакомое произведение детям при помощи данного метода, за основу взяв сказку «колобок».
Мною рассказывается сказка, дети проговаривают отдельные слова и предложения при этом клея картинки (иллюстрации)соответствующие тексту сказки.
1. Сказка «Колобок»
Мною была поставлена Цель: обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминая сюжета; разнообразить образовательную деятельность с детьми.
Для достижения цели были определены Задачи:
Образовательные: учить детей внимательно слушать сказку, проговаривая слова и предложения.
Развивающие: развивать желание участвовать в общем разговоре, активизировать речь детей, развивать память.
Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам.
И так! Я вам расскажу ход игры.
Ребенок достает из «волшебного мешочка»(коробки) кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.
Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
А теперь,уважаемые педагоги,я предлагаю вам окунуться в мир сторителлига. С педагогами проигрывается игра, учитывая все правила и структуру игр.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию речи детей раннего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу, систематической целенаправленной работе.
У воспитанников пополнялся активный словарный запас, улучшился грамматический строй речи, развивались мыслительные процессы. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателем, стали лучше понимать других детей в группе.
В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность
Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выступление из опыта работы...
Мастер -класс "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Мастер -класс "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"...
" Речевое развитие детей раннего возраста, через игровую деятельность"
Игра обладает уникальными возможностями для развития речи детей. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи....
02.06.2022. Познавательное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности &ndash...
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности, посредством развития моторики
Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития (воспитание звуковой культуры речи) детей раннего возраста (2-3 года) в игровой деятельности, посредством развития ...
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»...