Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в подготовительной группе «Что такое доброта?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Что такое доброта?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в подготовительной группе «Что такое доброта»

Программное содержание: Систематизировать и расширять представление детей о доброте. Показать красоту добрых поступков. Формировать доброжелательное отношение к окружающим людям. Дать понятие жалости, сострадания и милосердного поступка. Учить сопереживать окружающим. Развивать образное мышление, выразительность речи, память. Пополнять и активизировать словарный запас детей, развивать навыки связной речи. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.

Предварительная работа: Беседы на этические темы.

Разбор и заучивание пословиц и поговорок о доброте.

«Копилка добрых дел» - рассказы детей.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Вовка – добрая душа», беседа по содержанию.

Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка», инсценировка.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам в группу пришло много гостей. Давайте их поприветствуем (дети здороваются).

Гости – это всегда праздник, радость и, конечно, подарки. Наши гости тоже пришли с подарком. Это волшебное зеркало. Оно укажет нам путь в сказочную страну Доброты. (Смотрит в зеркало). Ой, ничего не видно. Наверное, надо сказать волшебные слова: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи!» (Говорит грубо) Опять ничего не видно. Почему же это? Попробую сказать удивленно (Говорит). Опять ничего не показывает. Почему, ребята? Может, вы знаете? (Дети высказывают свои версии). Ах, надо спросить вежливо, ласково. Давайте вместе попросим: «Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доложи!» (Зеркало показывает радугу).

Воспитатель: Радуга – это радость. Раньше русский народ говорил: «Кто под радугой пройдет, тот всю жизнь счастлив будет». А кто из вас радугу видел? Вот и у нас в группе появилась радуга. Это вход в сказочную страну Доброты. Попасть в нее сможет лишь тот, кто вспомнит пословицу или поговорку о доброте.

(Дети говорят и по одному проходят в обруч под радугой).

Воспитатель:

Наша радуга-дуга

Высока, ярка, светла.

Это радуга здоровья

И душевного тепла. Проходите, пожалуйста. Вот мы и в стране Доброты. Как вы думаете, что такое «добро», «доброта»? (Ответы детей).

Знаете, добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками, если жить-поживать да добро наживать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова.

Прикоснись ко мне добротой –

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой.

Прикоснись ко мне добротой,

Как целебной живой водой,

Я приду на встречу с тобой

Самым первым цветком весной.

(М. Озолинь).

- Давайте-ка мы с вами вспомним добрые слова и соберем их в нашу волшебную шкатулку. А как надо произносить эти слова? Да, их произносят ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому они предназначены.

(Дети в шкатулку говорят добрые слова).

Набрали слов мы много,

Не забывайте их.

Ведь добрым словом полон

Быть должен добрый мир!

- Ребята, а есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Ответы детей).

Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (Ответы детей). Да, действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек!» А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.

Послушайте рассказ А. Неверова «Жучка».

После чтения вопросы по тексту:

Какое настроение у вас после чтения этого рассказа?

Можно ли поступок Коли назвать добрым?

Как вы думаете, только ли хлебом кормил Коля Жучку?

Во время кормления Жучки что еще мог делать Коля?

Что мог говорить мальчик собаке?

Как вы думаете, больная собака чувствовала заботу о себе?

Ребята, а вы делали добрые дела? Какие? (Дети рассказывают).

Воспитатель подводит итог: Каждый из вас в жизни сделал доброе дело и не одно.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один (Л. Полякова).

Доброта всегда притягивает к себе. И действительно, у добрых всегда много друзей. Но доброта бывает разной. Послушайте сказку «Два облачка» М. А. Андрианова. Чтение сказки.

Воспитатель: Вам понравилась сказка? Что вам больше понравилось: сострадание белого облачка или милосердный поступок серого облачка? Что труднее: жалеть, сострадать или помогать и поступать милосердно? Сострадание, жалость – хорошие или плохие качества? (Беседа педагога с детьми).

Физкультминутка.

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох).

Покрутили головой

И усталость вся долой!

1,2,3,3,5

Шею надо разминать (вращение головой в одну и другую сторону).

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись, распрямились.

Повторяем все подряд. (Наклоны вперед и назад).

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем (Приседания).

Воспитатель: Скажите, а вы видели когда-нибудь волшебника? (ответы детей). А в жизни волшебники есть? Кто видел волшебника где-то рядом? А я знаю такого мальчика. Хотите, расскажу? Об этом мальчике написал стихотворение Сергей Погореловский «Попробуй волшебником стать».

После чтения беседа педагога с детьми по содержанию:

Как удалось мальчику превратиться в доброго волшебника?

Что он увидел, глядя на цветок? На сестренку? Как мальчик решил порадовать маму? А как бы он поступил, увидев, что мама чем-то расстроена? Или что мама плачет? (Ответы детей).

Воспитатель подводит итог: Наверное, вы поняли, ребята, что КАЖДЫЙ ИЗ НАС, если захочет, может понять и исполнить желание другого. А значит, и стать добрым волшебником. Что доброго захотелось вам сделать после сегодняшнего разговора? (Ответы детей).

Воспитатель подводит детей к следующему выводу:каждый человек сам решает, какой дорогой ему идти, что делать – хорошее или плохое, доброе или злое.

Все вместе исполняют песню кота Леопольда «Если добрый ты».

Не забывайте, дети,

Что наше назначенье –

Творить добро на свете!

Приложение

Пословицы и поговорки о доброте.

1. Доброму слову – добрый ответ.

2. Добрый человек придет, словно свет принесет.

3. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

4. Добрый сын отцу радость, худой – печаль.

5. Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

6. Худо тому, кто добра не делает никому.

7. Добро не умирает, а зло пропадает.

8. Плох человек, который добра не помнит.

9. Добро помни, а зло забывай.

10. Доброе дело веками помнится.

11. Сделав добро, не кайся; сделав худо, не жди добра.

12. Доброму везде добро.

Рассказ А. Неверова «Жучка».

«У собаки Жучки болели ноги, она совсем не могла ходить. Три дня Жучка лежала голодная под крыльцом.

Вспомнил Коля про Жучку и принес ей кусок хлеба. Жучка за это лизнула его руку, она была рада, что Коля не забыл ее. А он каждый день приходил к ней с куском хлеба.

Выздоровела Жучка, побежала на улицу с Колей, от радости громко залаяла. Тявкнула чужая собака на Колю, а Жучка тявкнула на собаку: «Не трогай его, это мой товарищ. Я его в обиду не дам».

Сказка «Два облачка» М. А. Андрианова.

Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

- Ах, какое оно бедненькое, наверно, из-за этих камней ему не хватает воды, - сказало белое облачко, - а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.

- Мне его тоже жаль, - сказало серое облачко и тут же предложило белому:

- А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.

- Вот еще, - недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.

- Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.

- Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает ему пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, - сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но нигде не было воды, много дней стояла жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воду, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкие и сочные плоды они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.

Сергей Погореловский «Попробуй волшебником стать».

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

На клумбе цветок, его листья повисли.

Грустит он… О чем? Угадал его мысли?

Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!

И дождик струится из лейки твоей.

А что же сестренка скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем –

Галопом сестренка помчалась на нем!

Хоть мама еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать ее думы-заботы:

«Вернусь – хорошо бы пошить, почитать,

Да надо с уборкой возиться опять»

И ты совершаешь веселое чудо:

Ковер засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

- Да это как в сказке! Волшебник ты мой!

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на учебный год

Перспективное планирование НОД по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой  в подготовительной группе на учебный год....

Сказки А.С.Пушкина.Итоговое занятие по развитию речи и художественной литературе в подготовительной группе

Данный конспект НОД является итоговым занятием по сказкам великого сказочника и поэта А.С.Пушкина. Он направлен на развитие творчества и артистизма у детей, а педагогу представлена возможность выявить...

Конспект НОД по развитию речи (чтение художественной литературы) «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная группа)

Пр. Пр.     Пр. задачи:Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать...

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»...

Конспект интегрированного занятия (Конструирование +Развитие речи через Художественную литературу) в подготовительной группе

Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в ...

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в средней группе «Осень, осень, в гости просим. В мире стихов»

Программное содержание:1. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.Способствовать формированию у детей умение работать в группеслышать и слушать друг друга, находить общее решение д...