Консультация для педагогов «Особенности коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР».
консультация по развитию речи
Особенности коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dlya_mo.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР»
Подготовила Зехина О.Н.
Воспитатель МДОУ № 18 «Сказка»
Углич, 2017г.
Отставание в развитии коммуникативных навыков, является характерной особенностью дошкольников с ЗПР. Исследования в этой области выявили необходимость коррекционной работы, направленной на развитие коммуникативных навыков у данной категории детей. Важность такой работы объясняется необходимостью создания условий для успешной адаптации детей с ЗПР в социуме.
Эффективное общение имеет три составляющие:
- мотивационную («Я хочу общаться»);
- когнитивную («Я знаю, как общаться»);
- поведенческую («Я умею общаться»).
Все эти три составляющие у детей с ЗПР требуют коррекции.
- Дети с ЗПР не заинтересованы в общении; не испытывают положительных эмоций от общения; не способны ориентироваться на партнёра по общению.
- Слабо ориентируются в определении эмоционального состояния другого; не знают, как начать разговор, задать вопрос, выразить своё намерение, мысль; не могут попросить о помощи.
- Не умеют выслушать чужую точку зрения, аргументировать свою; часто в процессе общения конфликтны со сверстниками, фамильярны со взрослыми.
В настоящее время существуют методики для выявления уровня развития того или иного коммуникативного навыка дошкольников.
К примеру, методика «Рукавички» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, которая также может быть применена и к детям с нормой развития.
Методика «Рукавички» Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами и анализ результата.
Ход :
Двум детям одного возраста предлагается по одному изображению рукавички. Дошкольникам необходимо украсить их так, чтобы рукавички составили пару, то есть были одинаковыми. Сначала детям поясняется, что им нужно договориться об узоре рукавичек, а потом уже приступать к рисованию. Каждому ребёнку выдаётся по одинаковому набору карандашей.
Анализ результатов, полученных в ходе проведения методики, происходит по следующим признакам:
1. Продуктивность совместной деятельности (оценивается по степени сходства узоров на рукавичках);
· 1 балл - нет сходства
· 2 балла - явные различия
· 3балла-узор похож
· 4 балла - одинаковый узор
2.Умение детей прийти к общему решению, способность убеждать сверстника, аргументировать свою точку зрения (оценивается по наблюдению за взаимодействием детей);
· 1 балл-умение не проявляется
· 2 балла - умение проявляется
3.Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют (оценивается по наблюдению за взаимодействием детей);
· 1 балл-умение не проявляется
· 2 балла - умение проявляется
4. Взаимопомощь в процессе рисования (оценивается по наблюдению за взаимодействием детей);
· 1 балл-умение не проявляется
· 2 балла - умение проявляется
5.Эмоциональное отношение дошкольников к совместной деятельности:
· 1 балл – отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся);
· 2 балла – нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости);
· 3 балла – позитивное (работают с удовольствием и интересом).
Для выявления уровня развития коммуникативных навыков можно, к примеру, использовать диагностику социально-коммуникативной компетентности О.В. Дыбиной, которая также применима и для детей с нормой развития.
Используя данную диагностику, также можно сориентироваться, на что именно должна быть направлена коррекционная работа.
Существуют программы направленные на развитие коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР, которые можно также использовать и для работы с детьми с нормой развития, но проявившим низкий уровень развития коммуникативных навыков.
Это программа Дмитриевой Е.Е. «Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития».
Также программа Жульженко О.Н. "Вижу, понимаю, говорю" .
Кроме системы коррекционных занятий эти программы ориентируют на использование свободной деятельности детей, режимных моментов с целью развития коммуникативных навыков. Что именно мы можем делать:
- давать образцы контактов ( как задать вопрос, как обратиться за помощью, как поделиться впечатлениями);
- поощрять инициативу детей в высказывании своей точки зрения;
- создавать проблемные ситуации, побуждающие детей к обсуждению; моделировать специальные игры-тренинги ( варианты: «Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе»; «Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее»).
Хорошо обсудить с детьми и ввести в группе «Правило трёх». Это правило предполагает , что с просьбой о помощи к воспитателю, ребёнок обращается, тогда, когда он обратился к трём детям из группы, но они не смогли ему помочь. Соблюдение данного правила, побуждает детей вступать во взаимодействие и налаживать контакт со сверстниками.
Одним из правил группы может быть ежедневное последовательное назначение на должность миротворца то одного, то другого ребёнка в группе. В обязанности миротворца входит помощь поссорившимся детям в примирении.
Заинтересовать детей в общении со сверстниками, а также помочь детям научиться получать положительные эмоции от общения можно при помощи игр-ситуаций, которые покажут детям преимущества игры вместе. С этой же целью хорошо использовать игры вызывающие у детей интерес к сверстникам «Назови себя ласковым именем», «Комплименты», «Я хороший, потому что умею….», «Перемена мест» ( водящий говорит: «Сейчас меняются местами те, кто любит мороженое» и т. п.), «Магнит»( водящий говорит: «Все сбегаются к Никите, потому, что он – магнит» и т. п.).
Ориентироваться на партнёров по общению, уступать, договариваться может научить игра «Небоскрёб» где дети, имея каждый по нескольку кубиков, по очереди выкладывают их, создавая коллективную постройку, обсуждая куда лучше положить свой кубик, чтобы не разрушился небоскрёб.
Научить детей распознавать эмоциональное состояние другого поможет чтение художественной литературы с последующим обсуждением нравственно-этических проблем и рассматриванием иллюстраций, дополняющих текст.
Хорошо использовать дидактическую игру «Пиктограмма настроений» и разные её вариации, например, «Лицо с эмоциями» (где дети произвольно меняют эмоцию на заготовке и называют её.
Проведение бесед, поможет детям усвоить приёмы эффективного взаимодействия, культуру невербального общения (улыбаться при знакомстве, смотреть в лицо тому с кем знакомишься).
Освоить умение передавать и принимать информацию, устанавливать контакт и поддерживать его, задавать вопрос помогут такие игры как «Давай поговорим!», «Пресс-конференция».
Игровое упражнение «Давай поговорим!»
Цель: развитие умения вести простой диалог (задавать вопрос, отвечать на поставленный вопрос).
Возраст: 3-7 лет
Количество играющих: 2 или больше человек.
Ход игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать (волшебником, волком, маленьким).Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, а также для детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков (в особенности для детей с ЗПР) так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
«Пресс-конференция»
Выбирается ребёнок, который «даёт пресс-конференцию», т. е. рассказывает о себе, затрагивая выбранную тему (например «Мои домашние питомцы», «Мои друзья»). Остальные дети придумывают и задают ему вопросы, придерживаясь заданной тематики.
В заключение можно сказать о том, что дошкольное детство является сензетивным периодом для развития коммуникативных навыков ребёнка. Дети с ЗПР имеют отставание в развитии коммуникативных навыков. Низкий уровень развития коммуникативных навыков могут показать и нормально развивающиеся дошкольники. Для предупреждения возможной дезадаптации ребёнка в социальной среде важно вести работу по развитию коммуникативной сферы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов.Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Особенности развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения...
консультация музыкального руководителя "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"
консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»...
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим дет...
Консультация для родителей « Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народных сказок»
Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку...
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»
Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников...
консультация для педагогов "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста."
Консультация для педагогов ....