Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В настоящее время в России для системы дошкольного образования действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Речевое развитие детей дошкольников является одной из наиважнейших образовательных областей, обнародованных в этом стандарте. Речь - это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_pyataeva_a.v.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пятаева Анна Владимировна
Воспитатель ГБДОУ д/с № 25 Выборгского района
Конференция ДОУ
Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС
В настоящее время в России для системы дошкольного образования действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Речевое развитие детей дошкольников является одной из наиважнейших образовательных областей, обнародованных в этом стандарте. Речь - это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте.
Целью речевого развития является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Чрезвычайно важным и ответственным периодом развития ребёнка является ранний возраст. Это возраст, когда всё только начинается, – и игра, и речь, и общение со взрослыми и сверстниками, и возникновение представлений о себе и о мире.
По ФГОС Дошкольного Образования речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Неотъемлемой частью речевого развития является обогащение активного словаря, который к 3 годам составляет 1300-1400 слов. Нужно не забывать о разучивании новых стишков, потешек, пении песенок, чтении сказок, доступных для восприятия в их возрасте.
Не маловажными считается развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, так как с самого детства мы учимся высказывать своё мнение, делиться своими мыслями и чувствами, а так же уметь взаимодействовать со взрослыми, сверстниками и обществом в целом.
Нельзя обойтись и без речевого творчества. Оно включает в себя словотворчество – придумывание ребёнком новых слов; творческое рассказывание – преобразование знакомого (известного) литературного сюжета, образов, действий, соответствующих основному содержанию; сочинение сказок и поэтическое творчество.
Развивать звуковую и интонационную культуру речи и фонематический слух лучше в игровой деятельности, применяя такие игры, как:
Игра | Цель | Осуществление | Пример |
«Поймай слог» | Развивать слуховое внимание и его быстроту | Взрослый называет, слог, а ребёнок придумывает слово | ПА – папа, МА – мама, ЛЕ – лето и т.д. |
Наоборот» | Научить подбору слов- антонимов | Читается стишок: «Скажу я…, а ты ответишь…» | Высоко – низко, большой – маленький |
«Строим дорожку» | Развитие фонематического слуха | Назвать слово, а следующий игрок придумает слово на последнюю букву | Арбуз – зебра – Антон – нос и т.д. |
«Ловушка» | Научить слышать | Когда ребёнок услышит определённый слог в слове, он должен хлопнуть | [а] – крАн [б] – Борщ [л] – кЛён |
«Раздели правильно» | Научить делить слова на слоги | Хлопать столько раз, сколько слогов в слове | Бе-ла-я|бе-рё-за|под|мо- им|ок-ном |
И завершающим аспектом в рассмотрении данной темы является формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей как предпосылки обучения грамоте. Он формируется на основе предшествующих аспектов, при усвоении которых не будет проблем с анализом полученной информации, её пониманием и правильным применением.
Для развития речи детей раннего возраста в группах предусмотрены следующие центры, стимулирующие речевую активность детей: книжный центр, музыкальный и театральный центры, центр сенсомоторного развития, игровой центр.
Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг. Это и пальчиковые игры («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками.
Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память и речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности. Поэтому, в соответствии с ФГОС, следующим условием для развития речевой активности детей будет – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития. Например, игровое пособие «Большая черепаха» для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данного пособия: развивающая, диагностическая, коммуникативная, развлекательная.
Также для речевого развития детей раннего возраста мы применяем различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками. Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе по темам: животные, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); интерактивные игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки.
Книжный центр в групповой комнате также способствует развитию речи детей. В нем должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете.
Театральный центр включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на перчатке», театр «заводных игрушек.
Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в группе раннего возраста и над которой работаем в дальнейшем в младшей и средней группе детского сада это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.
Таким образом, выполняя перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.
Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования с 1 сентября 2013 года дошкольное образование...
Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."
Статья предлагает материал об особенностях развития речи дошкольников раннего возраста....
Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."
Статья предлагает материал по речевому развитию детей раннего возраста....
Статья " Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС "
Развитие речи в дошкольников является многоаспектным процессом.Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающим...
Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС
Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС...
Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС
Речь человека – это не только способ общения друг с другом. Это психологический портрет человека. По речи можно узнать культуру человека, какими знаниями обладает, насколько он образован. ...
Статья на тему "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС"
Особое внимание хочется уделить речевому развитию, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями стабильно высок. Чаще и чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками речевого р...