Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.
статья (младшая группа) на тему

Бутузова Евгения Александровна

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования с 1 сентября 2013 года дошкольное образование является уровнем общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития. Одно из направлений, в котором реализуется всестороннее развитие личности, касается речевого развития. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Детей раннего возраста отличает высокая речевая активность.
В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности. Развитие речи осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми. Вот почему так важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня мы стараемся находить время для индивидуального общения с каждым ребёнком. В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного, познавательного и сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие - средством для развития речи. Именно поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция. Одной из задач ФГОС является- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста - это внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь. Для создания в группе мирной, доброжелательной обстановки мы используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек. В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах). Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию. Второй необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Предлагаю вашему вниманию несколько приемов по стимулированию речи детей раннего возраста:

“Разговор с самим собой”

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка.

“Параллельный разговор”

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя “параллельный разговор”, вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

“Провокация, или искусственное непонимание ребёнка”

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

“Приговоры”

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

“Игры с природным материалом”

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать…

“Ролевая игра”

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка! Речь взрослого должна быть: чёткой, неторопливой, доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями. Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста. При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально. Воспитатель обязан точно определить программное содержание, продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей. Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим. Поэтому, в соответствии с ФГОС, следующим условием для развития речевой активности детей будет – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами. ФГОС направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей. Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди — родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте - это необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах, в том числе и в первую очередь, обучая детей рассказыванию. Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования с 1 сентября 2013 года дошкольное образование является уровнем общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития. Одно из направлений, в котором реализуется всестороннее развитие личности, касается речевого развития. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Детей раннего возраста отличает высокая речевая активность.
В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности. Развитие речи осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми. Вот почему так важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня мы стараемся находить время для индивидуального общения с каждым ребёнком. В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного, познавательного и сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие - средством для развития речи. Именно поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция. Одной из задач ФГОС является- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста - это внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь. Для создания в группе мирной, доброжелательной обстановки мы используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек. В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах). Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию. Второй необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность.
Предлагаю вашему вниманию несколько приемов по стимулированию речи детей раннего возраста:

“Разговор с самим собой”

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка.

“Параллельный разговор”

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя “параллельный разговор”, вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

“Провокация, или искусственное непонимание ребёнка”

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

“Приговоры”

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.

“Игры с природным материалом”

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать…

“Ролевая игра”

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка! Речь взрослого должна быть: чёткой, неторопливой, доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями. Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста. При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально. Воспитатель обязан точно определить программное содержание, продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей. Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим. Поэтому, в соответствии с ФГОС, следующим условием для развития речевой активности детей будет – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами. ФГОС направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей. Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди — родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте - это необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах, в том числе и в первую очередь, обучая детей рассказыванию. Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."

Статья предлагает материал об особенностях развития речи дошкольников раннего возраста....

Статья "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС."

Статья предлагает материал по речевому развитию детей раннего возраста....

Статья " Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС "

      Развитие речи в дошкольников является многоаспектным процессом.Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающим...

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС...

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС

Речь человека – это не только способ общения друг с другом. Это психологический портрет человека. По речи можно узнать культуру человека, какими знаниями обладает, насколько он образован. ...

Статья на тему "Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС"

Особое внимание хочется уделить речевому развитию, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями стабильно высок. Чаще и чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками речевого р...

Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС

В настоящее время в России для системы дошкольного образования действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Речевое развитие детей дошкольник...