Образовательная деятельность "Волшебный сундучок деда Грамотея"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шапорева Марина Борисовна

«Волшебный сундучок деда Грамотея»

Цель: развитие связанной речи

Задачи:

1. ОО «Речевое развитие»

Учить называть слова с заданным звуком. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.

2. ОО «Познавательное развитие»

Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру. Закреплять навыки порядкового счета, умение ориентироваться в пространстве.

3.ОО «Физическое развитие»

Развивать координацию движения, умение соотносить слова с движением.

4. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение партнера, умение работать в парах.

5. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Способствовать снятию эмоционального напряжения через музыкальное сопровождение.

Предварительная работа. Рассматривание картины о зиме, беседа по картине, обыгрывание физкультминутки «Буратино».

Формы работы. Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приемы:

- словесный: беседа по картине, отгадывание загадок, объяснение, составление предложений, звуковой анализ слова;

- наглядный: картина зимнего пейзажа, иллюстрации: снеговик, снегирь, подснежник, Снегурочка, мороженое, снегопад, снежинка, санки, снежки, жук, шарик, луна, роза, шапка, носки, стол, книга, ручка, очки, кубик, ключ;

- практический: музыкальное сопровождение, вырезание и наклеивание игрушек на елку;

- игровой: сюрпризный момент физкультминутка «Буратино», подвижная, дидактические и речевые игры;

Оборудование.

Посылка.

Сундучок с замками и ключами.

Письмо.

Клубки большой и маленький.

Картинки для игры «Найди лишнюю картинку».

Картина зимнего пейзажа.

Картинки: жук, воздушный шарик, луна, роза, шапка, носки, стол, книга, ручка, очки, кубик, ключ.

Продукты в магазин: сыр, сосиски, сок, колбаса, свекла, капуста, картошка, кофе, шоколад, карамель, макароны, сметана, мука, масло.

Печенье.

Елка, нарисованная на ватмане.

Образовательная деятельность

1. Организационный момент.

Воспитатель: ребята к нам на занятия пришли гости поздоровайтесь с гостями. Вставайте в круг. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение.

Дети передают клубочек друг другу из рук в руки.

Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза и помечтайте о чем-нибудь приятном. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. Положим его на полочку, пусть хорошее настроение нас сопровождает на протяжении всего дня.

Стук в дверь.

Воспитатель: ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейка»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо.

Воспитатель: сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейка! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                Дед Грамотей.

Воспитатель: вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

Дети: Да.

2. Основная часть.

Воспитатель: а вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.

Воспитатель: а ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

Д/и «Зима какая?»

Воспитатель: помощники Деда Грамотея принесли для вас картину.

Проходите к мольберту рассмотрите ее внимательно и скажите какое время года изображено на картине?

Дети: зима.

Воспитатель: а зима кая бывает?

Дети: зима бывает морозная, суровая, холодная, снежная, студеная.

Воспитатель: как называется явление природы, когда идет снег?

Дети: снегопад.

Воспитатель: молодцы, справились с заданием. Давайте попробуем открыть первый замок.

Воспитатель: олушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

Дети берут ключ на книжной полке.

Д/и «Назови лишнюю картинку.

Воспитатель: а вот и следующее задание.

Садитесь на ковер, разбейтесь на пары. Посмотрите на картинки и скажите, какая из них лишняя. Объясните, почему вы так думаете.

Дети: подснежник, мороженое, снежинка, санки, Снегурочка, мороженное.

Воспитатель: и с этим заданием справились. Пойдемте открывать второй замок.

Воспитатель: дед Грамотей любит загадки загадывать, слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся...

Дети: фрукты

Дети достают ключ из корзины с фруктами.

Д/и «Составь предложение».

Воспитатель: ребята дед Грамотей любит зимой кататься на лыжах. А вы на чем любите кататься?

Дети: на санках, лыжах, коньках.

Воспитатель: составьте предложение со словом санки.

Дети: я каталась на санках. Мама купила санки.

Воспитатель: сколько слов в предложении? Давайте посчитаем.

Воспитатель и дети считают количество слов в предложения составленными детьми.

Воспитатель: а сколько слогов в слове санки? Давайте тоже посчитаемНо считать мы будем шагами.

Дети вместе с воспитателем считают шагами слоги. Аналогичное задания проводится со словами лыжи и коньки.

Воспитатель: с заданием справились. Пойдемте открывать следующий замок.

Воспитатель: сколько замков мы открыли?

Дети: три.

Воспитатель: ребята мы много замков открыли давайте отдохнём. Угадайте, кто и в какой сказке искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: буратино! В сказке «Золотой ключик».

Воспитатель: вставайте в круг. Мира посчитай детей кто будет Буратино?

Воспитатель надевает шапочку Буратино ребенок проговаривает слова сопровождая их движениями дети повторяют.

Физкультминутка

Буратино потянулся,                                  руки вверх потянутся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.                                          наклоны вперед
Руки в стороны развел,                             развести руки в стороны
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.                         встать на носочки

3. Воспитатель: ну а, чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Д/и «Страна звуков».

Воспитатель: ребята, а чем отличаются звуки от букв?

Дети: буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.

Воспитатель: проходите садитесь за столы и слушайте следующее задание.

Перед вами картинки. Вам надо внимательно их рассмотреть, а затем с помощью красных и синих квадратиков сделать звуковой анализ слова и определить, сколько в слове гласных звуков (красные квадратики) и сколько согласных звуков (синие квадратики).

Дети самостоятельно выполняют задание.

Воспитатель: степа сколько в слове жук звуков?

Дети: три.

Воспитатель: степа сколько в слове жук гласных звуков?

Дети: две.

Воспитатель: согласных.

Дети: одна.

Воспитатель: какой первый звук?

Дети: ж.

Воспитатель: это гласный или согласный звук? Почему ты так думаешь?

Дети: потому что его нельзя пропеть, есть препятствие — это зубы.

Воспитатель: какой второй звук?

Дети: звук У. Это гласный звук его можно пропеть.

Воспитатель: и последний какой звук

Дети: К гласный его тоже нельзя пропеть.

Аналогичное задание проводится и с остальными словами.

Воспитатель: и с этим заданием справились. Пойдемте открывать замок.

Воспитатель: сколько нам еще осталось открыть?

Дети: два.

Воспитатель: а следующий ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

Дети: строительные кирпичики.

Дети идут к кирпичикам, находят ключ.

Игра «Магазин»

Воспитатель: вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра Магазин»! Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Какие продукты вы купите?

Дети берут продукты: сыр, сосиски, сок, колбаса, свекла, капуста.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «К»:

Дети берут продукты: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Воспитатель: пойдемте открывать пятый замок.

Воспитатель: вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: это мяч! А мячи у нас в спортивном центре.

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Ребята, какой праздник мы празднуем зимой?

Дети: новый год.

Воспитатель: а как мы готовимся к этому празднику?

Дети: наряжаем елку.

Воспитатель: дед Грамотей нам тоже прислал елку, (воспитатель обращает внимание детей на мольберт) давайте с помощью цветной бумаги, ножниц и клея ее нарядим.

Дети: давайте.

Воспитатель: ребята, а из чего сделаны елочные игрушки?

Дети: из стекла, дерева, бумаги, пластмасса.

Воспитатель: игрушки, сделанные из стекла значит они какие?

Дети: стеклянные.

Воспитатель: игрушки, сделанные из дерева какие они?

Дети: деревянные.

Воспитатель: игрушки, сделанные из бумаги?

Дети: бумажные.

Воспитатель: игрушки, сделанные из пластмассы?

Дети: пластмассовые.

Воспитатель: садитесь за столы наряжайте елочку.

Воспитатель: справились и с шестым заданием. Давайте откроем последний замок. Интересно какой подарок нам прислал дед Грамотей.

Дети открывают замок и сундучок открывается.

Воспитатель: ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею!

1. Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

2. Что больше всего понравилось?

3. С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь приглашайте гостей будем пить чай с волшебным печеньем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

ОО "Коммуникация", Образовательная ситуация "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада....

Волшебный сундучок Деда Грамотея

Познакомить со звуком С , учить придумывать слово с заданным звуком, составлять предложение с заданным словом, производить звуковой анализ слова, подбирать антонимы к словам. Развивать у детей фонемат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности для детей 6– 7 лет Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»

1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью оп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”

Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление....