Образовательная деятельность "Волшебный сундучок деда Грамотея"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
«Волшебный сундучок деда Грамотея»
Цель: развитие связанной речи
Задачи:
1. ОО «Речевое развитие»
Учить называть слова с заданным звуком. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
2. ОО «Познавательное развитие»
Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру. Закреплять навыки порядкового счета, умение ориентироваться в пространстве.
3.ОО «Физическое развитие»
Развивать координацию движения, умение соотносить слова с движением.
4. ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение партнера, умение работать в парах.
5. ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Способствовать снятию эмоционального напряжения через музыкальное сопровождение.
Предварительная работа. Рассматривание картины о зиме, беседа по картине, обыгрывание физкультминутки «Буратино».
Формы работы. Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и приемы:
- словесный: беседа по картине, отгадывание загадок, объяснение, составление предложений, звуковой анализ слова;
- наглядный: картина зимнего пейзажа, иллюстрации: снеговик, снегирь, подснежник, Снегурочка, мороженое, снегопад, снежинка, санки, снежки, жук, шарик, луна, роза, шапка, носки, стол, книга, ручка, очки, кубик, ключ;
- практический: музыкальное сопровождение, вырезание и наклеивание игрушек на елку;
- игровой: сюрпризный момент физкультминутка «Буратино», подвижная, дидактические и речевые игры;
Оборудование.
Посылка.
Сундучок с замками и ключами.
Письмо.
Клубки большой и маленький.
Картинки для игры «Найди лишнюю картинку».
Картина зимнего пейзажа.
Картинки: жук, воздушный шарик, луна, роза, шапка, носки, стол, книга, ручка, очки, кубик, ключ.
Продукты в магазин: сыр, сосиски, сок, колбаса, свекла, капуста, картошка, кофе, шоколад, карамель, макароны, сметана, мука, масло.
Печенье.
Елка, нарисованная на ватмане.
Образовательная деятельность
1. Организационный момент.
Воспитатель: ребята к нам на занятия пришли гости поздоровайтесь с гостями. Вставайте в круг. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение.
Дети передают клубочек друг другу из рук в руки.
Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза и помечтайте о чем-нибудь приятном. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. Положим его на полочку, пусть хорошее настроение нас сопровождает на протяжении всего дня.
Стук в дверь.
Воспитатель: ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейка»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо.
Воспитатель: сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейка! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей.
Воспитатель: вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
Дети: Да.
2. Основная часть.
Воспитатель: а вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.
Воспитатель: а ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Д/и «Зима какая?»
Воспитатель: помощники Деда Грамотея принесли для вас картину.
Проходите к мольберту рассмотрите ее внимательно и скажите какое время года изображено на картине?
Дети: зима.
Воспитатель: а зима кая бывает?
Дети: зима бывает морозная, суровая, холодная, снежная, студеная.
Воспитатель: как называется явление природы, когда идет снег?
Дети: снегопад.
Воспитатель: молодцы, справились с заданием. Давайте попробуем открыть первый замок.
Воспитатель: олушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
Дети берут ключ на книжной полке.
Д/и «Назови лишнюю картинку.
Воспитатель: а вот и следующее задание.
Садитесь на ковер, разбейтесь на пары. Посмотрите на картинки и скажите, какая из них лишняя. Объясните, почему вы так думаете.
Дети: подснежник, мороженое, снежинка, санки, Снегурочка, мороженное.
Воспитатель: и с этим заданием справились. Пойдемте открывать второй замок.
Воспитатель: дед Грамотей любит загадки загадывать, слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся...
Дети: фрукты
Дети достают ключ из корзины с фруктами.
Д/и «Составь предложение».
Воспитатель: ребята дед Грамотей любит зимой кататься на лыжах. А вы на чем любите кататься?
Дети: на санках, лыжах, коньках.
Воспитатель: составьте предложение со словом санки.
Дети: я каталась на санках. Мама купила санки.
Воспитатель: сколько слов в предложении? Давайте посчитаем.
Воспитатель и дети считают количество слов в предложения составленными детьми.
Воспитатель: а сколько слогов в слове санки? Давайте тоже посчитаем. Но считать мы будем шагами.
Дети вместе с воспитателем считают шагами слоги. Аналогичное задания проводится со словами лыжи и коньки.
Воспитатель: с заданием справились. Пойдемте открывать следующий замок.
Воспитатель: сколько замков мы открыли?
Дети: три.
Воспитатель: ребята мы много замков открыли давайте отдохнём. Угадайте, кто и в какой сказке искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: буратино! В сказке «Золотой ключик».
Воспитатель: вставайте в круг. Мира посчитай детей кто будет Буратино?
Воспитатель надевает шапочку Буратино ребенок проговаривает слова сопровождая их движениями дети повторяют.
Физкультминутка
Буратино потянулся, руки вверх потянутся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. наклоны вперед
Руки в стороны развел, развести руки в стороны
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. встать на носочки
3. Воспитатель: ну а, чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Д/и «Страна звуков».
Воспитатель: ребята, а чем отличаются звуки от букв?
Дети: буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.
Воспитатель: проходите садитесь за столы и слушайте следующее задание.
Перед вами картинки. Вам надо внимательно их рассмотреть, а затем с помощью красных и синих квадратиков сделать звуковой анализ слова и определить, сколько в слове гласных звуков (красные квадратики) и сколько согласных звуков (синие квадратики).
Дети самостоятельно выполняют задание.
Воспитатель: степа сколько в слове жук звуков?
Дети: три.
Воспитатель: степа сколько в слове жук гласных звуков?
Дети: две.
Воспитатель: согласных.
Дети: одна.
Воспитатель: какой первый звук?
Дети: ж.
Воспитатель: это гласный или согласный звук? Почему ты так думаешь?
Дети: потому что его нельзя пропеть, есть препятствие — это зубы.
Воспитатель: какой второй звук?
Дети: звук У. Это гласный звук его можно пропеть.
Воспитатель: и последний какой звук
Дети: К гласный его тоже нельзя пропеть.
Аналогичное задание проводится и с остальными словами.
Воспитатель: и с этим заданием справились. Пойдемте открывать замок.
Воспитатель: сколько нам еще осталось открыть?
Дети: два.
Воспитатель: а следующий ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
Дети: строительные кирпичики.
Дети идут к кирпичикам, находят ключ.
Игра «Магазин»
Воспитатель: вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра Магазин»! Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Какие продукты вы купите?
Дети берут продукты: сыр, сосиски, сок, колбаса, свекла, капуста.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «К»:
Дети берут продукты: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Воспитатель: пойдемте открывать пятый замок.
Воспитатель: вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: это мяч! А мячи у нас в спортивном центре.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Ребята, какой праздник мы празднуем зимой?
Дети: новый год.
Воспитатель: а как мы готовимся к этому празднику?
Дети: наряжаем елку.
Воспитатель: дед Грамотей нам тоже прислал елку, (воспитатель обращает внимание детей на мольберт) давайте с помощью цветной бумаги, ножниц и клея ее нарядим.
Дети: давайте.
Воспитатель: ребята, а из чего сделаны елочные игрушки?
Дети: из стекла, дерева, бумаги, пластмасса.
Воспитатель: игрушки, сделанные из стекла значит они какие?
Дети: стеклянные.
Воспитатель: игрушки, сделанные из дерева какие они?
Дети: деревянные.
Воспитатель: игрушки, сделанные из бумаги?
Дети: бумажные.
Воспитатель: игрушки, сделанные из пластмассы?
Дети: пластмассовые.
Воспитатель: садитесь за столы наряжайте елочку.
Воспитатель: справились и с шестым заданием. Давайте откроем последний замок. Интересно какой подарок нам прислал дед Грамотей.
Дети открывают замок и сундучок открывается.
Воспитатель: ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею!
1. Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?
2. Что больше всего понравилось?
3. С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь приглашайте гостей будем пить чай с волшебным печеньем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
ОО "Коммуникация", Образовательная ситуация "Волшебный сундучок деда Грамотея"
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада....
Волшебный сундучок Деда Грамотея
Познакомить со звуком С , учить придумывать слово с заданным звуком, составлять предложение с заданным словом, производить звуковой анализ слова, подбирать антонимы к словам. Развивать у детей фонемат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Волшебный сундучок Деда Грамотея
конспетк нод...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности для детей 6– 7 лет Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»
1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью оп...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы общеразвивающей направленности по образовательной области: «речевое развитие» Квест-игра по теме: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Игровое заянятие в виде квест - игры для детей старшей группы по речевому развитию...