Игровые технологии в развитии речи дошкольников.
консультация по развитию речи (старшая группа)
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Развитие речи дошкольника в игровой деятельности происходит как при внедрении игровых технологий в образовательную деятельность, так и при использовании игр на развитие речи в режимных моментах. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_texnologii.docx | 772.7 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА
«Игровые технологии
в развитии речи дошкольников».
Подготовила:
воспитатель Мочалова Е.В.
Фурманов
2021г.
Игровые технологии в развитии речи дошкольников.
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Развитие речи дошкольника в игровой деятельности происходит как при внедрении игровых технологий в образовательную деятельность, так и при использовании игр на развитие речи в режимных моментах. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Рассмотрим некоторые из них:
1.дидактическая игра.
2.Театрализованные игры
3.Пальчиковые игры
4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений,
5.Игровые приёмы при развитии ЗКР,
6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков
1.Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Существуют следующие виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушками),
- настольно - печатные игры,
- словесные игры.
Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры.
Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.
2.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
- - игры – драматизации;
- -режиссерские игры.
2.1 В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
- -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- -постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
2.2 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.
3. Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например,
На поляне дом стоит,
На двери замок висит,
За дверями стоит стол,
Вокруг дома - частокол
Тук-тук - дверь открой
Заходите, я не злой
4.Игровые приёмы при заучивании стихотворений.
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:
«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.
Сочинительство.
Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\
1. Название стихотворения.
2. Первая строка повторяет название стихотворения.
3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая?
4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.
5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.
Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)
« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\
« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\
« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\
« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\
« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\
« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\
5. Игровые приёмы при развитии ЗКР
Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Например, «Са-са-са – вот летит оса».
6.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности». К . Д. Ушинский.
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии.
1.Дидактическая игра. 2.Театрализованные игры. 3.Пальчиковые игры. 4.Сюжетно-ролевые игры. 5.Подвижные игры. 6.Игровые приёмы при развитии ЗКР. 7.Игры и упражнения на произношение шипящих звуков. Игровые те x нологии :
Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи. Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками) настольно-печатные игры словесные игры.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры – драматизации режиссерские игры
Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек , рифмованных историй, сказок при помощи пальцев .
В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов - телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно. Используемые в подвижных играх зазывалки , «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения, вносящие элемент занимательности и дополнительный речевой материал, вызывает эмоциональный отклик у детей.
Кубики Никитина
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в развитии речи дошкольников
Конспект занятия по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группыТема: «Мышиное царство»...
«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...
«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.
Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окр...
Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Консультация для педагогов...
Проектная деятельность "Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников"
Проектная деятельность в развитии речи дошкольников...
Статья из опыта работы «Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников»
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развит...