Занятие с детьми подготовительной группы по речевому развитию «Богатыри – защитники земли Русской»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Знакомство детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; объяснить детям значение слов «защитники Отечества», «славяне», «предки»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_detmi_podgotovitelnoy_gruppy_po_rechevomu_razvitiyu_bogatyri.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с детьми подготовительной группы по речевому развитию «Богатыри – защитники земли Русской»
Цель: составление описательного рассказа по картине В.Васнецова «Богатыри»
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»
Развивающая: обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»: знакомство детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; объяснить детям значение слов «защитники Отечества», «славяне», «предки»;
способствовать развитию речи и обогащению словаря детей; формирование грамматического строя речи.
Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава-палица.
Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Слушание фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила». Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка». Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации по теме занятия, макет поселения древних славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», дубовые листья ,раскраски.
Литература:
1. О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» - ТЦ «Сфера», Москва 2010
2.Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ
3.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
4.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003
Ход занятия:
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу. Установление доверительного контакта с педагогом и с друг другом
Воспитатель: Настал новый день. Мы спокойны, добры, приветливы, а главное здоровы. Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям доброго утра:
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться!
Вместе: Доброе утро!
Воспитатель: Солнцу и птицам
Вместе: Доброе утро!
Воспитатель: Приветливым лицам!
Вместе: Доброе утро!
Воспитатель: И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Вместе: И доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем.
Дети: Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?
Дети. Нет, она была маленькой.
Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков это была Родина. Ребята, а как наши предки называли себя?
Дети: Славяне
Воспитатель: Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?
Дети: «Славяне» похоже на слово «слава». Воспитатель: Славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие они были?
Дети: Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, добрые, гостеприимные, смелые.
Воспитатель показывает иллюстрации, предлагает пройти к макету.
Воспитатель: Посмотрите, какие места выбирали наши предки для своих поселений?
Дети: Места для поселения наши предки выбирали рядом с лесами и реками.
Воспитатель: Как вы думаете почему? Дети: В лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу. Воспитатель: Почему поселение находится на пригорке?
Дети: Реки весной разливаются. Чтобы воды не затопили дома. Воспитатель: Чем огорожено поселение?
Дети: Забором.
Воспитатель: Зачем они это делали?
Дети: Так они защищались от врагов. Воспитатель: Что находится за забором?
Воспитатель: Для чего он был необходим? Дети: Чтобы врагам было труднее попасть на территорию. Воспитатель: Итак, вся территория поселения находится на пригорке, за высоким забором, за забором ров с водой. На что же это похоже.
Дети: На крепость
Воспитатель: Что означает слово крепость? Дети: Крепость это крепкий или укрепленный город.
Воспитатель: В семьях было много детей, дети вырастали, создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться села и города, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу.
Хорошо жилось на Руси-матушке. Много было богатств, много рыбы, да меха ценного, много ягод да грибов…. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов. Часто нападали враги - опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен
Родную землю и свой народ нужно было защищать. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Назывались защитники земли русской …….? Дети: Богатырями. Воспитатель: Ребята, есть в народе такие выражения "богатырская сила". Как вы его понимаете? Дети: Большая, могучая, огромная. Воспитатель: А выражение "богатырское телосложение"? Дети: Могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост. Воспитатель: А что такое "богатырская удаль"? Дети: Смелый, решительный, отважный. Воспитатель: Ребята, вы хотите быть похожими на богатырей? Для этого нужно тренироваться постоянно. Мы тоже с вами сейчас потренируемся.
Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)
Воспитатель: Спасибо ребята. Садитесь на стульчики. А откуда вы знаете о богатырях? Дети. Из былин, сказок, картин. Воспитатель: Много богатырей на Руси было и есть. Невозможно сразу о всех рассказать. Сегодня мы поговорим о богатырях, которых изобразил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Воспитатель: Может, кто-то из вас знает, как называется эта картина?
Ответы детей.
Воспитатель: Я приглашаю вас «войти» в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока звучит музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем «услышать» в картине, какие запахи почувствовать.
Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение 1-2 минут рассматривают картину.
Кто изображен на картине? Дети: три богатыря Воспитатель: Как звали богатырей? Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим одежду и вооружение русского богатыря.
– Чем защищена голова воина?
– Чем защищено тело богатыря?
– Чем были вооружены богатыри?
Ответы детей Воспитатель: Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: "Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»
Ребята, давайте попробуем описать каждого из богатырей отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?
Расскажи, ……..?, о Илье Муромце.
Ответ ребенка №1: В центре картины на сильном коне Илья Муромец. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Одет он в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой копье. Илья Муромец внимательно, смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Защищает землю русскую от врагов.
Воспитатель: Расскажи, ……? расскажи о Добрыне Никитиче.
Ответ ребенка №2 Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне. Конь раздувает ноздри, видно, врага чует. Грива коня развивается по ветру. Одет богатырь богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен камнями, на мече узор. Лицо Добрыни вежливое и благородное.
Воспитатель: Расскажи, ……?, о Алеше Поповиче.
Ответ ребенка №3 Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Он красиво сидит на своем коне. К седлу прикреплены гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Водной руке у богатыря стрела, в другой лук. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей.
Воспитатель: Какой пейзаж окружает богатырей? Дети: Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней, все, как настоящее. Воспитатель: Правильно, все красиво. Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?
Дети: Спокойно потому что у Родины есть защитники.
Воспитатель: Кто из богатырей вам больше нравится? Дети: Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый и товарищ хороший. Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза. А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут. Воспитатель: Чем отличаются богатыри друг от друга? Дети: Они разные по возрасту. Кони у них разных. В руках разное оружие. Лица у них не похожи друг на друга. Воспитатель: Чем схожи богатыри? Дети: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем и соберём богатыря в дорогу, на подвиг героический.
Д/игра "Собери богатыря в дорогу"
Цель: закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии. Закрепить в речи их названия. Материал: картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия. Ход: Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю, составляя на доске схему-кластер.
Воспитатель: Как вы считаете, есть богатыри в наше время?
Ответы детей.
- Где их можно встретить?
Дети: Все военнослужащие, пограничники, пожарные, космонавты, полицейские, врачи
Воспитатель: Почему вы так считаете? Дети: Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в прошлое подходит к концу.
*Какие впечатления у вас вызвала картина "Богатыри"?
*Понравился ли вам рассказ о богатырях?
* Какие новые слова вы узнали сегодня ?
В древней Руси самым почитаемым деревом был дуб. Считалось, что он давал силу и жизнестойкость людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок.
Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.
Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри. И еще я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по речевому развитию на тему Составление описательного рассказа о диких животных
Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы по речевому развитию на тему Составление описательного рассказа о диких животных...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР III уровня Тема: «История русской матрешки»
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР III уровняТема: «История русской матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и познавательному развитию: "Святой защитник земли русской - князь Александр Невский."
Интеграция образовательных областей:- «Речевое развитие» (развитие речи).- «Социально-коммуникативное» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание).- «Художе...
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию "Богатыри - защитники земли русской"
Конспект по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе детского сада с использованием программно - дидактического комплекта "Речевое развитие в детском саду"...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ОНР Тема: «Люблю березку русскую!»
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ОНР Тема: «Люблю березку русскую!»...
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной группы по речевому развитию с использованием ИКТ на тему: " Возвращение в страну сказок"
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей....
Спортивное развлечение с родителями и детьми подготовительной группы «Не перевелись еще богатыри на земле русской»
Спортивное развлечение с родителями и детьми подготовительной группы "Не перевелись ещё богатыри на земле русской"...