Интегрированное занятие по речевому развитию Цветик - семицветик
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шутрова Елена Борисовна

Интегрированное занятие по речевому развитию Цветик - семицветик

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по речевому развитию (выразительное чтение) в старшей группе на тему: В.П. Катаев «Цветик - семицветик».

Образовательная область: речевая, познавательная, социально-коммуникативная.

Цель: довести до понимания детей основной идеи произведения В.Катаева «Цветик-семицветик», посредством анализа поступков главной героини (в дид.игре « Расшифруй желания Жени»).

Задачи:

Образовательные: формировать умения детей осмысливать поступки главной героини, причинно-следственные связи и давать им оценку, учить выражать свое отношение к героине сказки.

Развивающие: развивать воображение, мышление, память; совершенствовать диалогическую форму речи в процессе ответов на вопросы, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать стремление, совершать добрые поступки, умение выслушивать друг друга, не перебивая.

Планируемый результат: Дети отвечают на вопросы, связанные с основной идеей сказки, описывают мотивы поступков, составляют положительную характеристику главной героини.

Подготовительная работа: Чтение сказки В. Катаева «Цветик -семицветик», беседа на тему «Что такое доброта», беседа о заветных желаниях.

Материалы и оборудование: Кубик, на гранях которого наклеены картинки: девочка, цветок, бабушка, баранки, ваза, сосулька; книга «Цветик- семицветик», портрет писателя В. Катаева, модель цветка, схемы, ватман, лепестки цветка разного цвета по количеству детей, презентация.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Для организации детей я приглашаю встать детей в круг.

Давайте встанем вместе в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (руки в сторону)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачивание руками)

Здравствуй, маленький цветок (сложить ладошки цветочком)

Здравствуй - утро! (правая рука в сторону)

Здравствуй – день! (левая рука в сторону)

Мне здороваться не лень! (поклон)

Здравствуйте, мои друзья! (все берутся за руки)

                        

Воспитатель: Ребята, я вам сегодня принесла кубик. Хотите с ним поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда слушайте правила игры. На кубике наклеены разные картинки. Мы будем поочередно бросать кубик при этом говорить слова: «Крутись, вертись, на бочок ложись». Какой картинкой кубик к нам повернётся, к той мы и будем подбирать слова.

Воспитатель: Ира, бери кубик бросай его и говори слова. 

Ира: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

Воспитатель: Ира, какая картинка тебе выпала?

Ира: Мне выпала картинка девочки.

Воспитатель: «Какая бывает девочка?»

Ира: Девочка бывает красивая, маленькая, весёлая, озорная, непослушная, кудрявая…

Поэтому же принципу кидая кубик дети отвечают на вопрос, подбирая к существительному прилагательное.

Воспитатель: Света, бери кубик бросай его и говори слова.

Света: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

Воспитатель: Света, какая картинка тебе выпала?

Света: Мне выпала картинка цветок.

Воспитатель: «Какой бывает цветок?»

Света: Цветок бывает красивый, нежный, ароматный, розовый…

Воспитатель: Ваня, бери кубик бросай его и говори слова.

Ваня: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

Воспитатель: Ваня, какая картинка тебе выпала?

Ваня: Мне выпала картинка баранки.

Воспитатель: «Какие бывают баранки?»

Ваня: Баранки бывают молочные, детские, сахарные, … 

Воспитатель: Саша, бери кубик бросай его и говори слова.

Саша: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

Воспитатель: Саша, какая картинка тебе выпала?

Саша: Мне выпала картинка ваза.

Воспитатель: «Какая бывает ваза?»

Саша: Ваза бывает хрустальная, фарфоровая, старинная, цветочная…

 Воспитатель: Оля, бери кубик бросай его и говори слова.

Оля: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

Воспитатель: Оля, какая картинка тебе выпала?

Оля: Мне выпала картинка старушка.

Воспитатель: «Какой бывает старушка?»

Оля: Старушка бывает доброй, милой, заботливой, мудрой… 

Воспитатель: Вика, бери кубик бросай его и говори слова.

Вика: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

Воспитатель: Вика, какая картинка тебе выпала?

Вика: Мне выпала картинка сосулька.

Воспитатель: «Какой бывает сосулька?»

Вика: Сосулька бывает холодной, прозрачной, хрустальной, белой…

Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что все эти предметы из какой-то одной сказки?

- А как называется сказка, в которой присутствуют все эти предметы?

Дети: Эта сказка называется «Цветик - семицветик».

Воспитатель: Правильно ребята, эту сказку мы с вами недавно читали.  (Воспитатель показывает книгу)

Воспитатель: Скажите, а сказка «Цветик-семицветик» авторская или русская народная?  (авторская) Почему вы так считаете?

Дети: Потому что ее написал писатель.

Воспитатель: А кто автор этой сказки?

Дети: Валентин Петрович Катаев. (если дети не называют, называет воспитатель)

Воспитатель: Посмотрите вот его портрет. (показывает портрет писателя). Валентин Петрович Катаев русский писатель, он создал много произведений для детей в том числе и сказок.

Воспитатель: Скажите, а кто главный герой нашей сказки цветик –семицветик, которую мы свами продолжим читать?

Дети: Девочка Женя.

Воспитатель: А откуда у Жени появился цветок?

Дети: Жене цветок дала бабушка.

Воспитатель: Где бабушка взяла цветок, как вы думаете?

Дети: Она вырастила его у себя в саду.

Воспитатель: В волшебной стране ребята, есть фея, она выращивает волшебные цветы, которые исполняют желания, и она нам подарила один такой цветок.

На экране появляется слайд с цветком.  

Воспитатель: А вот ребята и сам цветик – семицветик.

Воспитатель: Ребята, что произошло с волшебным цветком?

Дети: У цветика - семицветика не хватает лепестков.

Воспитатель: А сколько всего у цветика-семицветика лепестков?

Дети: У цветика – семицветика семь лепестков.

Воспитатель:а сколько мы видим на экране лепестков ? (Ответы детей: один)

Воспитатель: Какого цвета лепесток  на доске? (голубой).

Воспитатель: Как выдумаете куда же исчезли другие лепестки?  

Дети: Их Женя использовала для исполняя желаний.

Воспитатель: Ребята, а вы не помните, лепестков какого цвета не хватает? Давайте вместе вспомним цвета лепестков и желания Жени, которые она загадывала, отрывая лепестки.

А поможет нам вспомнить желания Жени и цвета лепестков Игра «Расшифруй желания Жени» (см. приложение 3)

Правила игры такие: Каждый из вас берет по одной схеме, рассматривает её и по очереди называете какое желание загадала Женя и к какому лепестку оно относится.

Дети: На этой схеме изображено желание:

- Вели, чтобы я была дома с баранками! Это желтый лепесток.

Воспитатель: О чем же нам расскажет следующая схема? И так каждое желание Жени мы с ребятами вспоминаем и называем цвет лепестка.

- Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Это синий лепесток.

– Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! Это зеленый лепесток.

– Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете были мои! Это оранжевый лепесток.

- Вели, чтобы игрушки поскорее убирались обратно в магазины. Это фиолетовый лепесток.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно расшифровали.

 Я предлагаю вам сейчас изобразить этот чудесный цветок исполнения желаний. Вы согласны? Физкультминутка «Цветки».

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся». (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Воспитатель: Как вы думаете все желания Жени мы разгадали и назвали цвет лепестка?

Дети: Нет, у нас не хватает еще седьмого лепестка.

Воспитатель: Верно.

Ребята, как вы думаете была ли счастлива Женя после исполнения шести желаний?

Воспитатель: Я вам сейчас зачитаю отрывок из произведения.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток. - Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила -и никакого удовольствия. Ну, ничего. Впредь я буду умнее.

Воспитатель: - Почему не все желания исполняясь делают человека счастливым? (постановка проблемы)

На это вопрос мы попробуем ответить чуть позже.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете Женя свой последний лепесток, потратит на доброе дело?  (Да) А ты как думаешь? (нет)

Воспитатель: Я предлагаю вам узнать это, когда мы с вами сейчас дочитаем последние страницы книги.  

            Устраивайтесь поудобнее…

        Нас сказка в мир волшебный приглашает,

        Чтоб чудесами деток удивить и позабавить,

        И чему-то научить…

Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот.  У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам. - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Давай играть в салки?  

Воспитатель: -Ребята, а что такое салки?  Это детская игра, по правилам которой следует детям догонять друг друга и касаться рукой.

Не могу. Я хромой – сказал Витя. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. - Как жалко! -сказала Женя. -Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой. -Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь. - Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - Быть, по-моему, вели.  Вели, чтобы Витя был здоров! И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Беседа о прочитанном:

Воспитатель: Вот мы с вами и дочитали сказку.

Почему историю «Цветик – семицветик» называют сказкой? Что в ней есть волшебного, сказочного?

Дети: -  в ней есть волшебный цветок, который исполняет желания.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на схемы.

- Как вы думаете какие желания Жени вам показались пустяковыми, ненужными?     (Ответы детей).

- Почему вы так решили?   (Ответы детей).

- Какое из желаний было самое жадное?  (Ответы детей).

- Подумайте, как его можно изменить, чтобы оно стало добрым?  (Ответы детей).

- А какое желание вам показалось самым важным?   (Ответы детей).

- Объясните, почему вы так думаете?   (Ответы детей).

- А какое желание было самым нужным?   (Ответы детей).

 - Как вы думаете почему это желание принесло Жене счастье?  (Ответы детей). Потому что она сделала доброе дело для другого человека

А как вы думаете, чтобы было если бы у Жени не было этого лепестка?

- А вы бы хотели, чтобы цветик - семицветик исполнил ваше желание?  (Ответы детей).

- Воспитатель: Скажите, пожалуйста, обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (Ответы детей).

- Воспитатель: Конечно нет, достаточно иметь доброе сердце.

- Воспитатель: А какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство? (Ответы детей: быть добрыми, честными, внимательными к окружающим).

Воспитатель: - Я предлагаю вам нарисовать свое желание. Возьмите на столе лепесток понравившегося вам цвета, закройте глазки и подумайте, какое желание вы хотите нарисовать. Но только оно обязательно должно быть добрым! Я уверена, что у вас всё получится.  

Рефлексия.

Ребятам предлагается два ватмана на одном нарисовано солнышко улыбающееся, на втором тучка грустная, детям необходимо расположит свои лепестки по желанию (если кому было интересно на занятии, всё понятно и всё получилось - тот прикрепляет лепесток к серединке цветка со стороны солнышка. А кому было не интересно и трудно - тот прикрепляет свой лепесток к серединке цветка со стороны тучки. (Если кто-то из детей прикрепил свой лепесток со стороны тучки - воспитатель выясняет причину и старается поднять самооценку ребёнка).

Воспитатель: Я желаю вам быть всегда добрыми, отзывчивыми, внимательными и честными. Чтобы цветику-семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе:"Цветик-семицветик" по изо и физической культуре

Итоговое интегрированное занятие-путешествие для родителей, дети рисуют - используют в работе нетрадиционную технику рисования-монотипия, занимаются аэробикой, игроритмикой и конечно встречаются со ск...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Цветик семицветик в гостях у ребят"

Целью этого занятия является: создание условий для  о общения и систематизации знаний детей о весне, через игровую театрализованную деятельность.Задачи: 1.    Создать условия ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе Цветик-семицветик.

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Физическая культура», «Конструирование», «ФЭМП»,  «Коммуникация», «Социализация». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, конст...

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Цветик-семицветик"

цель данного конспекта закрепить умения детей, различать перелетных зимующих птиц, способствовать запоминанию отрывков самых известных сказок для данного возраста детей. Закреплять умения р...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе " Цветик Семицветик" .

Занятия в игровой форме помогает детям больше усвоить какой либо материал. Конспект разработан на основе рассказа  "Цветик семицветик", где дети помогаю Жени выполнить задания....

План-конспект интегрированного занятия в средней группе «Цветик-семицветик»

План-конспект интегрированного занятия в средней группе «Цветик-семицветик»Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Физическая культура», «Коммуникац...

Итоговое интегрированное занятие по речевому развитию и аппликации в средней группе "Цветик-Семицветик"

Цель:закрепление знаний детей по пройденному материалу по развитию речи....