Конспект ООД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Золотарева Надежда Яковлевна

Образовательная деятельность по развитию речи "Рассматривание картины В.Васнецова "Богатыри", подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи 6-7 лет

Золотарёва Надежда Яковлевна, воспитатель разновозрастной группы

Детский сад «Улыбка» структурное подразделение МАОУ «Новозаимская СОШ»

Три богатыря (рассказывание по картине)

Образовательная деятельность по развитию речи

Цель: продолжать работу над темой недели «Защитники Отечества», знакомство детей с картиной В.М.Васнецова «Богатыри»

Задачи:

Образовательные:

  • Учить подбирать слова близкие по значению, узнавать значение новых слов;
  • Обогащать словарный запас (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, меч, копье, булава, лук со стрелами.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, мышление, речевой слух;
  • Развивать общую моторику (координация речи с движениями).

Воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
  • Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.

Место проведения: музыкальный зал

Оборудование: репродукция картины художника В.М.Васнецова «Богатыри», карта России, книги о богатырях, раскраски.

Структура образовательной деятельности:

Вводная часть

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку

«Здравствуйте!» - улыбнется он в ответ.

И, наверное, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет!

От ваших улыбок в группе стало светлее и добрее. А теперь, давайте улыбнемся друг другу, положим руки на плечи друг другу. Почувствуйте тепло и поддержку своих друзей, изобразите волну...

Ребята, а в какой стране мы живем? (ответы детей. В России) а как называли нашу страну в древности? (ответы детей. Русь) Но кто же защищал землю русскую в те далекие времена? (предположения детей, подводить к ответу богатыри)

Я хочу предложить вам, с помощью машины времени совершить путешествие древнюю Русь, когда людям нужна была защита от многочисленных врагов. Садимся поудобнее, закрываем глазки, поехали... включение фрагмента мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица»

Как вы думаете, какими должны быть защитники земли русской? (ответы детей. Высокие, могучие, сильные, отважные)

Основная часть

Сегодня мы с вами посмотрим, как художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил самых известных русских богатырей на своей картине. Она так и называется – «Богатыри» Давайте рассмотри репродукцию картины. Репродукция – это уменьшенная копия картины, напечатанная на станке. А настоящая картина очень большая, она занимает целую стену, и находится в Москве, в Третьяковской галерее. Хоть у нас картина и в уменьшенном виде, но мы постараемся увидеть все и понять, что хотел показать художник. Посмотрите, Васнецову удалось создать яркий образ народной, богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Мощь, сила, мудрость и выдержка чувствуется во всем облике богатыря. Зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой висит огромная палица. Под стать Илье и могучий конь, как вкопанный стоит он под своим седоком.

По правую руку от Ильи Муромца еще один богатырь – Добрыня Никитич. Он воплощение духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь напряжен и готов к бою. И конь у Добрыни такой же, готов ринуться вперед по первому приказу хозяина.

Третий богатырь – Алеша Попович, совсем другого склада. Он тоже храбрый и смелый, хотя и не так силен, как Илья и Добрыня. Там, где не взять силой, Алеша берет ловкостью и находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко наклонил голову, как бы намереваясь поесть степной травы, но уши навострил и тоже готов бросится вперед. Хитер Алеша! В сторону врага не смотрит, но уверенно сжимает лук богатырская рука и стрела у нег наготове! У богатырей одна цель – не пропустить врага и крепко стоять на защите Родины.

Природа на картине – это величавый образ Руси, образ могучей родины русского народа. Посмотрите, какие на переднем плане маленькие, беззащитные елочки, а за ними могучие богатыри, которые не дадут в обиду родную землю.

Хотите стать такими же сильными, как богатыри? Давайте поиграем. Физминутка «Богатыри»

Богатырь – вот он каков показывают силача

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял имитируют движения

Метко палицу бросал имитируют движения

На границе он стоял

Зорко-зорко наблюдал подносят руку ко лбу козырьком

Подрастем мы и смотри  поднимают руки вверх

Станем как богатыри!

Ребята, а сейчас рассмотрите картину в свои волшебные подзорные трубы. Рассматривайте внимательно, обращайте внимание на то, кого или что изобразил художник, какие краски использовал он в своей работе.

Звучит муыка В.Кикта «Богатырская застава»

Кто изображен на переднем плане картины?

Кого на Руси называли богатырями?

Почему вы решили, что богатыри – воины?

Как их зовут? Назовите их имена?

Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь кто старший из богатырей? (ответы детей)

Верно, старший Илья Муромец. У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе, попробуем рассказать о их характерах. Как вы думаете какой характер у Ильи Муромца? (ответы детей. Спокойный, уверенный в себе) А у Алеши Поповича? (ответы детей. Веселый, лукавый, озорной) А у Добрыни Никитича? (ответы детей. Добрый, серьезный)

Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадать их вам поможет картина. Кому принадлежит конь могучий да тяжелый, как сыра-земля? У кого из богатырей конь, что огонь? Чей конь, что ветер в поле?

Молодцы ребята! открываем изображение с помощью ноутбука на экран, выводим инструмент «лупа»  А сейчас посмотрите картину,  что вы видите на заднем плане? (ответы детей. Степь, леса) Верно, за спиной у богатырей вся Русь-матушка с ее бескрайними просторами. Стоят богатыри на страже ее границ, охраняют от нападения врагов. Как вы считаете, богатыри готовы к бою? (ответы детей. Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг. Алеша Попович крепко держит лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч) Какие чувства вызывает у вас картина? (ответы детей)

Игровое упражнение «Кто больше слов скажет»

Кто такие богатыри?

Какие богатыри?

Что делали богатыри?

А сейчас давайте составим небольшой рассказ по картине.

Посмотрите внимательно на богатыря в центре – Илью Муромца. Какой он? Какие у него доспехи? Какой у него конь? Как он вооружен? Чем отличается от других богатырей?

Рассказы детей

А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем рассказать о нем, по той же схеме?

Рассказы детей

Третий богатырь Алеша Попович. Попробуем составить рассказ о нем? Кто желает рассказать?

Рассказы детей

Заключительная часть

Молодцы ребята, замечательные рассказы у вас получились! Скажите, как называется картина, которую мы сегодня рассматривали? Кто ее написал? Кто из богатырей вам понравился больше? Почему?

Высказывания, рассуждения детей

Вы сегодня очень хорошо поработали. Составили интересные рассказы про богатырей. Я их запишу, и мы с вами создадим книгу про богатырей для нашей библиотеки. Я хочу подарить вам раскраски с изображение трех богатырей. Ваши работы мы тоже поместим в книгу. А обложку украсим в технике пластилинографии.

Музыка «Таинственный сон»

Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Мы будем с вами солнцем. Тихо так постойте, почувствуйте себя теплым солнечным лучиком. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...