ООД по речевому развитию "Лексические упражнения"
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект ООД по «Речевому развитию»
в соответствии с ФГОС ДО
развитие речи для детей 6-7лет
Тема: «Лексические упражнения»
Образовательная область: «речевое развитие»
Программное содержание: обогащать и активизировать речь детей.
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
Образовательные: закрепить в речи детей слова по теме (один – много, многозначные слова, слова-родственники), умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;
Воспитательные: воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.
Материалы и оборудование: раздаточный материал (картинки «один-много»), демонстрационный материал (картинки со словами-родственниками, многозначными словами), музыкальное сопровождение, клубок пряжи, цветные карандаши, рабочая тетрадь по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_muntyan_razvitie_rechi.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по «Речевому развитию»
в соответствии с ФГОС ДО
развитие речи для детей 6-7лет
Тема: «Лексические упражнения»
Образовательная область: «речевое развитие»
Программное содержание: обогащать и активизировать речь детей.
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
Образовательные: закрепить в речи детей слова по теме (один – много, многозначные слова, слова-родственники), умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;
Воспитательные: воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться.
Материалы и оборудование: раздаточный материал (картинки «один-много»), демонстрационный материал (картинки со словами-родственниками, многозначными словами), музыкальное сопровождение, клубок пряжи, цветные карандаши, рабочая тетрадь по развитию речи.
Ход ООД:
I. Организационный момент
«Круг радости»
Дети заходят в зал под музыку (лирическая музыка) и встают на ковёр.
Воспитатель: добрый день, дорогие ребята! Сегодня я встречаю вас с особенным настроением. Мне очень хочется сделать что-нибудь хорошее и приятное для всех. Я приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие слова, обменялись добрыми пожеланиями, передавая из рук в руки «волшебный клубок», который пришел к нам в гости. Ребята, разрешите, я первая скажу свои пожелания вам:
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Воспитатель: а сейчас я передаю «волшебный клубочек» Нике.
Воспитатель: скажи, Ника, что ты хочешь пожелать своим друзьям?
Дети передают друг другу «волшебный клубочек» и произносят свои добрые пожелания:
- Я желаю всем здоровья!
- Я желаю всем радости!
- Я желаю всем доброты!
- Я желаю всем солнечного дня!
- Я желаю всем веселых игр! И т.д.
Воспитатель: молодцы, ребята! Теперь скажите, что вы чувствовали, когда ваши друзья говорили добрые слова? (Ответы детей)
Воспитатель: спасибо! Мы с вами услышали столько хороших слов, искренних, теплых пожеланий! И они обязательно сбудутся, потому что вы – друзья и говорили пожелания друг другу от всего сердца.
II. Основная часть
Воспитатель: ребята, а наш «волшебный клубок» приготовил для вас загадку. А вот про что она – угадайте.
Он, зимой всегда бывает,
Пухом нежным выпадает,
Коль в ладошку попадёт,
То, в секунду, пропадёт.
Оглянись, зимой, вокруг,
Что увидишь, милый друг?
(дети: СНЕГ)
Воспитатель: а сейчас расправляем наши крылья, р-р-р-р-р-р, рычим как моторы и полетели в город Стихотворный. Ребята, рассаживайтесь поудобнее на нашем ковре, и, давайте, посмотрим на наш мольберт (на мольберте портрет А.А. Фета и стихотворение)
Ребята, перед нами портрет Афанасия Афанасьевича Фета, русского поэта, стихи которого известны во всем мире. Его произведения посвящены любви, природе и искусству.
Сейчас я вам прочту одно из его стихотворений.
Воспитатель читает стихотворение А.А. Фета
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку) и первый снег? Существует примета: если кошка усердно (со старанием) моет мордочку, быть гостям. А снег, первый снег – чем не гость?
Воспитатель: первые строчки этого стихотворения – обращение ребенка к матери – можно прочитать по-разному, с разной интонацией. Попробуем?
Дети: мама! Глянь-ка из окошка – знать вчера недаром кошка умывала нос… (читают с разной интонацией).
Воспитатель: молодцы! Ребята, а вы любите кататься на санках, ватрушках? Как мы прочтем, с каким выражением следующие строки: уж теперь не будет спору: за салазки, да и в гору весело бежать!
Дети: читают эти строки с веселым, радостным, бодрым настроением.
Воспитатель: правильно, молодцы.
Игра «Доскажи словечко»
Ра-ра-ра — начинается иг… ра
Ры-ры-ры — у мальчика ша… ры
Ро-ро-ро — у нас новое вед… ро
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг… ру
Ре-ре-ре — стоит дом на го… ре
Ри-ри-ри — на ветках снеги… ри
Ар-ар-ар — кипит наш само… вар
Ор-ор-ор — созрел красный поми… дор
Ир-ир-ир — мой папа коман…дир
Арь-арь-арь — на стене висит фо… нарь
Ра-ра-ра — у мышки есть но… ра
Ре-ре-ре — носим воду мы в вед… ре
Воспитатель: молодцы, ребята!
Воспитатель: устали, ребята? Давайте сейчас встанем и немного отдохнём.
Физминутка: (муз. «Снег падает на всех…)
Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках, на дорожках (руки вверх, наклон вниз)
На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)
Воспитатель: хорошо, размялись немного. А, теперь, раскинули руки в стороны, р-р-р-р-р-р, рычим как мотор, и полетели в город Много-мало, на свои стульчики.
Воспитатель: ребята, посмотрите, у вас на столах картинки с изображением предметов и животных. Скажите, что на них изображено?
Воспитатель: правильно! (машина-машины, еж – ежи и т.д.). А сейчас мы поиграем с вами в игру «Один-много»
Игра «Один – много»
Дети называют предметы и животных, которые у них изображены на картинках (один самолет – много самолетов, один еж – много ежей).
Воспитатель следит за правильностью произношения слова во множественном числе.
Воспитатель: молодцы ребята справились с заданием.
Дыхательная гимнастика «Вьюга»
Музыкальное сопровождение (вьюга)
Дети встают у своих стульчиков.
И. п.: о. с. 1- вдох носом;2- на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга начинается); 3- вдох носом; 4 – на выдохе произнести громко «У-у-у-у!»; 5 – вдох носом; 6 –на выдохе произнести тихо: «У-у-у-у!» (вьюга заканчивается). Повторить 2 раза.
Воспитатель: расправляем крылья, р-р-р-р-р-р, рычим как мотор, и летим в следующий город, город Многозначных слов. А сейчас новое и очень непростое задание. Объясняю. Есть такое слово ножка. Что вы представляете, услышав это слово? Свои ножки и только! Но и у стола есть ножки. (Дети по аналогии называют стул, кресло, диван и т.д.).
Дидактическое упражнение «Многозначные слова»
Воспитатель: слово ножка (ножки) имеет несколько значений, разные значения и у слов ключ, лук, коса, кисть. Посмотрите на эти картинки, что вы там видите? (картинки с изображением многозначных слов, дети объясняют значения слов).
Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием. Расправили крылья, р-р-р-р-р, рычим как мотор, и полетели в город Слогов. А сейчас мы поиграем в игру «Сосчитай слоги».
Игра «Сосчитай слоги»
Воспитатель вывешивает на доске картинки. Дети говорят сколько слогов в данном слове (следить, чтобы дети отвечали полным ответом)
КОШ-КА
КО-СА
ЛУК
СА-МО-ЛЕТ
КЛЮЧ
МО-РОЗ
Воспитатель: Молодцы! А сейчас летим на свои стульчики, в город Обучалкинячс и прежде чем мы будем выполнять следующее задание, разомнем наши руки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком» (Т. Ткаченко)
Мы катаем снежный ком, (Ладони лежат на столе, дети делают ими движения вперед-назад)
Будем строить снежный дом, («Рисуют» на столе указательными пальцами дом.)
Мы польем его водой, (Изображают, что поливают из лейки)
Дом наш будет ледяной. (Делают из ладоней «крышу» над головой)
Каждый ком – один этаж, (Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.)
Подрастает домик наш! (Делают из ладоней «крышу» над головой, поднимают ее выше и выше)
Выполнение задания в рабочей тетради.
Воспитатель: молодцы ребята! Отлично справились с заданием.
Воспитатель: ребята, а сейчас новое задание. Мы с вами познакомились с «Многозначными словами», когда у одного слова много значений, а сейчас мы познакомимся со словами-родственниками. Что же это за слова такие? Посмотрите на доску (на доске картинки со словами-родственниками: гриб, грибок, грибной, грибник и т.д. Что общего в этих словах вы заметили, услышали? Родственные слова имеют общую часть, в данном случае – гриб.
По аналогии разбираем слова снег, рыба.
Воспитатель: молодцы! Расправляем крылья и летим в город Окончательный.
III. Итог
(дети проходят на ковёр и становятся в круг)
Воспитатель: молодцы, ребята, постарались. Нашему «волшебному клубку» очень понравились как вы сегодня занимались!
Рефлексия «Волшебный клубок»
Воспитатель: а сейчас давайте зарядим наш «волшебный клубок» доброй энергией. Мы будем передавать его друг - другу и скажем несколько слов о нашем сегодняшнем мероприятии - понравилось ли нам то, чем мы сегодня занимались, всё ли у вас получалось.
Воспитатель: мне очень понравилось наше сегодняшнее мероприятие, я узнала много новых слов, что бывают слова -родственники, многозначные слова (дети по кругу передают «волшебный клубок» и говорят несколько слов о том что им понравилось)
Воспитатель: давайте попрощаемся с нашим «волшебным клубком» и отпустим его.
Дети: до свидания, Клубок!
Воспитатель: спасибо вам, ребята, вы прекрасно справились со всеми нашими заданиями. А наш «волшебный клубок» просил передать вам небольшие подарки (цветные наклейки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека 1Физминуток ( двигательно – речевые) 2 Упражнений для глаз. 3 Игр-упражнений для гиперподвижных детей
Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, он...
«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса у дошкольников»
Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием бу...
Самомассаж с речевым сопровождением. Упражнение "Солнышко"
https://www.youtube.com/watch?v=l2ZNvYE38Vs&feature=emb_logo...
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»
Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...
КОРРЕКЦИОННЫЕ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ И СЦЕНКИ.
ПРЕДИСЛОВИЕ Речевые нарушения у детей и взрослых, возникающие по самым различным причинам, требуют специальной коррекционной работы по их устранению. Он...
Речевое дыхание Упражнения
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для котор...
Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Упражнения на развитие дыхания «Ветерок». Звуковая культура речи.
Программное содержание1.Продолжать формировать интерес к занятиям.2.Продолжать формировать потребность детей в общении.3.Формировать умение детей слушать обращенную речь, отвечать на вопросы по мере в...