ООД по развитию речи "Осеннее путешествие" в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный материал пригодится для систематизиции знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; а также о жизни диких животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_razvitiyu_rechi_osennee_puteshestvie_v_starshey_gruppe.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Осеннее путешествие»
Цели:
Образовательные: систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать о диких животных с использованием наглядных пособий (иллюстрации); продолжать учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; закреплять умение отгадывать описательные загадки.
Развивающие: уточнить и обобщить знания детей об осени, диких животных, формировать познавательный интерес к природе, умение отвечать на вопросы полным ответом, вспомнить правила поведения в лесу.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы, способствовать воспитанию эстетических чувств у детей.
Оборудование: конверт с приглашением в осенний лес, иллюстрации с изображением диких животных, природный материал (листья), д/и «Кто где живет».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, беседы о диких животных, отгадывание загадок о животных, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций, мнемотаблиц).
Сюрпризный момент.
Сегодня утром почтальон мне принес конверт. На нем обратный адрес, написано «Лес». А в конверте письмо. Вам интересно, что же пишут из леса?
Пишут лоси, пишут лисы, пишут зайцы.
«Ждем Вас в гости».
Ребята, вы готовы отправиться в лес? Перед тем как отправится в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Не разжигай в лесу костер. После костра на этом месте 5 лет не сможет расти трава.
- Не трогай птичьи гнезда. Примятая трава, сломанная ветка могут испугать птицу, и она покинет гнездо.
- Не сбивай несъедобные грибы, их едят и ими лечатся дикие животные.
- Не разрушай муравейник. Муравьи – санитары леса, они не дают особенно сильно размножаться насекомым, которые губят лес.
- Не оставляй мусор в лесу. Лес – дом для животных, в нем должно быть чисто.
- Не рви цветы на лугу, в лесу. Сорванные растения быстро гибнут и не дадут семян. Любуйся их красотой в природе.
- Не шуми в лесу. Крик и громкая музыка пугают лесных жителей.
Молодцы, мы вспомнили правила поведения в лесу, теперь я уверена, что вы не нарушите лесной тишины, поэтому мы с вами отправимся в лес. Ребята, как мы должны одеться? Почему?
Физминутка.
Надеваем рукава, пролезает голова.
Шапку натяни скорее, запахни пальто быстрее.
Левый натянуть сапог, хоть бы кто-нибудь помог
Правый натянуть сапог, а он и сам на ножку скок.
Раз, два, три, четыре, пять в лес отправимся гулять.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем (ход змейкой)
Может быть и под листочком, сладкую ягодку найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали (бег на носках)
И на каблуках пойдем, через лужи перейдем (шаги на пятках)
Отдохнули вот и славно, поговорим теперь о главном.
Вот мы и на полянке. Посмотрите, сколько тут листьев. Назовите листья, каких деревьев вы видите на полянке? (дуба, березы, рябины, клена). Ребята, возьмите в руки по листочку. Арина, у тебя листочек с какого дерева? (С березы). Значит, он какой? (березовый).
Так тихо в лесу, никого не видно и не слышно. Наверное, они испугались нас и спрятались.
Загадывание загадок.
А давайте мы с вами угадаем, какие же животные спрятались. (угадали, показали картинку и повесили на доску)
- Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы.
Уши больше головы. (Заяц)
Правильно! Какими словами вы можете описать зайца.
Трусливый, длинноухий, серый, пугливый, шустрый, быстрый, белый.
- Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Опишите ежа. Какой он? Маленький, отважный, колючий, круглый.
- Серый, зубастый
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Ребята, скажите про волка. Какой он? Голодный, серый, злой, зубастый, хищный.
- Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. (Лиса)
Какая она? Хитрая, рыжая, ловкая, плутовка, умная.
- Не мышь, не птица, в лесу резвится
На деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка)
Белка какая? Прыгучая, пушистая, ловкая, рыжая, быстрая.
- Хозяин лесной. Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Опишите, какой он? Бурый, неуклюжий, косолапый.
Молодцы! Все справились с заданием.
Беседа.
А теперь скажите, где живут все эти животные? (В лесу).
Как их можно назвать одним словом? (Дикие).
Почему эти животные называются дикими? Потому что они живут в дикой природе, сами добывают себе корм, сами устраивают себе жилища.
Физминутка.
Белка хлопает в ладоши
Ежик топает ногой.
А вот мишка косолапый,
Только вертит головой.
Зайка скачет по дорожке,
И качает головой.
Оглянулся, повернулся.
И уселся под сосной.
Ребята, давайте посмотрим на картинки с изображением животных.
Дикие животные похожи друг на друга? (у всех животных четыре лапы, хвост, тело покрыто шерстью). Да, животные похожи друг на друга, но у каждого есть характерные отличия: у лося – рога, у ежа – колючки, у белки – кисточки на ушах, у зайца – длинные уши.
Ребята, а почему так тихо в лесу? Оказывается, осенью у диких животных много хлопот, они готовятся к зиме. Потому что зима – это очень трудное, холодное время года, которое нелегко пережить. Давайте мы с вами вместе попробуем рассказать о том, как дикие животные готовятся к зиме.
Заяц меняет свою летнюю серую шубку на белую. Он это делает, чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у него много врагов – это и лиса, и волк, и куница, и сова, и филин. Заяц впадает в спячку? Чем он питается зимой?
Белочка летом рыжая, а к зиме наденет серую шубку. Она делает запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, жёлуди, сушёные грибы. Зимовать белочка будет в дупле старого дерева.
Ёж осенью сытно наедается. Он впадает в спячку и ему нужно накопить очень много жира под своей колючей шубкой, чтобы спокойно спать всю зиму. Ёж находит удобную ямку под деревом или в трухлявом пне, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.
Медведю тоже надо хорошенько наесться, чтобы всю зиму спокойно спать. Всё лето и осень он готовится: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где много веток, листьев, мха и ложится спать до весны. Зимой снег засыплет медвежью берлогу и медведю будет тепло.
Лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи. Еще волка называют «Санитар леса» он охотится на очень слабых и больных животных. Сколько интересного мы с вами рассказали о животных.
Молодцы. Давайте поиграем игру, которая называется «Кто лишний?». Я буду вам говорить слова, среди которых вы должны найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Договорились?
Медведь-медведица-волчонок.
Лис-лисица-бельчонок.
Волчица-волчата-волчонок.
Еж-ежиха-зайчонок.
Заяц-зайчиха-зайчонок-зайчата.
Белка-бельчата-ежонок.
Ребята, как мы знаем, у каждого животного есть свой дом. Давайте мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?» (картинки к игре, на доске). Перед вами лежат картинки, они перемешаны. Один из вас выходит к доске, находит самого животного и его домик, где он живет. Остальные внимательно смотрят, и потом будем обсуждать.
- Медведь живёт в. (в берлоге).
- Лиса живёт в … (в норе).
- Волк поселился в … (в логове).
- А белочка в … (в дупле).
- Лишь зайка, бедный зайка
- Под кустиком … (сидит).
- И хвостик его маленький
- От страха чуть … (дрожит).
Ребята, а как вы думаете, почему у зайца дрожит хвостик? (испугался, замерз). Что-то стало холодать, и нам пора возвращаться в детский сад.
Ребята, понравилось ли вам путешествие по лесу? А что вам запомнилось больше всего? Кого мы видели в лесу? Кто из зверей впадает в спячку? Где спит медведь? А кто делает запасы? Кого называют санитаром леса? Ай да, молодцы, всё-всё запомнили. Теперь вы знаете, чем заняты дикие животные в лесу осенью и как они готовятся к зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...
Конспект итогового занятия по образовательной области «Познавательное развитие» и «Развитие речи» в старшей группе по теме «Путешествие в страну знаний»
Доминирующая образовательная область познавательное развитие.Цель непосредственной образовательной деятельности: Совершенствовать знания детей, полученных за год.Задачи:Образовательные:Выявить уровень...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика» Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие » для детей старшей группы (5 -6 лет)
Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика»Конспект занятияс интеграцией образовательных областей«Познавательное развитие», «Речевое развитие», &laq...