ООД по развитию речи "Осеннее путешествие" в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Азаматова Фаниля Салимовна

Данный материал пригодится для систематизиции знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; а также о жизни диких животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Осеннее путешествие»

Цели:

Образовательные: систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать о диких животных с использованием наглядных пособий (иллюстрации); продолжать учить подбирать прилагательные к существительным, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; закреплять умение отгадывать описательные загадки.

Развивающие: уточнить и обобщить знания детей об осени, диких животных, формировать познавательный интерес к природе, умение отвечать на вопросы полным ответом, вспомнить правила поведения в лесу.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы, способствовать воспитанию эстетических чувств у детей.

Оборудование: конверт с приглашением в осенний лес, иллюстрации с изображением диких животных, природный материал (листья), д/и «Кто где живет».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, беседы о диких животных, отгадывание загадок о животных, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций, мнемотаблиц).

Сюрпризный момент.

Сегодня утром почтальон мне принес конверт. На нем обратный адрес, написано «Лес». А в конверте письмо. Вам интересно, что же пишут из леса?

Пишут лоси, пишут лисы, пишут зайцы.

«Ждем Вас в гости».

Ребята, вы готовы отправиться в лес? Перед тем как отправится в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

  1. Не разжигай в лесу костер. После костра на этом месте 5 лет не сможет расти трава.
  2. Не трогай птичьи гнезда. Примятая трава, сломанная ветка могут испугать птицу, и она покинет гнездо.
  3. Не сбивай несъедобные грибы, их едят и ими лечатся дикие животные.
  4. Не разрушай муравейник. Муравьи – санитары леса, они не дают особенно сильно размножаться насекомым, которые губят лес.
  5. Не оставляй мусор в лесу. Лес – дом для животных, в нем должно быть чисто.
  6. Не рви цветы на лугу, в лесу. Сорванные растения быстро гибнут и не дадут семян. Любуйся их красотой в природе.
  7. Не шуми в лесу. Крик и громкая музыка пугают лесных жителей.

Молодцы, мы вспомнили правила поведения в лесу, теперь я уверена, что вы не нарушите лесной тишины, поэтому мы с вами отправимся в лес. Ребята, как мы должны одеться? Почему?

Физминутка.

Надеваем рукава, пролезает голова.

Шапку натяни скорее, запахни пальто быстрее.

Левый натянуть сапог, хоть бы кто-нибудь помог

Правый натянуть сапог, а он и сам на ножку скок.

Раз, два, три, четыре, пять в лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем (ход змейкой)

Может быть и под листочком, сладкую ягодку найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали (бег на носках)

И на каблуках пойдем, через лужи перейдем (шаги на пятках)

Отдохнули вот и славно, поговорим теперь о главном.

Вот мы и на полянке. Посмотрите, сколько тут листьев. Назовите листья, каких деревьев вы видите на полянке? (дуба, березы, рябины, клена). Ребята, возьмите в руки по листочку. Арина, у тебя листочек с какого дерева? (С березы). Значит, он какой? (березовый).

Так тихо в лесу, никого не видно и не слышно. Наверное, они испугались нас и спрятались.

Загадывание загадок.

А давайте мы с вами угадаем, какие же животные спрятались. (угадали, показали картинку и повесили на доску)

  1. Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы.

Уши больше головы. (Заяц)

Правильно! Какими словами вы можете описать зайца.

Трусливый, длинноухий, серый, пугливый, шустрый, быстрый, белый.

  1. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж)

Опишите ежа. Какой он? Маленький, отважный, колючий, круглый.

  1. Серый, зубастый

По полю рыщет

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Ребята, скажите про волка. Какой он? Голодный, серый, злой, зубастый, хищный.

  1. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт.

В деревне кур крадёт. (Лиса)

Какая она? Хитрая, рыжая, ловкая, плутовка, умная.

  1. Не мышь, не птица, в лесу резвится

На деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка)

     Белка какая? Прыгучая, пушистая, ловкая, рыжая, быстрая.

  1. Хозяин лесной. Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Опишите, какой он? Бурый, неуклюжий, косолапый.

Молодцы! Все справились с заданием.

Беседа.

А теперь скажите, где живут все эти животные? (В лесу).

Как их можно назвать одним словом? (Дикие).

Почему эти животные называются дикими? Потому что они живут в дикой природе, сами добывают себе корм, сами устраивают себе жилища.

Физминутка.

Белка хлопает в ладоши

Ежик топает ногой.

А вот мишка косолапый,

Только вертит головой.

Зайка скачет по дорожке,

И качает головой.

Оглянулся, повернулся.

И уселся под сосной.

Ребята, давайте посмотрим на картинки с изображением животных.

Дикие животные похожи друг на друга? (у всех животных четыре лапы, хвост, тело покрыто шерстью). Да, животные похожи друг на друга, но у каждого есть характерные отличия: у лося – рога, у ежа – колючки, у белки – кисточки на ушах, у зайца – длинные уши.

Ребята, а почему так тихо в лесу? Оказывается, осенью у диких животных много хлопот, они готовятся к зиме. Потому что зима – это очень трудное, холодное время года, которое нелегко пережить. Давайте мы с вами вместе попробуем рассказать о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Заяц меняет свою летнюю серую шубку на белую. Он это делает, чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у него много врагов – это и лиса, и волк, и куница, и сова, и филин. Заяц впадает в спячку? Чем он питается зимой?

Белочка летом рыжая, а к зиме наденет серую шубку. Она делает запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, жёлуди, сушёные грибы. Зимовать белочка будет в дупле старого дерева.

Ёж осенью сытно наедается. Он впадает в спячку и ему нужно накопить очень много жира под своей колючей шубкой, чтобы спокойно спать всю зиму. Ёж находит удобную ямку под деревом или в трухлявом пне, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.

Медведю тоже надо хорошенько наесться, чтобы всю зиму спокойно спать. Всё лето и осень он готовится: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где много веток, листьев, мха и ложится спать до весны. Зимой снег засыплет медвежью берлогу и медведю будет тепло.

Лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи. Еще волка называют «Санитар леса» он охотится на очень слабых и больных животных. Сколько интересного мы с вами рассказали о животных.

Молодцы. Давайте поиграем игру, которая называется «Кто лишний?». Я буду вам говорить слова, среди которых вы должны найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Договорились?

Медведь-медведица-волчонок.

Лис-лисица-бельчонок.

Волчица-волчата-волчонок.

Еж-ежиха-зайчонок.

Заяц-зайчиха-зайчонок-зайчата.

Белка-бельчата-ежонок.

 

Ребята, как мы знаем, у каждого животного есть свой дом. Давайте мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?» (картинки к игре, на доске). Перед вами лежат картинки, они перемешаны. Один из вас выходит к доске, находит самого животного и его домик, где он живет. Остальные внимательно смотрят, и потом будем обсуждать.

- Медведь живёт в. (в берлоге).

- Лиса живёт в … (в норе).

- Волк поселился в … (в логове).

- А белочка в … (в дупле).

- Лишь зайка, бедный зайка

- Под кустиком … (сидит).

- И хвостик его маленький

- От страха чуть … (дрожит).

Ребята, а как вы думаете, почему у зайца дрожит хвостик? (испугался, замерз). Что-то стало холодать, и нам пора возвращаться в детский сад.

Ребята, понравилось ли вам путешествие по лесу? А что вам запомнилось больше всего? Кого мы видели в лесу? Кто из зверей впадает в спячку? Где спит медведь? А кто делает запасы? Кого называют санитаром леса? Ай да, молодцы, всё-всё запомнили. Теперь вы знаете, чем заняты дикие животные в лесу осенью и как они готовятся к зиме. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...

Конспект итогового занятия по образовательной области «Познавательное развитие» и «Развитие речи» в старшей группе по теме «Путешествие в страну знаний»

Доминирующая образовательная область познавательное развитие.Цель непосредственной образовательной деятельности: Совершенствовать знания детей, полученных за год.Задачи:Образовательные:Выявить уровень...

Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика» Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие » для детей старшей группы (5 -6 лет)

Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика»Конспект занятияс интеграцией образовательных областей«Познавательное развитие», «Речевое развитие», &laq...