ООД "Петровские корабли"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Познакомить детей с историческим прошлым города Воронежа: созданием русского флота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_petrovskie_korabli.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида №151»
Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы
по познавательному развитию
(интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)
на тему:
«Петровские корабли»
Подготовила:
воспитатель I КК
Кухарева Светлана Дмитриевна
г. Воронеж - 2021
Цель: познакомить детей с историческим прошлым города Воронежа: созданием русского флота.
Задачи:
Образовательные:
- поддерживать интерес детей к истории своей Родины;
- раскрыть значение Воронежского края в создании русского флота;
- продолжать знакомить детей с исторической личностью- Петром I.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных процессов и творческого
воображения;
- пополнять словарный запас, развивать речь дошкольников;
Воспитательные:
- формировать у дошкольников устойчивый интерес к истории и культуре Воронежского края.
Использование здоровьесберегающих технологий: пальчиковая и дыхательная гимнастика, кинезиология.
Словарная работа : знакомство с новыми словами «ботик», «палуба», «верфь», «экспонат», «архитектура», «судостроитель».
Предварительная работа: чтение произведений детской художественной литературы: А.Митяев «Рассказы о русском флоте», В.Тюрин «Кто главный на корабле», энциклопедия для малышей «Корабли»; виртуальная экскурсия в Воронежский историко-туристический центр «Петровские корабли»; рассматривание макета корабля; разучивание пальчиковой гимнастики и подвижных игр.
Материалы и оборудование: экспонаты Воронежского историко-туристического центра «Петровские корабли», иллюстрации с изображением музеев города Воронежа, мольберты, карточки с изображением грузовых, пассажирских и военных кораблей, мнемотаблица правил поведения в музее; иллюстрация строительства кораблей;
2 полотна ткани, фотография памятника Петру I, заготовки для изготовления корабликов, ёмкость для воды.
Используемая литература: О. Кретова «Воронеж и воронежцы», В. П. Загоровский «О древнем Воронеже и слове Воронеж», А. Романова «Пётр Первый», Г. Асташина «Развивающие игры для детей 3-7 лет».
Ход организованной образовательной деятельности:
Ритуал приветствия
Воспитатель вместе с детьми:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, Родина моя,
Здравствуй, матушка - земля.
Проблемная ситуация:
Воспитатель задает вопрос детям: «Ребята, что такое Родина?» (Предполагаемые ответы детей: Родина это край, где мы родились и живем, это наш город, это наш дом и семья).
Воспитатель: правильно. Родина- это все то, что нас окружает - улица, дом, в котором вы живете, парки и скверы, достопримечательности и памятники архитектуры.
Воспитатель: скажите, как называется город, в котором мы живем? (Предполагаемый ответ детей: город, в котором мы живем, называется Воронеж).
Воспитатель: сегодня мне хочется рассказать о великом человеке, который вошел в историю не только нашего города Воронежа, но и всей России - это царь Петр I. (Показывает портрет Петра I).
Когда-то очень давно, в царской семье родился мальчик, которого назвали Петрушей. С самого детства его окружали различные игрушки, но самыми любимыми были старые модели кораблей. Когда он их рассматривал, ему казалось, что он стоит на палубе и смотрит в подзорную трубу в бурную даль океана. Через много лет корабли стали первой и самой сильной любовью Петра I. А старой модели парусника – ботик он дал гордое имя «дедушка русского флота».
Давайте вспомним, какие бывают корабли по своему назначению? (Предполагаемый ответ детей: грузовые, пассажирские, военные). А чем они отличаются? (Предполагаемый ответ детей: грузовые корабли – перевозят грузы, пассажирские – людей, военные – охраняют границы).
Дидактическая игра «Отправь судно в свой порт»
Дети делят картинки судов на грузовые, пассажирские и военные, закрепляя картинки на мольбертах с изображением портов.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Какие же корабли строил Петр I в Воронеже? (Предполагаемый ответ детей: военные корабли).
Воспитатель читает стихотворение:
Петр I здесь построил
Для России корабли,
Чтобы на морских просторах
Защитить страну смогли.
Воспитатель: сегодня мы отправимся c вами на экскурсию, но чтобы узнать куда, надо отгадать загадку:
В нём предметы старины
До сих пор сохранены.
Любознательный народ
Посмотреть на них идёт. (Музей)
Воспитатель: молодцы, правильно отгадали загадку. Скажите, а какие музеи есть в нашем любимом городе? (Дети перечисляют названия музеев с опорой на иллюстрации: Краеведческий музей, художественный музей имени И.Н Крамского, литературный музей имени И.С.Никитина, «Музей – диорама»)
Воспитатель: чтобы познакомимся с историей создания Петром I русского флота на Воронежской земле, сегодня мы совершим экскурсию, которая будет проходить в музее «Петровские Корабли».
Давайте вспомним, как надо вести себя в музее? (Дети с опорой на мнемотаблицу перечисляют правила поведения в музее).
Воспитатель: В музеях выставляют различные предметы на всеобщее обозрение. Их называют – экспонатами. Какие экспонаты вы видите в этом музее? (Дети рассматривают и называют экспонаты «Адмиралтейского зала» музея).
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что Петр I выбрал город Воронеж для строительства первых кораблей. А почему именно наш город стал колыбелью русского флота? (Предполагаемый ответ детей: есть река, много лесов).
Воспитатель: Да, ребята. Петр I выбрал для строительства военного флота город Воронеж, потому что он стоял на берегу реки Воронеж. Неподалеку росли многовековые дубы и сосны, которые служили материалом для строительства судов. Здесь находились залежи железной руды, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота. Стук топоров стоял с утра до вечера. Петр I сам руководил строительством. (Показ иллюстрации).
Александр Сергеевич Пушкин так говорил о нём:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник --
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Воспитатель: для строительства кораблей Петром I была заложена судостроительная верфь.
Воспитатель: Ребята, а что такое верфь? (Предполагаемый ответ детей: верфь – место для строительства и ремонта кораблей).
Воспитатель: Сегодня мы говорим о кораблях петровской эпохи. Давайте подойдем поближе к макету корабля и рассмотрим, из каких частей он состоит.
Дидактическая игра «Устройство кораблей»
Воспитатель: Назовите основные части корабля? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит корпус корабля? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему нос корабля острой формы? (Ответы детей)
Воспитатель: Что такое корма? (Ответы детей)
Воспитатель: Для чего нужна палуба? (Ответы детей)
Воспитатель: Что такое мачта? (Ответы детей)
Воспитатель: Для чего нужен штурвал? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто управляет кораблем? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы хотели бы побывать в роли капитанов.
Дети проходят в комнату музея «Детская палуба».
Подвижная игра «Капитаны»
На полу расстилаются два куска полотна среднего размера – это «корабли» для двух команд. Дети должны размещаться на «кораблях» свободно.
Под слова воспитателя дети ходят вокруг кораблей:
Плывет, плывет кораблик
В далекие края,
Кто капитан кораблика?
Дети:
Конечно, это я! (под эти слова они становятся на корабль.)
Ткань сворачивается в два раза. Теперь на этом корабле должна поместиться вся команда.
Игра повторяется несколько раз, каждый раз корабли уменьшаются в размерах. Выигрывает та команда, которая уместилась на самом маленьком кораблике.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель предлагает детям сделать кораблики своими руками и отравить их в далекое путешествие по волнам.
Пальчиковая гимнастика «Строительство корабля»
Ребята выполняют движения согласно стихотворению, по показу одного из детей:
А сейчас все дружно встанем
И строительство начнём.
Пилами мы рубим,
Топором стругаем,
Гвозди прибиваем,
Мачту поднимаем.
На корабль мы поднялись,
И довольны все остались.
Воспитатель: ребята, предлагаю вам побывать в роли судостроителей и сделать кораблики своими руками.
Продуктивная деятельность «Кораблик»
Дети изготавливают кораблик из бросового материала.
Динамическая пауза «Отплывают корабли»
Ребята выполняют по показу одного из детей:
От Воронежской земли
Отплывают корабли,
Поднимают якоря,
Расправляют паруса.
И плывут, плывут по речке,
Набирая полный ход,
Рассекая носом волны,
Всё вперед, вперед, вперед!
Дыхательное упражнение «Плывет кораблик»
Дети под слова воспитателя пускают корабли по воде.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель:
По синему морю кораблик плывет,
Дует легкий ветерок. (Дети плавно дуют на кораблик)
Звучит тревожная музыка приближающегося шторма.
Воспитатель:
Ветер вдруг сильней завыл
И кораблик наш поплыл.
Мчись, кораблик, по волнам
К самым дальним берегам! (Дети усиливают воздушный поток)
Воспитатель предлагает детям поиграть в русскую народную игру Корабль плывет» (с элементами кинезиологии).
Воспитатель: Ребята, игра эта несложная, но в ней все должны быть очень внимательны. Зазеваешься — и сам собьёшься, и других можешь сбить.
Воспитатель громко говорит:
— Корабль плывёт!
Все спрашивают его:
- С чем корабль?
Воспитатель отвечает:
— С одной повертушкой! — и вертит правой рукой —показывает, что такое повертушка.
Участники игры должны повторить движение и непременно правой рукой. Вдруг воспитатель говорит:
— Корабль плывёт!
Все спрашивают его:
— С чем? — но не перестают делать повертушку.
Воспитатель отвечает:
— С другой повертушкой,—и показывает в этот раз уже левой рукой другую повертушку.
Все должны делать так же.
Затем воспитатель неожиданно говорит:
— Корабль плывёт!
Все спрашивают его (а сами всё показывают левой рукой другую повертушку):
— С чем?
— С двумя повертушками! — отвечает воспитатель и вертит в этот раз обеими руками.
Все делают, как он: показывают две повертушки. Воспитатель подождёт-подождёт и снова:
— Корабль плывёт!
— С чем?
— С двумя повертушками и с одной потопушкой! — отвечает воспитатель и вертит руками — показывает повертушки, а ногой притопывает — показывает потопушку.
И все делают, как он.
Воспитатель подождёт и опять:
— Корабль плывёт!
—С чем?
—С одной повертушкой и с двумя потопушками!
И все повторяют движения воспитателя. А он подождёт- подождёт и скажет:
—Корабль плывёт!
—С чем?
— С двумя повертушками, с двумя потопушками и с одной похлопушкой!
Воспитатель хвалит детей.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, какой музей мы посетили? Что нового узнали? Как история города Воронежа связана с Петром I? Что вам больше всего понравилось?
Ритуал прощания
Воспитатель:
Мы в музее побывали,
Поучились, поиграли.
«До свидания!» дружно скажем
И рукою всем помашем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие на корабле"
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки в играх и эстафетах....
Развлечение "Путешествие на корабле"
Развлечение направлено на развитие мышления. Формирование знаний у детей о комнатных растениях и домашних животных....
Конспект занятия " Корабли, корабли, сколько разных посмотри"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по истории возникновения водного транспорта....
Путешествие на корабле
Формирование знаний детей о растениях, животных в соотношении к живым существам, через наглядно-образного и наглядно-схематического мышления и конструктивных умений....
"Путешествие на корабле"
Конспект по математическому развитию для старшей группы...
«Корабли. Почему корабли плавают?».Закон Архимеда."
История Кораблей.Закон Архимеда.«Плавание тел»...
Презентация " Корабли, корабли, сколько разных посмотри!"
В презентации собраны схемы рисования кораблей....