Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

           Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками, дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
           Проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.
            Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
           Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
            Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
            Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Выделяют следующие принципы проведения пальчиковых игр:

-      Упражнение выполняется вместе с ребёнком, с демонстрацией собственной увлечённостью игрой.

-      Текст разучивается наизусть последовательно, в процессе чего слова соотносятся  с движениями.

-      Следует разученные упражнения со временем заменять на новые.

-     По желанию ребёнка можно повторять понравившиеся игры

-      Не стоит ставить перед ребёнком сложные задачи (к примеру, показывать движения и произносить текст).

-       Принуждать ребёнка к игре недопустимо.

Этапы разучивания игр:

1.Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2.Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3.Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4.Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5.Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

image

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

- развивают подражательную способность;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

 - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
            Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
            Тренировка движений пальцев и кисти рук также  развивает восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого, способствует развитию творческой деятельности, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx143.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №117"

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Подготовила: воспитатель

Юртаева И. Е.

Саранск 2022

Источники способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский.

 
           Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
           Игры являются ведущим видом деятельности в детском саду, «дают возможность многогранного раскрытия личности, развития способностей, сплачивания детей на основе общих замыслов и интересов» (А.А. Люблинская).
           На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую  роль. Самый  благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.  
           Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками, дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
           Проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.
            Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
           Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
            Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
            Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Выделяют следующие принципы проведения пальчиковых игр:

-      Упражнение выполняется вместе с ребёнком, с демонстрацией собственной увлечённостью игрой.

-      Текст разучивается наизусть последовательно, в процессе чего слова соотносятся  с движениями.

-      Следует разученные упражнения со временем заменять на новые.

-     По желанию ребёнка можно повторять понравившиеся игры

-      Не стоит ставить перед ребёнком сложные задачи (к примеру, показывать движения и произносить текст).

-       Принуждать ребёнка к игре недопустимо.

Этапы разучивания игр:

1.Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2.Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3.Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4.Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5.Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

- развивают подражательную способность;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

 - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
            Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
            Тренировка движений пальцев и кисти рук также  развивает восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого, способствует развитию творческой деятельности, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
            Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления, учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять, развивают память.  Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
            Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых.   Их, возможно, использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать, что  выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
            При повторных проведениях игр дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
            Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, тогда научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками одновременно.
            Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье или в том месте, где дети воспитываются.
            Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.
            Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
            Таким образом, очень важно использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей...

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.

В статье говорится о том, для чего нужно развивать руку ребенка,какие бывают пальчиковые игры, как помочь ребенку в развитии речи с помощью пальчиковых игр....

"РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста....

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Презентация на тему "Роль пальчиковой игры в развитии речи детей".

Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук ( то есть от мелкой моторики).Малыши, которые ежедневно занимаются пальчиковой гимнастикой - ...

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Консультация воспитателя Перелетовой Н.А. для родителей«Рука – это вышедший наружу мозг человека». И.Кант...