Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
консультация на тему
Консультация воспитателя Перелетовой Н.А. для родителей
«Рука – это вышедший наружу мозг человека». И.Кант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_palchikovykh_igr_v_razvitii_rechi_detey.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
Доклад воспитателя Перелетовой Н.А. на консультации для педагогов «Рука – это вышедший наружу мозг человека». И.Кант Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Упражнения можно условно разделить на три группы. I группа. Упражнения для кистей рук II группа. Упражнения для пальцев условно статические III группа. Упражнения для пальцев динамические Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно. При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила: - Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы. Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные: - самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); Нетрадиционные: - самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы: • Упражнения для массажа (или самомассажа) рук: Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Для детей младшего дошкольного возраста я рекомендую игры с бельевыми прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук. Также эти игры на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. А самое главное, они стимулируют речевую активность детей. Весёлых вам занятий и хорошего настроения! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Консультация для родителей....
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей...
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.
В статье говорится о том, для чего нужно развивать руку ребенка,какие бывают пальчиковые игры, как помочь ребенку в развитии речи с помощью пальчиковых игр....
"РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста....
Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Презентация на тему "Роль пальчиковой игры в развитии речи детей".
Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук ( то есть от мелкой моторики).Малыши, которые ежедневно занимаются пальчиковой гимнастикой - ...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей
Упражнения пальчиковой гимнастики...