Роль пальчиковых игр в развитии речи детей
консультация на тему

Консультация воспитателя Перелетовой Н.А. для родителей

«Рука – это вышедший наружу мозг человека». И.Кант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_palchikovykh_igr_v_razvitii_rechi_detey.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Доклад воспитателя Перелетовой Н.А. на консультации для педагогов

 «Рука – это вышедший наружу мозг человека». И.Кант

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук 
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические 
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические 
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

- Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
- Игровые задания должны постепенно усложняться.
- Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
- Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

• Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:
«Массаж подушечек пальцев рук»
«Массаж фаланг пальцев»
«Массаж прижимающий»
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
«Самомассаж горохом»
«Горох и фасоль»
«Колечки»
«Гладь мои ладошки, ёж»
• Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
«Цепочки»
«Поочерёдное соединение всех пальцев»
«Ножки»
«Соединение одноимённых пальцев»
«Пианист»
«Пальчики кивают»
«Горошки»
«Упражнение с пробками»
«Упражнение со счётными палочками»
«Пальцеход»
«Колодец»
• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:
«Ладонь – кулак»
«Поочерёдное соединение всех пальцев»
«Ножки»
• Упражнения с различными предметами( требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
«Упражнение с эспандерами»
«Упражнение со стопором»
«Упражнение с пробками»
«Узловка»
«Упражнение с чётками»
«Упражнение с бусами»
«Упражнение со счётными палочками»
«Пальцеход»
«Комканье платка»
«Колодец»
«Горох и фасоль»
«Все узлы переберу»
«Мне дала синичка хрупкое яичко»
«Волшебные орешки»
«Будь сильней моя рука»
• Гимнастика для пальцев:
«Щелчки»
«Потягивание за кончики пальцев»
• Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Для детей младшего дошкольного возраста я рекомендую игры с бельевыми прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук. Также эти игры на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. А самое главное, они стимулируют речевую активность детей.

Весёлых вам занятий и хорошего настроения! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей...

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.

В статье говорится о том, для чего нужно развивать руку ребенка,какие бывают пальчиковые игры, как помочь ребенку в развитии речи с помощью пальчиковых игр....

"РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста....

Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".

Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Презентация на тему "Роль пальчиковой игры в развитии речи детей".

Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук ( то есть от мелкой моторики).Малыши, которые ежедневно занимаются пальчиковой гимнастикой - ...

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей

Упражнения пальчиковой гимнастики...