Картотека речевых игр
картотека по развитию речи
Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, осуществляемая в процессе логопедических развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости. Речевые игры – формируют у детей наблюдательность, развивают внимание, мышление, воспитывают правильное отношение детей к коллективу, желание участвовать в общем деле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры (развлечения)
в детском саду
и дома
Речевые развлечения – один из актуальных видов работы дошкольных логопедических групп. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, осуществляемая в процессе логопедических развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости. Речевые игры – формируют у детей наблюдательность, развивают внимание, мышление, воспитывают правильное отношение детей к коллективу, желание участвовать в общем деле.
Игры на формирование связной речи.
«Волшебный стул»
Ребёнок по желанию усаживают на необычный стул, и все дети по очереди говорят ему приятные, добрые слова.
«Опиши товарища»
Ребёнок должен рассказать о своём друге, учитывая его характерные особенности.
«Передай доброту»
Дети встают в круг. Каждый ребёнок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2 – 3 нежных, ласковых слова и составить предложения.
«Ты дирижёр»
Ребёнок должен разделить слово на слоги с помощью взмахов руки.
«Рассели зверей в домики»
Ребёнок должен определить место звука в слове или определить первый звук и поселить зверюшку в соответствующий домик.
«Кто больше?»
Игра – соревнование: кто назовёт больше слов с данным звуком. За правильные ответы дети получают фишки.
«Слова перепутались»
Взрослый произносит деформированное предложение. Дети должны поменять слова в предложении местами и произнести его правильно.
«Ребусы»
Развитие звукового анализа, внимания, логического мышления.
«Кроссворды»
Формирование звукового анализа, развитие мышления.
Игры на формирование произвольного внимания.
«Посмотри, запомни, назови»
На столе в определённой последовательности разложены игрушки. Дети в течение одной минуты смотрят на игрушки, запоминают их. Взрослые закрывают игрушки салфеткой, а дети по памяти называют их.
«Подчеркни яблочко, зачеркни грушу»
Картинка: ряд рисунков – контуров овощей, цветов. Ребёнок должен выполнить задание.
«Чем отличаются две картинки?»
Ребёнок должен найти различие в двух схожих картинках.
«Я- слово, вы - много слов»
Взрослый называет обобщающее понятие, а дети должны назвать много слов – предметов из этой группы.
«Пантомима»
Один ребёнок выполняет движения (действия). Второй ребёнок должен догадаться, что он делает и рассказать об этом последовательно.
«Что перепутал художник»
Картинка – снеговик стоит на траве; конура с собакой на дереве и т.д. ребёнок должен рассказать, что на картинке нарисовано неправильно.
Игры соревновательного характера.
«Кто быстрее соберет целое из частей» дети собирают картинки, разрезанные на 6-7 частей.
«Кто больше назовет…»
Взрослый называет тему, например, «имена девочек», «название деревьев». За каждый правильный ответ игрок получает фишку.
«Кто запомнит больше предметов и назовет их»
Взрослый раскладывает на столе 7-8 предметов, картинок и т.д. дети в течении 1-2 минут смотрят, запоминают их. затем закрывают предметы, а дети по памяти называют их.
«Кто выразительнее произнесет чистоговорку»
дети по очереди произносят по одной чистоговорке; прислушиваются, кто лучше это сделал. выигрывает ребенок, который произнес чистоговорку наиболее четко.
«Кто назовет больше рыбок»
дети делятся на 2 команды. у ребят удочки. ребенок должен «ловить» рамку-картинку на определенный звук.
Речевое развлечение «дружно, весело играем»
Программное содержание. Продолжать работу над развитием и коррекцией связной речи, интонационной выразительности. развивать логическое мышление, внимание. Закрепить материал на классификацию, обобщение. Работать над звуковым анализом и синтезом, умением делить слова на слоги. Формировать положительные взаимоотношения детей со сверстниками, и взрослыми.
Оборудование:
- разрезные сюжетные картинки о весне. (на команду, родителям)
-карточки на обобщение и классификацию. (на каждого ребенка, родителям)
-пиктограммы с эмоциями. (на каждого ребенка)
- заготовки пиктограмм. (на каждого ребенка)
-предметные картинки на заданный звук. ( машинка, аквариум, кубики)
- фишки синие, красные, буквы, карандаши, мяч.
Ход работы.
Организационный момент:
Дети встают вкруг;
Игра в мяч «назови ласково своё имя» - дети, передавая мяч друг другу, называют своё имя ласково.
Игра под музыку «улыбнуться не забудь» - дети стоят парами, лицом друг к другу, протягивают правые руки, затем левые. Берутся за руки и подскоками кружатся на месте. Движения повторяются проговаривая слова: «руку ты должен ко мне протянуть. (2 раза) правую руку, левую руку и улыбнуться не забудь (2 р.)»
Игра: «речь с движениями» - дети каждой команда читают стихотворения и выполняют движения. (см. приложение)
- Игра: «Отгадать загадку»
Я раскрыла почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
И красива, и ясна, а зовут меня …(весна)
- Игра: «Назови признаки весны» - дети двух команд называют слова - признаки.
- Игра: «Сложи разрезную картинку» - дети складывают разрезные картинки и дают полный отчёт по выполненному действию. Составляют предложения по картинам из двух – четырёх слов. (Это задание можно выполнять совместно с родителями)
- Игра: «Повтори тихо, громко» - дети каждой команды по очереди проговаривают предложения тихо, а другая команда – громко, и наоборот.
- Игра: «Я слово, вы много слов» - взрослый читает стихотворение на обобщение, первая команда отвечает одним словом, а другая команда называет предметы. И наоборот.
Фрукты
Называют нас плодами, на деревьях мы растём.
Летом жарким созреваем, сбора урожая ждём.
Овощи
На огороде мы растём, дружно, весело живём,
Собирайте нас скорей и в салат кладите.
Покрошите, порубите, щи из нас сварите.
Домашние животные.
С человеком живут, шерсть и молоко дают,
Мясо тоже доставляют, человека они знают.
Дикие животные.
С человеком не живут, помощи его не ждут,
Рыщут по густым лесам, по полям и по горам.
- Игра: «Дорисуй нужный предмет» дети рисуют в карточках четвёртый предмет и называют их одним словом. В названии нарисованного предмета определяет первый звук и количество слогов в слове. (Это задание можно выполнять совместно с родителями)
- Физминутка. Дети выполняют движения под фонограмму. (музыкальная зарядка)
- Игра: «Угадай как я сказала» - взрослый читает предложение с разной интонацией. Дети закрывают фишками пиктограмму с соответствующей интонацией. пиктограмма на каждого ребёнка.
Радостно светит в весенний день ласковое солнышко.
Быстро тает снег.
Побежали по полям весёлые ручейки.
Уже прилетели из тёплых краёв грачи.
Теплый ветер и ласковое солнце сушат влажную землю.
- Игра: «Нарисуй своё настроение» - дети рисуют своё настроение на пиктограммах. (это задание можно выполнять совместно с родителями)
Приложение:
- Речь с движением.
- По дорожке долго, долго, (идут по кругу
- Взявшись за руки, мы шли. (берут друг друга за руки)
Усидеть весною дома,
Мы с сестрёнкой не смогли.
Светит солнце ярко, ярко, (поднимают руки вверх,
сжимают и разжимают
пальцы рук)
от цветов пестреет луг, (хлопают в ладоши).
В небе радуга, как арка, (в воздухе рисуют радугу)
Из семи лучистых дуг.
- Музыкальная зарядка
Эй, лежебоки, ну-ка вставайте.
На зарядку выбегайте.
Хорошенько потянулись,
Наконец – то вы проснулись.
Начинаем, все готовы?
Отвечаем, все готовы!
Начинаем, все здоровы?
Я не слышу! Все здоровы!
Становитесь по-порядку
На весёлую зарядку.
Приготовились, начнём,
И все вместе подпоём.
Солнышко лучистое любит скакать.
С облачка на облачко перелетать.
Вот так 1-2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5.
Ещё раз, 1-2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5.
Все разрабатываем руки,
Нету места больше скуке.
Все разрабатываем плечи
чтоб в походах было легче.
Все разрабатываем ноги
Чтоб не уставать в дороге.
Все разрабатываем шею
Что бы пелось веселее.
Припев:
Так, приготовьтесь, в сей момент
Самый сложный элемент.
Надо пополам согнуться,
И руками земли коснуться.
Ну-ка, ноги не сгибать,
1-2-3-4-5.
Молодцы, все постарались.
Разогнулись, отдышались.
Припев:
Прыгают, скачут все на свете,
Даже зайцы и медведи.
А жирафы и слоны,
Скачут прямо до луны.
Кошки, белки, утки, свинки
Все на утренней разминке.
Всем прибавилось настроения
От такого пробуждения.
Припев:
С чувством полного удовлетворения
В заключении упражнение.
Встали тихо на носочки
Тянем руки, что есть мочи.
Прямо до неба дотянись
Выдыхаем, руки вниз.
Поздравляю! Все в порядке!
Молодцы! Конец зарядке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"
Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «Ежата». Картотека речевых игр и упражнений. Речевые игры с детьми младенческого и раннего возраста
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Составила: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата».Картотека для родителей ...
Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...
Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»
В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...