Картотека речевых игр
картотека по развитию речи

Туровская Ольга Геннадьевна

Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, осуществляемая в процессе логопедических развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости. Речевые игры формируют у детей наблюдательность, развивают внимание, мышление, воспитывают правильное отношение детей к коллективу, желание участвовать в общем деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры (развлечения)

         в детском саду

                             и дома

                                                                               

Речевые развлечения  один из актуальных видов работы дошкольных логопедических групп.  Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, осуществляемая в процессе логопедических развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости. Речевые игры  формируют у детей наблюдательность, развивают внимание, мышление, воспитывают правильное отношение детей к коллективу, желание участвовать в общем деле.

Игры на формирование связной речи.

 «Волшебный стул»

Ребёнок по желанию усаживают на необычный стул, и все дети по очереди говорят ему приятные, добрые слова.

 «Опиши товарища»

Ребёнок должен рассказать о своём друге, учитывая его характерные особенности.

 «Передай доброту»

Дети встают в круг. Каждый ребёнок должен, бросая соседу мяч, сказать ему 2  3 нежных, ласковых слова и составить предложения.

«Ты дирижёр»

Ребёнок должен разделить слово на слоги с помощью взмахов руки.

 «Рассели зверей в домики»

Ребёнок должен определить место звука в слове или определить первый звук и поселить зверюшку в соответствующий домик.

«Кто больше

Игра  соревнование: кто назовёт больше слов с данным звуком. За правильные ответы дети получают фишки.

 «Слова перепутались»

Взрослый произносит деформированное предложение.  Дети должны поменять слова в предложении местами и произнести его правильно.

«Ребусы»

Развитие звукового анализа, внимания, логического мышления.

«Кроссворды»

Формирование звукового анализа, развитие мышления.

Игры на формирование произвольного внимания.

«Посмотри, запомни, назови»

 На  столе в определённой последовательности разложены игрушки. Дети в течение одной минуты смотрят на игрушки, запоминают их. Взрослые закрывают игрушки салфеткой, а дети по памяти называют их.

«Подчеркни яблочко, зачеркни грушу»

Картинка: ряд рисунков  контуров овощей, цветов. Ребёнок должен выполнить задание.

 «Чем отличаются две картинки

Ребёнок должен найти различие в двух схожих картинках.

«Я- слово, вы -  много слов»

Взрослый называет обобщающее понятие, а дети должны назвать много слов  предметов из этой группы.

«Пантомима»

Один ребёнок выполняет движения (действия). Второй ребёнок должен догадаться, что он делает и рассказать об этом последовательно.

«Что перепутал художник»

Картинка  снеговик стоит на траве; конура с собакой на дереве и т.д. ребёнок должен рассказать, что на картинке нарисовано неправильно.

Игры соревновательного характера. 

 «Кто быстрее соберет целое из частей»  дети собирают картинки, разрезанные на 6-7 частей.  

«Кто больше назовет…»        

Взрослый называет тему, например, «имена девочек», «название деревьев». За  каждый правильный ответ игрок получает фишку.

«Кто запомнит больше предметов и назовет их»

Взрослый раскладывает на столе 7-8 предметов, картинок и т.д. дети в течении 1-2 минут смотрят, запоминают их. затем закрывают предметы, а дети по памяти называют их.

«Кто выразительнее произнесет чистоговорку»

дети по очереди произносят по одной чистоговорке; прислушиваются, кто лучше это сделал. выигрывает ребенок, который произнес чистоговорку наиболее четко.

 «Кто назовет больше рыбок»

 дети делятся на 2 команды. у ребят удочки. ребенок должен «ловить» рамку-картинку на определенный звук.

Речевое развлечение «дружно, весело играем»

Программное содержание. Продолжать работу над развитием и коррекцией связной речи, интонационной выразительности. развивать логическое мышление, внимание. Закрепить материал на классификацию, обобщение. Работать над звуковым анализом и синтезом, умением делить  слова на слоги. Формировать положительные взаимоотношения детей со сверстниками, и взрослыми.

Оборудование:

- разрезные сюжетные картинки о весне. (на команду, родителям)

-карточки на обобщение и классификацию. (на каждого ребенка, родителям)

-пиктограммы с эмоциями. (на каждого ребенка)

- заготовки пиктограмм. (на каждого ребенка)

-предметные картинки на заданный звук. ( машинка, аквариум, кубики)

- фишки синие, красные, буквы, карандаши, мяч.

Ход работы.

Организационный момент:

Дети встают вкруг;

Игра в мяч «назови ласково своё имя» - дети, передавая мяч друг другу, называют своё имя ласково.

Игра под музыку «улыбнуться не забудь» - дети стоят парами, лицом друг к другу, протягивают правые руки, затем левые. Берутся за руки и подскоками кружатся на месте. Движения повторяются проговаривая слова:                         «руку ты должен ко мне протянуть. (2 раза)                     правую руку, левую руку и улыбнуться не забудь (2 р.)»

Игра: «речь с движениями» - дети каждой команда читают стихотворения и выполняют движения. (см. приложение)

  • Игра: «Отгадать загадку»

Я раскрыла почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

И красива, и ясна, а зовут меня (весна)

  • Игра: «Назови признаки весны» - дети двух команд называют слова - признаки.
  • Игра: «Сложи разрезную картинку» - дети складывают разрезные картинки и дают полный отчёт по выполненному действию. Составляют предложения по картинам из двух  четырёх слов. (Это задание можно выполнять совместно с родителями)
  • Игра: «Повтори тихо, громко» - дети каждой команды по очереди проговаривают предложения тихо, а другая команда  громко, и наоборот.
  • Игра: «Я слово, вы много слов»  - взрослый читает стихотворение на обобщение, первая команда отвечает одним словом, а другая команда называет предметы. И наоборот.

Фрукты

Называют нас плодами, на деревьях мы растём.

Летом жарким созреваем, сбора урожая ждём.

Овощи

На огороде мы растём, дружно, весело живём,

Собирайте нас скорей и в салат кладите.

Покрошите, порубите, щи из нас сварите.

Домашние животные.

С человеком живут, шерсть и молоко дают,

Мясо тоже доставляют, человека они знают.

Дикие животные.

С человеком не живут, помощи его не ждут,

Рыщут по густым лесам, по полям и по горам.

  • Игра: «Дорисуй нужный предмет» дети рисуют в карточках четвёртый предмет и называют их одним словом. В названии нарисованного предмета определяет первый звук и количество слогов в слове. (Это задание можно выполнять совместно с родителями)
  • Физминутка. Дети выполняют движения под фонограмму.  (музыкальная зарядка)
  • Игра: «Угадай как я сказала» - взрослый читает предложение с разной интонацией. Дети закрывают фишками пиктограмму с соответствующей интонацией. пиктограмма на каждого ребёнка.

Радостно светит в весенний день ласковое солнышко.

Быстро тает снег.

Побежали по полям весёлые ручейки.

Уже прилетели из тёплых краёв грачи.

Теплый ветер и ласковое солнце сушат влажную землю.

  • Игра: «Нарисуй своё настроение» - дети рисуют своё настроение на пиктограммах. (это задание можно выполнять совместно с родителями)

Приложение:

  • Речь с движением.
  • По дорожке долго, долго,               (идут по кругу
  •  Взявшись за руки, мы шли.           (берут друг друга за руки)

 Усидеть весною дома,

 Мы с сестрёнкой не смогли.

Светит солнце ярко, ярко,                  (поднимают руки вверх,

                                                                сжимают и разжимают 

                                                                        пальцы рук)

от цветов пестреет луг,                        (хлопают в ладоши).

В небе радуга, как арка,                  (в воздухе рисуют радугу)

Из семи лучистых дуг.

  • Музыкальная зарядка

                          Эй, лежебоки, ну-ка вставайте.      

На зарядку выбегайте.

Хорошенько потянулись,

Наконец  то вы проснулись.

Начинаем, все готовы?

Отвечаем, все готовы!

Начинаем, все здоровы?

Я не слышу! Все  здоровы!

Становитесь по-порядку 

На весёлую зарядку.

Приготовились, начнём,

И все вместе подпоём.

Солнышко лучистое любит скакать.

С облачка на облачко перелетать.

Вот так 1-2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5.

Ещё раз, 1-2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5.

Все разрабатываем руки,

Нету места больше скуке.

Все разрабатываем плечи

чтоб в походах было легче.

Все разрабатываем ноги

Чтоб не уставать в дороге.

Все разрабатываем шею

Что бы пелось веселее.

Припев:

Так, приготовьтесь, в сей момент

Самый сложный элемент.

Надо пополам согнуться,

И руками земли коснуться.

Ну-ка, ноги не сгибать,

1-2-3-4-5.

Молодцы, все постарались.

Разогнулись, отдышались.

Припев:

Прыгают, скачут все на свете,

Даже зайцы и медведи.

А жирафы и слоны,

Скачут прямо до луны.

Кошки, белки,  утки, свинки

Все на утренней разминке.

Всем прибавилось настроения

От такого пробуждения.

Припев:

С чувством полного удовлетворения

В заключении упражнение.

Встали тихо на носочки

Тянем руки, что есть мочи.

Прямо до неба дотянись

Выдыхаем, руки вниз.

Поздравляю! Все в порядке!

Молодцы! Конец зарядке!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...