Театрализованная игра-экспромт "Играем в сказку" в развитии творческих способностей дошкольников.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Сусметова Марина Николаевна

Использование игр-экспромтов в театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr-ekspromt.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра-экспромт «Играем в сказку» в развитии творческих способностей детей

Театр-экспромт - это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. 

Особое внимание хочется обратить на театр экспромт.

 Реализуя программу по театрализованной деятельности  «В гостях у сказки» столкнулась с такой проблемой: большая часть детей проявляла активное участие в  театрализованных играх, но в  группе также были детки замкнутые, застенчивые, имеющие речевые нарушения, которые стеснялись участвовать в театрализованных постановках. Для привлечения таких детей   к участию в спектаклях я использую   театр экспромт. В нем принимают участие все, без исключения, дети и делают это легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха, перед неуспехом,  экспромт позволяет не быть актером, экспромт предполагает сиюминутное созидание без подготовки, с ошибками, казусами, смешными ситуациями.  Все неудачи импровизации заранее оправданы: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него роль. Театр экспромт решает ведущую задачу психологическую. И задача психологическая состоит в психологическом раскрепощении ребенка, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.

Методика организации   театра-экспромта предельна проста.

Театр экспромты включает в себя небольшие  произведения: сказки, песни, стихи, которые можно переделать на свой лад или сочинить авторскую сказку.

Составляется текст произведения (сказки, рассказа, стихотворения), который можно читать  за кадром в записи, либо его читает ведущий.

Иногда ведущий   назначает актеров и раздает им роли, но в основном,  дети сами выбирают  себе роли.

По ходу звучания текста персонажи появляются и исполняют то, о чем сообщает голос за кадром или ведущий.  Каждый выступает, так как может.      

Каждому участнику действия выдается одна единственная фраза, которую он должен будет говорить каждый раз, когда услышит свое "имя" (роль).

 Важно объяснить, что фразу свою нужно говорить каждый раз по-другому: с разными эмоциями, соответствующими ситуации

Можно прорепетировать пару раз заранее, но без репетиции будет еще забавнее. Театр экспромт – это всегда хорошее настроение и неожиданный результат.

Такой театр экспромт можно использовать на любом детском дне рождения, празднике, на занятиях театрального кружка в детском саду, во всевозможных мероприятиях.

Сценарий сказки экспромт «Ромашка и ее друзья» (сочинили с детьми)

Действующие лица:

Ромашка

Комарик

Стрекоза

 Ёжик

Заяц

 (текст читает ведущий. На сцене Ромашка).

На полянке одиноко росла Ромашка, она грустила и мечтала о друге.

Она склоняла свою головку, опускала лепестки и пела грустную песенку.

Звучит мелодия 1.

Однажды мимо полянки пробегал шустрый, но  немного пугливый зайка и услышал невеселую песенку Ромашки. Он остановился, затем начал прыгать вокруг нее. Ромашка приподняла голову и стала разглядывать зайчика.

Звучит мелодия 2. «Зайчик»

 Вдруг неожиданно   из-за кустов появился добрый, но серьезный   ежик.

Звучит мелодия 3 «Ежик»

 Увидев грустную Ромашку, ежик остановился. Подбежал Ежик к Ромашке и погладил ее по головке. Решил ежик ей помочь и побежал  в лес искать друзей для Ромашки.

Звучит мелодия 4 «Походная»

Повстречал по пути стрекозу с комариком, позвал их с собой. Ежик бежал впереди, за ним летел комарик, а рядом с комариком  стрекоза.

Звучит мелодия 5. «Вальс»

Вдруг из-за кустов выбежал маленький зайчишка и пустился наутек. Но ежик его догнал и позвал с собой.

Мелодия 6»Зайка»

Друзья,  взявшись за руки,  побежали на полянку к Ромашке. Она  увидев таких разных, но веселых друзей, подняла головку и улыбнулась.

А друзья стали водить вокруг Ромашки хоровод и петь веселую песенку.( Все обнимаются и кружат хоровод).

Звучит мелодия 7 «Друзья»

Да друзьям было очень весело, когда они уставали танцевать, то все садились вокруг Ромашки и каждый старался ее развеселить. Ежик сворачивался в клубочек и фырчал, стрекоза  подлетала к Ромашке и обнимала ее своими нежными крылышками. А зайчик прыгал вокруг нее, Ромашка поворачивала голову то вправо, то влево и ей было очень весело. А комарик пел свою звонкую веселую песню. Друзья  улыбались,  хлопали в ладоши. Вечером, когда начинало темнеть, они  прощались с Ромашкой и отправлялись по домам. А Ромашка посылала им в ответ воздушные поцелуи и ждала следующей встречи с друзьями. Так у прекрасной Ромашки появились друзья. А ведь иметь друзей -это так прекрасно!

Звучит мелодия 8 «Песня о дружбе»

Да настоящая дружба - это так здорово, так интересно, и так приятно! Ромашка  обрадовалась тому,  что у нее появились настоящие друзья,  и стала посылать всем вокруг  воздушные поцелуи и радостно смеяться. Теперь она никогда не скучала, потому что к ней каждый день приходили ее друзья.

Тут и сказочке конец,  

А кто слушал — молодец!  

3.  Заключительная часть

Подведение итогов. Рефлексия.  

Таким образом, очевидно, что такие игры экспромты учат детей быть творческими личностями, общительными,  дружелюбными, добрыми,  способными к восприятию нового и умению импровизировать.  

         Нашему обществу в соответствии с требованиями ФГОС необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.  

Цель: представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Задачи:

- познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр;

- повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через театрализованную игру-экспромт;

Планируемый результат:

-Способствовать созданию творческой атмосферы для участников мастер-класса.

Способствовать мотивации педагогов к использованию театрализованных игр в развитие творческих способностей детей

Образовательный продукт:

Инсценировка сказки –экспромт «Ромашка и ее друзья».

Необходимые материалы и инструменты:

-аудиопроигрыватель;

-маски ромашки,  стрекозы, комарика, ежика и зайца;

- воздушные шары.

План проведения мастер-класса

 Вводная часть.

1.Выступление по теме «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности в кружковой  работе «В гостях у сказки»»

Основная часть.

2. Инсценировка сказки -экспромт «Ромашка и ее друзья».

Заключительная часть.

3. Подведение итогов. Рефлексия.  

Ход мастер-класса:

1.Выступление по теме «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности через кружковую деятельность».  

После выпуска из детского сада детей подготовительной к школе  группы, я набрала  группу смешанного возраста от 2 до 4 лет. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети с разными интересами и интеллектом, очень много детей замкнутых, стеснительных, не умеющих разговаривать.

Очень трудно было их чем-то увлечь, и тем более удивить. Интересы их были однообразны: у мальчиков это игры в машины, а у девочек либо мягкая игрушка, либо кукла.  Все остальное им было неинтересно. И тогда я задумалась, чем же можно увлечь детей данного возраста? Как же разбудить в детях интерес к окружающему миру? Размышляя над этими вопросами, пришла к выводу: помочь может театрально-игровая деятельность, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Провела несколько занятий по театрализованной деятельности и увидела, что детям они нравятся, что они проявляют интерес к данному виду деятельности.

А так как занятия по театрализованной деятельности способствуют речевому развитию, развитию творческих способностей ребенка, любознательности, стремление к познанию нового, то я решила продолжить дальнейшую работу в этом направлении. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

В связи с этим разработала программу по кружковой деятельности «В гостях у сказки» за основу взяла методический материал  Н.Ф.Сорокиной «Играем в кукольный театр», Маханевой М.Д  «Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений»

 Занятия по кружковой деятельности проводились во второй половине дня, 1 раз в неделю, 36 занятий в год.

Цель программы: развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

-познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др);

- способствовать психологическому раскрепощению ребенка;

-способствовать развитию интонационной выразительности речи посредством театрализованной деятельности;

-создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ),

-побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

-развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

-воспитывать  коммуникативные способности детей

Занятия проводятся по следующей схеме:

-Введение в тему

Создание эмоционального настроя.

Театрализованная деятельность.

Продуктивная деятельность (Рисование сказочных героев, создание альбомов, изготовление куолл,  изготовление и ремонт атрибутов, изготовление атрибутов и тюд.)

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе

В группе  имеется театрализованный уголок, в котором расположены различные виды театров (пальчиковый, плоскостный, настольный и др.); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

атрибуты для различных игровых позиций (книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, «деньги», краски, фломастеры, клей, карандаши, пуговицы, нитки, коробки, банки).

Ожидаемый результат

1.Развитие всех сторон речи, четкой  и ясной дикции

2.Расширение импровизационных способностей детей: мимики, жестов, пантомимики.

3. Развитие нравственно — коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).

4. Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.

К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:

Ребенок должен уметь:

— понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

— выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

— принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

— изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

— уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

— уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.

Ребенок должен владеть навыками:

— культурного поведения в театре;

— психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

— чтения небольших монологов;

Методы и приёмы обучения: 

Чтение и рассказывание художественных произведений;

Беседы;

Вопросы;

Заучивание стихов, песенок, потешек и скороговорок

Пальчиковая гимнастика;

Загадывание и отгадывание загадок;

Работа над этюдами;

Имитация движений и звукоподражание.

Показ и объяснение;

Знакомство с правилами игр и их разучивание;

Рассматривание предметов и атрибутов;

Использую следующие виды театров:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран тени. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Театр-экспромт.  Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. 

Особое внимание хочется обратить на театр-экспромт.

 Реализуя программу «В гостях у сказки» столкнулась с такой проблемой: большая часть детей проявляла активное участие в  театрализованных играх, но в  группе также были детки замкнутые, застенчивые, имеющие речевые нарушения, которые стеснялись участвовать в театрализованных постановках . Для привлечения таких детей   к участию в спектаклях я использую   театр –экспромт. В нем принимают участие все, без исключения, дети и делают это легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха, перед неуспехом,  экспромт позволяет не быть актером, экспромт предполагает сиюминутное созидание без подготовки, с ошибками, казусами, смешными ситуациями.  Все неудачи импровизации заранее оправданы: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него роль. Театр экспромт решает ведущую задачу психологическую. И задача психологическая состоит в психологическом раскрепощении ребенка, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.

Методика организации   театра-экспромта предельна проста.

Театр экспромты включает в себя небольшие  произведения: сказки, песни, стихи, которые можно переделать на свой лад.

Составляется текст произведения (сказки, рассказа, стихотворения), который можно читать  за кадром в записи, либо его читает ведущий.

Иногда ведущий   назначает актеров и раздает им роли, но в основном,  дети сами выбирают  себе роли.

По ходу звучания текста персонажи появляются и исполняют то, о чем сообщает голос за кадром или ведущий.  Каждый выступает, так как может.      

Идея переделать русские народные сказки для коротеньких импровизаций пришла ко мне давно.  Некоторые сказки мы придумываем сами, остальные я беру из других источников. Имеется небольшая картотека, которая постоянно пополняется (Приложение 1)

Например, беру известную сказку, н-р «Теремок» или «Колобок», «Репка» и вместо слов героев, придумываю либо реплики, либо музыку.

Каждому участнику действия выдается одна единственная фраза, которую он должен будет говорить каждый раз, когда услышит свое "имя" (роль).

 Важно объяснить, что фразу свою нужно говорить каждый раз по-другому: с разными эмоциями, соответствующими ситуации

Можно прорепетировать пару раз заранее, но без репетиции будет еще забавнее. Театр экспромт – это всегда хорошее настроение и неожиданный результат.

Такой театр экспромт можно использовать на любом детском дне рождения, празднике, на занятиях театрального кружка в детском саду, во всевозможных мероприятиях.

Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы переступим к практической части.

2. Театр – экспромт «Ромашка и ее друзья».

Вед. - А теперь друзья, давайте поиграем в театр экспромт.

Сейчас я буду рассказывать сказку, а герои сказки будет изображать движениями и мимикой, то что я произношу по тексту, т.е.пантомима (без слов). Можно импровизировать.  Если наше представление заставит Вас улыбнуться и создаст вам хорошее настроение, значит, мы выступали не зря.

Сказка экспромт «Ромашка и ее друзья»

Действующие лица:

Ромашка

Комарик

Стрекоза

 Ёжик

Заяц

 (текст читает ведущий. На сцене Ромашка).

На полянке одиноко росла Ромашка, она грустила и мечтала о друге.

Она склоняла свою головку, опускала лепестки и пела грустную песенку.

Звучит мелодия 1.

Однажды мимо полянки пробегал шустрый, но  немного пугливый зайка и услышал невеселую песенку Ромашки. Он остановился, затем начал прыгать вокруг нее, Ромашка приподняла голову и стала разглядывать зайчика.

Звучит мелодия 2. «Зайчик»

 Также мимо полянки  пробегал добрый, но серьезный   ежик.

Звучит мелодия 3 «Ежик»

Остановился Ежик и увидел грустную Ромашку,  ему стало ее очень жалко. Побежал он в лес искать друзей для Ромашки.

Звучит мелодия 4 «Походная»

Повстречал по пути стрекозу с комариком, позвал их с собой. Ежик бежал впереди, за ним летел комарик, а рядом с комариком  стрекоза.

Звучит мелодия 5. «Вальс»

Вдруг из-за кустов выбежал маленький зайчишка и пустился наутек. Но ежик его догнал и позвал с собой.

Мелодия 6»Зайка»

Все обнимаются и кружат хоровод.

Друзья,  взявшись за руки побежали на полянку к Ромашке. Она  увидев таких разных , но веселых друзей, подняла головку и улыбнулась.

А друзья стали водить вокруг Ромашки хоровод и петь веселую песенку

Звучит мелодия 7 «Друзья»

Да друзьям было очень весело, когда они уставали танцевать, то все садились вокруг Ромашки и каждый старался ее развеселить. Ежик сворачивался в клубочек и фырчал, стрекоза  подлетала к Ромашке и обнимала ее своими нежными крылышками. А зайчик прыгал вокруг нее, Ромашка поворачивала голову то вправо, то влево и ей было очень весело. А комарик пел свою звонкую веселую песню. Друзья  улыбались,  хлопали в ладоши. Вечером, когда начинало темнеть, они  прощались с Ромашкой и отправлялись по домам. А Ромашка посылала им в ответ воздушные поцелуи и ждала следующей встречи с друзьями. Так у прекрасной Ромашки появились друзья. А ведь иметь друзей -это так прекрасно!

Звучит мелодия 8 «Песня о дружбе»

Да настоящая дружба - это так здорово, так интересно, и так приятно! Ромашка очень обрадовалась и стала посылать всем воздушные поцелуи, а друзья, что у нее появились настоящие друзья. Теперь она никогда не скучала, потому что к ней каждый день приходили ее друзья.

Тут и сказочке конец,  

А кто слушал — молодец!  

3.  Заключительная часть

Подведение итогов. Рефлексия.  

Таким образом, очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными,  дружелюбными, добрыми,  способными к восприятию нового и умению импровизировать.  

         Нашему обществу в соответствии с требованиями ФГОС необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.  

-Если вы узнали ли вы что-то новое из моего выступления и возьмете на вооружения, буду очень рада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

В данной статье раскрыт опыт работы воспитателя Суховерховой Людмилы Петровны по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности....

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Данный методический материал адресован воспитателям и педагогам дополнительного образования.В данной статье обобщен опыт работы театрального кружка "Теремок"...

Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...

"Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности"

В своей работе "Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности" я рассмотрела значение театрализованной в развитии творческих способностей дошкольников.Перечислив виды т...

Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность

В данной статье авторы рассматривают вопросы влияния театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольника, способы и формы ее организации в детском саду.  Делятся опытом ра...