Статья
статья по развитию речи

Роль картинки в развитии речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Роль картинки в развитии речи ребёнка.

В развитии ребенка наиболее действенными являются те средства, которые влияют на его чувства. Маленькие дети значительно легче и глубже усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснение взрослого сопровождается показом. Хорошая картинка доставляет радость ребенку, активизирует его чувства и мысли, расширяет кругозор, способствует усвоению родного языка.Из всех видов изобразительного искусства картины наиболее понятны и доступны детям, так как в них есть сюжет. Картины, показываемые детям, должны быть художественны, разнообразны и понятны. Очень близки и понятны дошкольникам картинки, на которых переданы эпизоды из детской жизни.Занятия по картинкам имеют большое значение для развития речи детей. У ребенка имеется в запасе много слов, но он не связывает слова с предметами. При помощи картинки или книжки-картинки взрослые помогают детям узнавать и называть предметы, уточняя и обогащая словарь ребенка. Постепенно взрослые учат ребёнка не ограничиваться перечислением указанных на картине предметов, а рассказывать о её содержании. Очень важно использовать эти занятия для преодоления у некоторых детей неразговорчивости, застенчивости, так как молчаливость мешает им дружить со сверстниками, что создаёт впоследствии большие трудности в учёбе.Приёмы руководства рассматриванием картин многообразны: вопросы, советы, объяснения, рассказ, игровые приёмы. Выбор того или иного приёма зависит от содержания картины, т. е. от того, насколько это содержание близко, понятно детям; от того, насколько оно впечатляюще действует на ребенка; от умственного развития и индивидуальных особенностей детей, а главное − от тех задач, которые решают взрослые показом данной картины.Вопросы, как средство обучения ребенка умению правильно воспринимать картинку и рассказывать о ней, необходимо использовать умело. Вопрос должен, прежде всего, привлечь внимание к картине. Есть вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины, или вопросы, помогающие узнавать изображенные предметы, их качества, характерные признаки, действия; вопросы, помогающие устанавливать связи между двумя или всеми частями картинки; вопросы, стимулирующие активность воображения, выход за пределы картинки, придумывание начала и конца. Например: «Расскажи, про что нарисовано?», «Скажи, что нарисовано?», «Кто нарисован?», «Что делает?» – побуждают ребенка к углублённому восприятию картины и более подробным рассказам.Иногда бывает недостаточно вопроса, чтобы привлечь внимание к картинке; нужен совет взрослых, подсказка, помогающая уточнить название, состояние, качество того предмета, который нарисован. Взрослые должны подсказать или помочь ребёнку вспомнить слово, которого ему не хватает для того, чтобы передать то, что он видит. Точные слова, которыми ребёнок обозначает изображение, существенно влияют на осмысливание картинки и развитие детской речи.При обобщении в небольшом рассказе содержания картинки дети нуждаются в образце. Описание картинки, данное взрослым, служит таким образцом. Рассказы взрослых по картинке помогают ребёнку целеустремлённо рассматривать картинку, глубже понимать её содержание, лучше чувствовать художественные особенности и правильно описывать свои впечатления.Одним из приёмов, используемых мной в работе с картиной, является её «обживание». Так, например, предложив ребенку рассмотреть иллюстрацию Ю. Васнецова к русской народной сказке «Заячьи слёзы», вначале предоставьте ему возможность просто «войти» в картинку. «Идёшь ты по осеннему лесу листья с деревьев уже осыпались, и только ягоды рябины манят яркими огоньками, и вдруг видишь – избушка стоит, а в окошечко выглядывают её хозяева, ты хотел бы зайти к ним в гости?». После можно поговорить о том, как зайчик и петушок встретят его, покажут ему свой домик, поиграют с ним.Также можно предложить найти предметы заданного цвета; найти то, что можно разделить пополам; найти чего по два, чего много, чего по одному, что может летать, что съедобное, что твёрдое, что лёгкое, что мягкое; кто больше увидит признаков времени года; кто найдёт слова, в которых слышится звук «у», «о»… Можно искать странности в содержании картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...