Развитие речи дошкольников через игру.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Речевые упражнения и игры формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d-i_po_razvitiyu_rechi.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников через игру.
Дошкольный возраст – самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности. Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно речь и тесно связанное с нею мышление дают большие возможности для познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на своевременное развитие других психических процессов.
Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.
В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.
Речевые упражнения и игры формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.
Речевые упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.
Игры по развитию речи помогают дошкольнику в следующем:
- Обучиться новым словам, их правильному произношению
- Научиться склонять и использовать речь связно
- Понять и услышать разницу между созвучными словами
- Узнать о разных формах слова, о применении предлогов и союзов
- Строить предложения
- Воспринимать интонацию и звуковые культуры речи
- Поставить диалоговую речь с собеседником.
Играть в речевые игры можно в любое время и в любом месте. Ими можно занять ребенка в очереди, в машине, в поезде.
Речевые игры можно разделить на четыре группы, которые определены общими мыслительными задачами.
Первая группа игр направлена на умение выделять характерные признаки предметов, явлений.
Например:
«ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Вторая группа игр направлена на умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.
«ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ».
Цель игры: Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»
Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Третья группа направлена на умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
«ЧТО КОМУ НУЖНО?»
Цель игры: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ПРЕДМЕТОВ?»
Цель игры: Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.)
Четвертая группа направлена на быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.
«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
Цель игры: Развивать слуховое внимание. Тихо произносить на ухо соседу слово, которое услышал первый участник от водящего.
«ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ»
Цель игры: Воспитывать находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Одна группа изображает хорошо знакомую деятельность, которую дети наблюдали, другая группа отгадывает. (Чистка ботинок, мытье посуды, чтение книг, играет оркестр или отдельный музыкальный инструмент и т.д.)
В речевой игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Любая игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
Речевая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Такая игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры. При проведении игр необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности, мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе, последовательности. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника – участника игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность
Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ И ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ теоретический семинар для воспитателей...
Развитие речи дошкольников через игру
В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры.....
Развитие речи дошкольников через игру.
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормальног...
Развитие речи дошкольников через игру
Даны игры и игровые упражнения для развития речевых навыков у дошкольников. Эти игры могут организовывать и воспитатели с детьми в детском саду, и родители дома....
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой моторики"
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой маторики"...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников через игры и упражнения"
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников через игры и упражнения "...