"ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ-РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Пальчиковые игры-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В материалах мастер-класса для педагогов, работающих с детьми раннего возраста и родителей представлены разнообразные варианты пальчиковых игр с использованием приемов театрализации, нетрадиционных методов рисования, массажных мячиков и др. для использования их в детском саду и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikami_igraem-rech_razvivaem.docx | 57.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пальчиками играем - речь развиваем!»
(мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста)
Ревякина Надежда Алексеевна, воспитатель
Балашов
2020
(Приложение №1 Слайд № 1)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляем вашему вниманию мастер-класс на тему: «Пальчиками играем - речь развиваем!»».
(Приложение №1 Слайд № 2)
Перед началом практической деятельности, позвольте обратить ваше внимание на следующие цитаты (педагог показывает слайд, цитаты не зачитывает):
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
«Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг» И. Кант.
Как педагоги-практики, согласитесь с представленными высказываниями? (ответы участников)
Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека, доказал с помощью многочисленных экспериментов, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь.
Не секрет, что за последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему это происходит? (ответы участников)
Действительно, это так. По разным причинам взрослые всё меньше и меньше говорят с детьми, предпочитая заменить общение какими-либо устройствами: телевизор, планшет и т.д. Современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики. Это и одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта и т.д.
Таким образом, педагогам приходится искать такие формы, методы, средства речевого развития, которые бы позволили компенсировать эту ситуацию. На наш взгляд, пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи .
Учитывая это мы выстраиваем систему работы в данном направлении в нашем ДОУ.
(Приложение №1 Слайд № 3) Цель нашей работы перед вами: формирование у детей раннего возраста основ речевой моторики посредством использования пальчиковых игр и упражнений (текст выводится на экран, не зачитывается).
Пальчиковых игр великое множество, и вы все, я уверена, используете их в своей работе, особенно с детьми раннего возраста.
(Приложение №1 Слайд №4) Цель и задачи сегодняшнего мастер-класса также перед вами на экране – знакомство педагогов ДОУ с опытом работы по использованию пальчиковых игр в развитии речи детей раннего дошкольного возраста (текст выводится на экран, но не зачитывается).
(Приложение №1 Слайд №5) Задачи мастер-класса: (текст выводится на экран, но не зачитывается).
- познакомить участников мастер-класса с разнообразными видами пальчиковых игр, способствующих развитию речи детей раннего дошкольного возраста;
-передать опыт работы по использованию пальчиковых игр в развитии речи детей путем прямого комментированного показа, последовательности действий, методов и приемов.
Оборудование: указывается к каждому виду игры
Ход мастер-класса
Педагог: Уважаемые коллеги! Давайте вместе вспомним, что включает в себя понятие « пальчиковые игры?» (подсказка на экране)
(Приложение №1 Слайд № 6)
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. (В.А. Сухомлинский).
Педагог: многие педагоги сходятся во мнении, что это еще и универсальный тренинг мелкой моторики, возможность получить начальные представления об окружающем мире.
В своей работе с детьми раннего возраста мы используем основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количество и степень сложности варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Для получения максимального эффекта, игры подбираем таким образом, чтобы сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные действия каждого из пальцев. Эти игры доступны, понятны детям, не должны быть продолжительными, пять - семь минут достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
(Приложение №1 Слайд № 7)
Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования пальчиковых игр и упражнений и способами их разнообразить и совершенствовать в работе с детьми раннего возраста.
Для этого мне нужна ваша помощь. Уважаемые коллеги! Предлагаем вам немного поиграть, и побыть некоторое время в роли детей дошкольного возраста. Приглашаем для участия желающих, необходимо четное количество человек (4 человека достаточно). Задания очень простые, доступные (выбираются участники). А чтобы игра была интереснее, предлагаю в ходе нашей работы всем вместе разгадывать небольшой кроссворд, где ключевым словом является - слово моторика.
Комментарий: (кроссворд на ватмане или на мольберте, участники записывают маркером правильные ответы)
Педагог: Итак, вопрос №1 «Способ, позволяющий разнообразить пальчиковую игру с помощью атрибутов, сюжетной линии, музыкального сопровождения. (Театрализация) (ответы участников мастер-класса).
Педагог: Правильно, театрализация. И как нельзя лучше для этого подходят пальчиковые игры на основе фольклорного материала (Приложение №1 Слайд № 8).
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, комплексы упражнений с одновременным проговариванием текста, четверостиший
Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, «Идет коза рогатая…» «Этот пальчик» – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Потешки или небольшие стихотворения читаются до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, задаются вопросы, например: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает клюв?» и т.д.
Такие игры можно превратить в своеобразные маленькие спектакли! Педагог: Уважаемые коллеги! Давайте на примере всем известной потешки «Сидит белка на тележке» попробуем с вами поиграть (Приложение №1 Слайд №9) (Фонограмма 1, Приложение 3)
«Сидит белка на тележке»
Цель: развитие моторики обеих рук.
Оборудование: тележка, мешочек с орешками, игрушки (белка, заяц, лиса, медведь, синица, воробей), фонограмма для потешки. (текст выводится на экран)
Педагог объясняет ход игры: дети хлопают в ладоши, левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец. Показывают движения.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Участники мастер-класса под музыкальное сопровождение инсценируют текст потешки: на тележке сидит белочка, рядом с ней мешок с орешками, показываем поочередно фигурки животных и птиц, повторяем движения, согласно текста.
Комментарий: такие мини-инсценировки имеют массу преимуществ: интересны и увлекательны для детей, просты в реализации для педагога, в полной мере выполняют образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Игры с музыкальным сопровождением в дошкольном возрасте вызывают у детей особый интерес, добавляют положительные эмоции, создают атмосферу праздника.
Учитывая наличие современных гаджетов, музыкальное сопровождение не является проблемой в любом месте: в группе, на участке и т.д.
Педагог: Следующий вопрос нашего кроссворда – вопрос №2
«Способ развития мелкой моторики с помощью бумаги и красок» (рисование) (ответы участников)
Педагог: верно, еще один прекрасный и очень часто используемый способ развития мелкой моторики ребенка - рисование. Во время рисования дошкольник использует мышечные, зрительные, осязательные анализаторы. Память, внимание, умение анализировать – дополнительные плюсы, получаемые во время этого творческого процесса, помимо развития мелкой моторики. В возрасте 1,5-3 лет лучше использовать пальчиковые краски и большие листы бумаги. Можно взять ватман, остатки обоев. Желательно использовать не более 2-4 цветов.
(Приложение №1 Слайд № 10) Уже стали хорошей традицией групповые, совместные работы воспитанников нашей группы пальчиковыми красками. Тематика рисунков соответствует лексической теме.
Например, весной мы готовили работу «Весеннее чудо-дерево», где ребята ладошками рисовали листочки, пальчиками раскрашивали солнышко и облака.
(Приложение №1 Слайд № 11)
В начале лета, в рамках проведения развлечения «Одуванчики для любимой мамочки», мы рисовали пальчиками желтые, пушистые одуванчики. Осенью – «Букет из разноцветных листьев», и вот, сейчас, зимой – «Новогоднюю елочку». В ходе такой совместной, групповой работы мы закрепляем знание основных цветов (красные, желтые осенние листья, зеленые листочки на дереве, желтые одуванчики и т.д.), получаем первичные представления о временах года, воспитываем бережное отношение к природе, любовь к маме, доброжелательность по отношению к окружающим и сверстникам.
На слайде показаны примеры наших работ с ребятами
Педагог: Думаю, технику рисования пальчиками используют все педагоги, работающие с детьми раннего возраста. А мы с вами сегодня будем рисовать штампами. Можно использовать производственные штампы, а можно изготовить фигурные штампы самостоятельно, например, из поролона - это могут быть губки для мытья посуды, купания, с разными поверхностями. Этот материал очень удобен, обладает различными тактильными свойствами (плотный, мягкий, мелкопористый), легко режется ножницами, что позволяет придать ему любую необходимую форму, обрабатывается после использования. К штампам можно прикрепить держатели (например, палочки для мороженого), можно обойтись без них, главное, чтобы материалы были новые, безопасные.
Ребенку предлагается опустить штамп в краску и нанести оттиск на бумагу. Воспитатель показывает прием рисования и объясняет, а дети сами выполняют задание (можно использовать опорный рисунок). Мы с вами сегодня с помощью техники штампирования будем украшать новогоднюю елочку шарами (выполнение работы).
Комментарий: Штампы для детей раннего возраста можно сделать в виде круга, квадрата, треугольника, что способствует, помимо развития моторики, обогащению сенсорного опыта путем выделения формы предмета.
Педагог: Переходим к третьему вопросу нашего кроссворда «Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте» (игра) (ответы участников)
Педагог: верно, феномен игры состоит в том, что, являясь отдыхом, развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество.
Хотелось бы поделиться еще одной формой групповой работы с малышами для развития мелкой моторики, которая очень проста в исполнении, и возможно, покажется не новой, но добавив в нее немного фантазии – превратится в увлекательную игру. Для этого нам понадобятся полоски фетра разных цветов с пришитыми пуговицами и петельками. (Приложение №1 Слайд № 12)
Игра для развития мелкой моторики
«Украсим елочку »
Цель: развитие моторики обеих рук.
Оборудование: полоски фетра разных цветов (красного, желтого, зеленого, синего) с пришитыми пуговицами и петельками, елочка, муз. центр, фонограмма песни Е. Тиличеевой «Елочка»
Педагог предлагает нарядить новогоднюю елочку, используя фетровые полосочки для создания новогодней гирлянды, просто скрепив их между собой (показ педагога). Давайте и мы с вами попробуем сделать такую гирлянду- цепь! (участники вместе с педагогом выполняют задание)
По окончании работы педагог предлагает нарядить елочку и организует хоровод (песня Е. Тиличеевой «Елочка», обыгрывание с движениями пальцев рук).
Педагог: Еще один вариант группового занятия для развития мелкой моторики и сенсорики – игры, подобные нашей программной и всем известной игре - «Чудесный мешочек». Мы решили ее немного разнообразить, добавить игровой момент, немного фантазии. Так в нашей группе появился новый друг - слоненок Ду-ду.
(Приложение №1 Слайд № 13) Поместить внутрь слона можно любые предметы, смотря какие образовательные цели мы хотим достигнуть. Можно поместить предметы, различные по тактильным свойствам (клубок ниток, деревянный кубик, шелковый платочек и т.д.) для развития сенсорных способностей. Можно поместить фигурки домашних животных, и наощупь отгадывать, что же находится внутри. Мы с вами познакомимся с нашим слоненком, и попробуем понять, какие сюрпризы он приготовил для нас сегодня! (участники вместе с педагогом выполняют задание)
Игра для развития мелкой моторики и сенсорики
«Сюрпризы слоненка Ду-ду »
Цель: развитие сенсорики и мелкой моторики.
Оборудование: слон, предметы (фрукты и овощи)
Ход игры: дети по очереди, на ощупь, угадывают, какой предмет оказался внутри. Закрепляют знание названий овощей и фруктов, их отличительные признаки, цвет, форму.
Педагог: Также очень интересны для детей так называемые «игры-бродилки».
(Приложение №1 Слайд № 14)
«Зоопарк»
Цель: развитие моторики пальцев рук.
Оборудование: решетка для раковины (обычно она состоит из множества клеточек), мелкие игрушки для обыгрывания.
Ход игры: Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд:
Там лисят, волчат, зайчат!
Давайте и мы с вами попробуем поиграть в зоопарк! (участники вместе с педагогом выполняют задание)
Педагог: Следуюший вопрос нашего кроссворда - вопрос №4 «Оздоравливающее воздействие на биологически активные точки пальцев рук» (массаж ) (ответы участников)
Педагог: Правильно. Еще один вариант разнообразить пальчиковые игры и упражнения - это методика пальцевого массажа при помощи различных предметов.
(Приложение №1 Слайд № 15)
Мы хотим предложить простой массаж пальчиков малышей массажными мячиками, орехами, сосновыми шишками. Обычно такого подручного материала бывает в избытке в группе у воспитателей для изготовления различных поделок, проведения занятий и т.д. Мы же используем эти материалы еще и при проведении пальчиковой гимнастики. Такие оздоравливающие методики очень распространены в Китае и Японии. В Китае, например, распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Такие упражнения улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение, положительно сказываются на развитии речи ребенка.
В Японии для тех же целей широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
(Приложение №1 Слайд № 16)
Педагог: Сегодня мы хотим познакомить вас с простыми играми для малышей с применением этих предметов и природных материалов.
Раздается материал для упражнений (корзина с грецкими орехами, сосновыми шишками, массажными резиновыми шариками) и проводится пальчиковый массаж с участниками.
Пальчиковый массаж №1 «Орех» (проводит с педагогами)
Прокачу я, свой орех (катаем грецкий орех по ладони снизу-вверх)
По ладони снизу-вверх.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех!(катаем грецкий орех круговыми движениями по ладони)
Пальчиковый массаж с грецкими орехами проводится с детьми раннего возраста индивидуально, под контролем педагога, так как орехи являются достаточно мелкими предметами для малышей и могут представлять опасность.
Пальчиковый массаж №2 «Шишка» (все остальные просто выводятся на экран для ознакомления)
Катаем сосновую шишку между ладонями и приговариваем:
У сосны, зеленой елки-
Очень колкие иголки!
Знают наши ребятишки,
Что растут на елке шишки!
Педагог: Катаем массажный шарик между ладонями и приговариваем:
(Приложение №1 Слайд № 17)
Пальчиковый массаж №3 «Ежик»
Гладь, мои ладошки, еж! (катаем мячик между ладошками)
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить, (гладим его, дотрагиваемся до отдельных «колючек»
Я хочу с тобой поладить!
Ежик маленький замерз
и в клубок свернулся (крепко сжать шарик ладонью)
Солнце ежика согрело,
Ежик развернулся (открыть ладонь и показать шарик)
Педагог: вопрос № 5 нашего кроссворда «Социальные партнеры ДОУ, которым принадлежит приоритетная роль в воспитании ребенка» (родители) (ответы участников)
Задачи проводимой работы: (на экране, не зачитываются) (Приложение №1 Слайд № 18)
Показать зависимость развития речи и мелкой моторики пальцев рук.
- Познакомить родителей с методами и приёмами развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
- Оказать методическую помощь в подготовке, отборе и проведении пальчиковых игр и упражнений.
Педагог: Конечно же, это родители или законные представители ребенка. Мы решили сегодня отдельно остановиться на проведении работы по повышению педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики пальцев рук у детей 2-3 лет.
(Приложение №1 Слайд № 19)
Для этого создана картотека пальчиковых игр для малышей, даются консультации и индивидуальные рекомендации, потому что хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лишь при регулярном проведении этих упражнений с ребенком, можно достигнуть желаемого эффекта, т.е. развить мелкую моторику, а значит и речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие. И выполнять такую работу нужно не только в детском саду, но и дома.
Играть с ребенком в пальчиковые игры можно везде: дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита.
Педагог: Вот такую пальчиковую игру было предложено провести с ребенком на зимней прогулке. И сейчас мы предлагаем посмотреть небольшой видеофрагмент, внимание на экран!
(Видео 1, Приложение 2 Слайд 20)
Педагог: И, последний вопрос нашего кроссворда - Вопрос № 6 «Обобщение и обмен опытом в использовании, например, игр для развития мелкой моторики» (обзор)(ответы участников)
(Приложение №1 Слайд № 21)
Педагог: Закончить свой мастер-класс мы хотим коротким интернет-обзором игр для развития мелкой моторики.
Сейчас существует огромный выбор такого рода игрушек, начиная от простейших пирамидок, и заканчивая, увлекательными бизибордами для разных возрастов.
Педагогам и родителям доступно множество сайтов и интернет-магазинов, в которых можно найти развивающие игрушки для тренировки мелкой моторики пальцев рук, развития координации движений.
Мы часто берем идеи для творчества на таких сайтах как derevo_igrushka_vl, ptenchik.shop, ulanik_montessori, sova.toys и др.
(Приложение №1 Слайд № 22)
(Подборка: тактильное лото, бизикубик и бизидомик, пирамида без основания, гномики в стаканчиках и колпачках, пазлы из палочек и др.).
Рефлексия
Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, что представленная информация о применении пальчиковых игр и упражнений для детей раннего возраста была для вас интересна и полезна. Хотелось бы узнать ваше мнение.
Предлагаю подвести итог мастер-класса с помощью дерева знаний, сегодня это - новогодняя елочка, которую мы украсим шарами. Они у вас трех цветов: желтого, синего, красного.
Если вам было интересно, представленная информация полезна для использования в практической деятельности – украсьте елочку шаром красного цвета, если было познавательно, но информация частично уже знакома и используется в работе- украсьте шаром желтого цвета, если знакомо все и применяется в работе систематически -украсьте шаром синего цвета. (Обсуждение результатов и подведение итогов)
Заключение
(Приложение №1 Слайд № 23)
Надеюсь, что представленные материалы помогут вам в организации работы по развитию мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
Ведь мы с вами уже знаем – «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»! В.А. Сухомлинский
Благодарю за внимание!
Список литературы
- Анищенко. Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
- Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов /Под ред. Т.И. Оверчук. С-Пб. - «Детство –Пресс», 2005 г.
- Ершова В. Н., Брехова Н. П. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/archive/127/35333/
- Ланец М. К., Куланина Е. С., Прохорова М. М. Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10045/
- Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.
- Узорова.О.В, Нефедова. Е.А. Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.
- Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/palchikovye-igry/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Пальчики играют, речь нам развивают"
Ознакомление коллег-воспитателей с нетрадиционными методами оздоровления с помощью воздействия на биологически активные точки по системе Су-джок....
Пальчики играют, речь нам развивают
советы по развитию мелкой моторики...
Проект Пальчики играют-речь ребенка развивают
проектная деятельность...
Конспект и презентация для родительского клуба " С пальчиками играем речь детишек развиваем"
Рассказать родителям о развитии речи у детей дошкольного возраста и о подготовке к обучению грамоте. Как игра и развитие мелкой моторики пальцев рук способствует этому....
С пальчиками играем- речь ребенка развиваем!
Помните, что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка....
«ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ- РЕЧЬ НАМ РАЗВИВАЮТ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляци...