"ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ-РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ревякина Надежда Алексеевна

Пальчиковые игры-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В материалах  мастер-класса для педагогов, работающих с детьми раннего возраста  и  родителей представлены  разнообразные варианты пальчиковых игр  с использованием приемов театрализации, нетрадиционных методов рисования, массажных мячиков и др. для использования их в детском саду и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikami_igraem-rech_razvivaem.docx57.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиками играем - речь развиваем!»

(мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста)

Ревякина Надежда Алексеевна, воспитатель

Балашов

2020

(Приложение №1 Слайд  № 1)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию мастер-класс  на тему: «Пальчиками играем - речь развиваем!»».

(Приложение №1 Слайд  № 2)

Перед началом практической деятельности, позвольте обратить  ваше внимание на следующие  цитаты (педагог показывает слайд, цитаты не зачитывает):

         «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

  В.А.  Сухомлинский.

«Рука – это инструмент всех инструментов»  Аристотель.

 «Рука – это своего рода внешний мозг» И. Кант.

Как педагоги-практики, согласитесь с представленными высказываниями? (ответы участников)

Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека, доказал с помощью многочисленных экспериментов, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь.

Не секрет, что за  последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему это происходит? (ответы участников)

Действительно, это так. По разным причинам взрослые всё меньше и меньше говорят с детьми, предпочитая заменить общение какими-либо устройствами: телевизор, планшет и т.д. Современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики. Это и  одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта и т.д.

Таким образом,  педагогам приходится искать такие формы, методы, средства речевого развития, которые бы позволили компенсировать эту ситуацию.  На наш взгляд,  пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи .

Учитывая это  мы выстраиваем систему работы в данном направлении в нашем ДОУ.

(Приложение №1 Слайд  № 3) Цель нашей работы перед вами: формирование у  детей раннего возраста основ речевой моторики посредством использования  пальчиковых игр и упражнений (текст выводится на экран, не зачитывается).

Пальчиковых игр великое множество, и вы все, я уверена, используете их в своей работе, особенно с детьми раннего возраста.

(Приложение №1 Слайд  №4) Цель и задачи сегодняшнего мастер-класса также перед  вами на экране –  знакомство  педагогов ДОУ с опытом работы по использованию  пальчиковых игр в развитии речи детей раннего дошкольного возраста (текст выводится на экран, но не зачитывается).

(Приложение №1 Слайд  №5) Задачи мастер-класса: (текст выводится на экран, но не зачитывается).

- познакомить участников мастер-класса с разнообразными видами пальчиковых игр, способствующих развитию речи  детей раннего дошкольного возраста;

-передать опыт работы по использованию пальчиковых игр  в развитии речи  детей  путем прямого комментированного показа,  последовательности действий, методов и приемов.

Оборудование: указывается к каждому виду игры

Ход мастер-класса

Педагог: Уважаемые коллеги! Давайте вместе вспомним, что включает в себя понятие « пальчиковые игры?» (подсказка на экране)

(Приложение №1 Слайд  № 6)

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. (В.А. Сухомлинский).

Педагог: многие педагоги сходятся во мнении, что это еще и  универсальный тренинг мелкой моторики, возможность получить начальные представления об окружающем мире.

В своей работе с детьми раннего возраста мы используем основной принцип дидактики: от простого к сложному.  Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количество и степень сложности варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для получения максимального  эффекта,  игры  подбираем таким образом, чтобы сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;  использовались изолированные действия каждого из пальцев. Эти игры доступны, понятны детям, не должны быть продолжительными, пять - семь минут достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

 (Приложение №1 Слайд  № 7)

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования пальчиковых игр и упражнений  и способами их разнообразить и совершенствовать  в работе с детьми раннего возраста.

Для этого мне нужна ваша помощь. Уважаемые коллеги! Предлагаем  вам немного поиграть, и побыть некоторое время в роли детей дошкольного возраста. Приглашаем  для участия желающих, необходимо четное количество человек  (4 человека достаточно).  Задания очень простые, доступные (выбираются  участники). А чтобы игра была интереснее,  предлагаю  в ходе нашей работы всем вместе разгадывать небольшой кроссворд, где ключевым словом является  - слово моторика.

Комментарий: (кроссворд на ватмане или на мольберте, участники записывают маркером правильные ответы)

Педагог: Итак, вопрос №1 «Способ, позволяющий разнообразить пальчиковую игру  с помощью атрибутов, сюжетной линии, музыкального сопровождения.  (Театрализация) (ответы участников мастер-класса).

Педагог: Правильно, театрализация. И как нельзя лучше для этого подходят   пальчиковые игры на основе фольклорного материала (Приложение №1 Слайд  № 8).

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, комплексы упражнений с одновременным проговариванием текста, четверостиший

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, «Идет коза рогатая…» «Этот пальчик» – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Потешки или небольшие стихотворения читаются до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, задаются вопросы, например: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает клюв?» и т.д.

Такие игры можно превратить в своеобразные маленькие спектакли! Педагог: Уважаемые коллеги! Давайте на примере всем известной потешки «Сидит белка на тележке» попробуем с вами  поиграть (Приложение №1 Слайд  №9)  (Фонограмма 1, Приложение 3)

«Сидит белка на тележке»

Цель: развитие моторики обеих рук.

Оборудование: тележка, мешочек с орешками, игрушки  (белка, заяц, лиса, медведь, синица, воробей), фонограмма для  потешки.  (текст выводится на экран)

Педагог объясняет ход игры: дети хлопают в ладоши, левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец. Показывают движения.

Сидит белка на тележке, 

Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 

Воробью, синичке, 

Мишке толстопятому, 

Заиньке усатому, 

Кому в зобок, 
Кому в платок, 
Кому в лапочку. 

Участники мастер-класса под музыкальное сопровождение  инсценируют текст потешки: на тележке сидит белочка, рядом с ней мешок с орешками, показываем поочередно фигурки животных и птиц, повторяем движения, согласно текста.

Комментарий: такие  мини-инсценировки имеют массу преимуществ: интересны и увлекательны для детей, просты в реализации для педагога, в полной мере выполняют образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Игры с музыкальным сопровождением в  дошкольном возрасте вызывают у детей особый интерес,  добавляют положительные эмоции, создают атмосферу праздника.

Учитывая наличие современных гаджетов,  музыкальное сопровождение не является проблемой в любом месте: в группе, на участке и т.д.

Педагог: Следующий вопрос нашего кроссворда – вопрос №2

«Способ  развития мелкой моторики  с помощью бумаги и  красок» (рисование)  (ответы участников)

Педагог: верно, еще один прекрасный и очень часто используемый способ развития мелкой моторики ребенка - рисование. Во время рисования дошкольник использует мышечные, зрительные, осязательные анализаторы. Память, внимание, умение анализировать – дополнительные плюсы, получаемые во время этого творческого процесса,  помимо развития мелкой моторики. В возрасте 1,5-3 лет лучше использовать пальчиковые краски и большие листы бумаги. Можно взять ватман, остатки обоев. Желательно использовать не более 2-4 цветов.

(Приложение №1 Слайд  № 10) Уже стали хорошей традицией групповые, совместные работы воспитанников нашей группы пальчиковыми красками. Тематика рисунков соответствует лексической теме.

Например, весной мы готовили работу «Весеннее чудо-дерево», где ребята ладошками рисовали листочки, пальчиками раскрашивали  солнышко и облака.

(Приложение №1 Слайд  № 11)

В начале лета, в рамках проведения развлечения «Одуванчики для любимой мамочки»,  мы  рисовали пальчиками желтые, пушистые одуванчики.  Осенью – «Букет из разноцветных листьев», и вот, сейчас,  зимой – «Новогоднюю елочку».  В ходе такой совместной, групповой работы мы закрепляем знание основных цветов (красные, желтые осенние листья, зеленые листочки на дереве, желтые одуванчики и т.д.), получаем первичные представления о временах года, воспитываем бережное отношение к природе, любовь к маме, доброжелательность по отношению к окружающим и сверстникам.

На слайде показаны примеры наших работ с ребятами

Педагог: Думаю,   технику рисования пальчиками используют все педагоги,  работающие с детьми раннего возраста. А мы с вами сегодня будем рисовать штампами. Можно использовать производственные штампы, а можно изготовить фигурные штампы самостоятельно, например,  из поролона - это могут быть губки для мытья посуды, купания,  с разными поверхностями. Этот материал очень удобен, обладает различными тактильными свойствами (плотный, мягкий, мелкопористый), легко режется ножницами, что позволяет  придать  ему любую необходимую форму, обрабатывается после использования. К штампам можно прикрепить держатели (например, палочки для мороженого), можно обойтись без них, главное, чтобы материалы были новые, безопасные.

Ребенку предлагается опустить штамп в краску и нанести оттиск на бумагу. Воспитатель показывает прием рисования и объясняет, а дети сами выполняют  задание (можно использовать опорный рисунок).  Мы с вами сегодня с помощью техники штампирования будем украшать новогоднюю елочку шарами (выполнение работы).

Комментарий: Штампы для детей раннего возраста можно сделать в виде круга, квадрата, треугольника, что способствует, помимо развития моторики, обогащению сенсорного опыта путем выделения формы предмета.

Педагог: Переходим к третьему вопросу нашего кроссворда «Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте» (игра) (ответы участников)

Педагог: верно, феномен игры состоит в том, что, являясь  отдыхом, развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество.

Хотелось бы поделиться еще одной формой групповой работы с малышами для развития мелкой моторики, которая   очень проста в исполнении, и возможно, покажется не новой,  но добавив в нее немного фантазии – превратится в увлекательную игру. Для этого нам понадобятся  полоски фетра разных цветов  с пришитыми пуговицами и петельками. (Приложение №1 Слайд  № 12)

Игра для развития мелкой моторики

«Украсим елочку »

Цель: развитие моторики обеих рук.

Оборудование: полоски фетра разных цветов (красного, желтого, зеленого, синего)  с пришитыми пуговицами и петельками, елочка, муз. центр, фонограмма песни  Е. Тиличеевой «Елочка»  

Педагог  предлагает нарядить новогоднюю елочку,  используя фетровые  полосочки  для создания новогодней гирлянды, просто скрепив их между собой (показ педагога). Давайте и мы с вами попробуем сделать такую гирлянду- цепь!  (участники вместе с педагогом выполняют задание)

По окончании работы педагог предлагает нарядить елочку и организует хоровод  (песня Е. Тиличеевой «Елочка», обыгрывание с движениями пальцев рук).

Педагог: Еще один вариант группового занятия для развития мелкой моторики и сенсорики – игры, подобные нашей программной  и всем известной игре -  «Чудесный мешочек». Мы решили ее немного разнообразить, добавить игровой момент, немного фантазии. Так в нашей группе появился новый друг -  слоненок Ду-ду.

 (Приложение №1 Слайд  № 13) Поместить внутрь слона можно любые предметы, смотря какие образовательные цели мы хотим достигнуть. Можно поместить  предметы, различные по тактильным свойствам (клубок ниток, деревянный кубик, шелковый платочек и т.д.) для развития сенсорных способностей. Можно поместить фигурки домашних животных, и наощупь отгадывать, что же находится внутри. Мы с вами познакомимся с нашим слоненком, и попробуем понять,  какие сюрпризы он приготовил для нас сегодня! (участники вместе с педагогом выполняют задание)

Игра для развития мелкой моторики и сенсорики

«Сюрпризы  слоненка Ду-ду »

Цель: развитие сенсорики и мелкой моторики.

Оборудование: слон, предметы (фрукты и овощи)

Ход игры: дети  по очереди,  на ощупь, угадывают, какой предмет  оказался  внутри. Закрепляют знание названий овощей и фруктов, их отличительные признаки, цвет, форму.

Педагог: Также очень интересны для детей так называемые «игры-бродилки».

(Приложение №1 Слайд  № 14)

 «Зоопарк»

Цель: развитие моторики пальцев рук.

Оборудование: решетка для раковины (обычно она состоит из множества клеточек), мелкие игрушки для обыгрывания.

Ход игры: Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно,  то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд:
Там лисят,  волчат, зайчат!

Давайте и мы с вами попробуем поиграть в зоопарк!  (участники вместе с педагогом выполняют задание)

Педагог: Следуюший вопрос нашего кроссворда - вопрос №4 «Оздоравливающее воздействие на  биологически активные  точки пальцев рук» (массаж ) (ответы участников)

Педагог: Правильно. Еще один вариант разнообразить пальчиковые игры и упражнения - это методика  пальцевого массажа при помощи различных предметов.

(Приложение №1 Слайд  № 15)

Мы хотим предложить   простой массаж пальчиков  малышей массажными мячиками,  орехами,  сосновыми шишками. Обычно такого подручного материала бывает в избытке в группе у воспитателей для изготовления различных поделок, проведения занятий и т.д. Мы же используем эти материалы еще и при проведении пальчиковой гимнастики. Такие оздоравливающие методики очень распространены в Китае и Японии. В Китае, например, распространены упражнения с каменными и металлическими  шарами. Такие  упражнения улучшают память,  устраняют эмоциональное напряжение, положительно сказываются на развитии речи ребенка.

В Японии  для тех же целей широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

(Приложение №1 Слайд  № 16)

Педагог: Сегодня мы хотим познакомить вас с простыми играми для малышей с применением этих предметов и природных материалов.

Раздается материал для упражнений (корзина с грецкими орехами, сосновыми шишками, массажными резиновыми шариками) и проводится пальчиковый массаж с  участниками.

Пальчиковый массаж №1 «Орех» (проводит с педагогами)

Прокачу я, свой орех  (катаем грецкий орех по ладони снизу-вверх)

По ладони снизу-вверх.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех!(катаем грецкий орех круговыми движениями по ладони)

Пальчиковый  массаж с грецкими орехами  проводится с детьми раннего возраста индивидуально, под контролем педагога,  так как орехи являются достаточно мелкими предметами для малышей и могут представлять опасность.

Пальчиковый массаж №2 «Шишка» (все остальные просто выводятся на экран для ознакомления)

Катаем сосновую шишку  между ладонями и приговариваем:

У сосны, зеленой  елки-

Очень колкие иголки!

      Знают наши  ребятишки,

      Что растут на елке шишки!

Педагог: Катаем массажный шарик между ладонями и приговариваем:

(Приложение №1 Слайд  № 17)

Пальчиковый массаж №3 «Ежик»

Гладь, мои ладошки, еж! (катаем мячик между ладошками)

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить, (гладим его, дотрагиваемся до отдельных «колючек»

Я хочу с тобой поладить!

Ежик маленький замерз

и в клубок свернулся  (крепко сжать шарик ладонью)

Солнце ежика согрело,

Ежик  развернулся (открыть ладонь и показать шарик)

Педагог: вопрос № 5 нашего кроссворда «Социальные партнеры ДОУ,  которым  принадлежит приоритетная роль в воспитании ребенка» (родители) (ответы участников)

Задачи проводимой работы: (на экране, не зачитываются) (Приложение №1 Слайд  № 18)

Показать зависимость развития речи и мелкой моторики пальцев рук.

  1.  Познакомить родителей с методами и приёмами развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
  2.  Оказать методическую помощь в подготовке, отборе  и проведении пальчиковых игр и упражнений.

Педагог: Конечно же, это родители или законные представители ребенка. Мы решили сегодня отдельно остановиться на проведении работы  по повышению педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики пальцев рук у детей 2-3  лет.

 (Приложение №1 Слайд  № 19)

Для этого создана картотека пальчиковых игр для малышей, даются консультации и индивидуальные рекомендации, потому что хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лишь при регулярном проведении этих упражнений с ребенком, можно достигнуть  желаемого эффекта, т.е. развить мелкую моторику, а значит и речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие. И выполнять такую работу нужно не только в детском саду, но и дома.

Играть с ребенком в пальчиковые игры можно везде: дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита.

Педагог: Вот такую пальчиковую игру было предложено провести с ребенком на зимней прогулке.  И  сейчас  мы предлагаем посмотреть небольшой видеофрагмент, внимание на экран! 

(Видео 1, Приложение 2 Слайд 20)

Педагог: И, последний вопрос нашего кроссворда - Вопрос № 6   «Обобщение и обмен опытом в использовании, например, игр для развития мелкой моторики» (обзор)(ответы участников)

(Приложение №1 Слайд  № 21)

Педагог: Закончить свой мастер-класс  мы хотим коротким  интернет-обзором игр для  развития мелкой моторики.

Сейчас существует огромный выбор такого рода игрушек, начиная от простейших пирамидок, и заканчивая, увлекательными бизибордами для разных возрастов.

Педагогам и родителям доступно множество сайтов и интернет-магазинов, в которых можно найти развивающие игрушки для тренировки мелкой моторики пальцев рук, развития координации движений.

 Мы часто берем идеи для творчества на таких сайтах как derevo_igrushka_vl, ptenchik.shop, ulanik_montessori, sova.toys и др.

(Приложение №1 Слайд  № 22)

(Подборка: тактильное лото, бизикубик и бизидомик, пирамида без основания, гномики в стаканчиках и колпачках, пазлы из палочек и др.).

Рефлексия

Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, что представленная информация о применении пальчиковых игр и упражнений для детей раннего возраста была для вас интересна и полезна. Хотелось бы узнать ваше мнение.

Предлагаю подвести итог мастер-класса  с помощью  дерева знаний, сегодня это - новогодняя елочка, которую мы украсим шарами. Они у вас трех цветов: желтого, синего, красного.

Если вам было интересно, представленная информация полезна для использования в практической деятельности – украсьте елочку шаром красного  цвета,  если было познавательно, но информация частично уже знакома и используется в работе- украсьте шаром желтого цвета, если знакомо все и применяется в работе систематически -украсьте шаром синего  цвета. (Обсуждение результатов и подведение итогов)

Заключение

(Приложение №1 Слайд  № 23)

Надеюсь, что представленные материалы  помогут вам в организации работы по развитию мелкой моторики и речи детей раннего возраста.  

Ведь мы с вами уже знаем – «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»! В.А. Сухомлинский

Благодарю за внимание!

Список литературы

  1. Анищенко. Е.С.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
  2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада.     Сборник статей и документов /Под ред. Т.И. Оверчук.  С-Пб. - «Детство –Пресс»,  2005 г.
  3. Ершова В. Н., Брехова Н. П. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/archive/127/35333/
  4. Ланец М. К., Куланина Е. С., Прохорова М. М. Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10045/
  5. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г.
  6. Узорова.О.В, Нефедова. Е.А.  Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
  7.  Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г.
  8.  Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/palchikovye-igry/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Пальчики играют, речь нам развивают"

Ознакомление коллег-воспитателей с нетрадиционными методами оздоровления с помощью воздействия на биологически активные точки по системе Су-джок....

Пальчики играют, речь нам развивают

советы по развитию мелкой моторики...

Конспект и презентация для родительского клуба " С пальчиками играем речь детишек развиваем"

Рассказать родителям о развитии речи у детей дошкольного возраста и о подготовке к обучению грамоте.  Как игра и развитие мелкой моторики пальцев рук способствует этому....

С пальчиками играем- речь ребенка развиваем!

Помните, что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка....

«ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ- РЕЧЬ НАМ РАЗВИВАЮТ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляци...