«ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ- РЕЧЬ НАМ РАЗВИВАЮТ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
проект по развитию речи (младшая группа)
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция. Одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ- РЕЧЬ НАМ РАЗВИВАЮТ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ | 164.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1 с. Малета»
«ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ-
РЕЧЬ НАМ РАЗВИВАЮТ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Разработала
Толстихтна Т.И.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Актуальность реализации проекта.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция. Одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
ФГОС направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.
Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди — родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
Вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.
Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигурин, М.П.Денисова, М.Ю.Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А.Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Дошкольники (дети от 3 до 7 лет) обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, особенно, если эта деятельность коллективная. Занятия на развитие моторики рук проходят страстно и занимательно, потому что не существует более притягательного материала для творчества.
Основное содержание проекта.
Для реализации проекта необходимо создание содержательной предметно – развивающей среды, способствующей возникновению интереса к пальчиковым играм. В группах детского сада должны быть организованны уголки по проведению пальчиковых игр и представлений. В них должны быть собраны дидактические игры, игры по развитию мелкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.), карточки с играми- манипуляциями («Сорока - белобока», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…» ) , пальчиковые театры, а также различные пособия, где детям предоставлена возможность складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца, бусы, заниматься шнуровкой.
В литературных уголках должна храниться детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы, книжки созданные родителями совместно с детьми.
Должны быть созданы уголки искусства для самостоятельной художественной деятельности и занятий лепкой для детей раннего возраста. Ведётся работа над созданием музыкальных уголков, где собираются разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.
Формы работы:
∙ организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
∙ организация совместных с родителями мероприятий;
∙ организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
∙ организация посещений культурных мероприятий.
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы упражнений и пальчиковой гимнастики.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Требования к проведению пальчиковых игр:
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3.Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Условия реализации проекта:
- В группе создан уголок по развитию мелкой моторики (с учётом возраста).
- Каждое утро (по мере прихода детей) воспитатель проводит 1 пальчиковую игру с элементами массажа или с Су-джоком (см. комплексы).
- После мытья рук проводится массаж кистей рук и пальцев с помощью полотенца - с детьми раннего возраста - пассивно, с помощью воспитателя; со 2 младшей группы – самостоятельно под контролем взрослого.
- В течение дня воспитателем проводятся (закрепляются) пальчиковые игры (см. комплексы).
- В уголке для родителей вывешиваются те игры, которые используются в данный период времени (для закрепления в домашних условиях).
- Родителям предлагается принять участие в конкурсе по изготовлению игр и пособий по совершенствованию мелкой моторики рук.
Каждый комплекс рассчитан на 2-4 недели. Игры постепенно разучиваются; дети ежедневно заучивают движения и слова; предполагается, что на 2-3/4 неделе дети договаривают, самостоятельно выполняют совместно со/за взрослым каждую игру (в зависимости от возраста и возможностей каждого ребёнка), повторяются игры по желанию детей.
Данные игры закрепляются родителями в домашних условиях (в уголке для родителей систематически вывешиваются комплексы игр).
Деятельность участников проекта
Воспитатель:
1.Проведение пальчиковогоигротренинга совместно с учителем-логопедом в своей возрастной группе.
2.Пополнение уголка по развитию мелкой моторики в группе.
3.Проведение диагностики уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
4.Подбор литературы, методического материала по теме.
5.Участие в мастер-классе по теме.
Родители:
1.Закрепление пальчиковых игр с речевым сопровождением в домашних условиях.
2. Участие в конкурсе на лучшее пособие(игру) для развития мелкой моторики.
3. Посещение мастер-классов и консультаций по данной теме.
Дети:
1.Заучивание, выполнение пальчиковогоигротренинга, дальнейшее самостоятельное выполнение пальчиковых игр по желанию.
Предположительная эффективность проекта:
-положительная динамика речевого и моторного развития;
-успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
-выработка интереса к совместным играм, устойчивой мотивации к речевой самореализации.
-положительная оценка деятельности ДОУ;
-готовность и желание помогать;
-активизация педагогического потенциала родителей;
-приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей, развития мелкой моторики и мимической мускулатуры;
-овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка.
-положительный психологический климат между всеми участниками проекта;
-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
-удовлетворенность собственной деятельностью;
-повышение профессионального мастерства педагогов через различные
формы и методы работы;
-пополнение развивающей среды ДОУ
Итоговый продукт проекта:
- создание системы по совершенствованию речи и мелкой моторики с помощью пальчиковогоигротренинга
- картотека комплексов пальчикового игротренинга,
- пополнение развивающей среды группы,
- сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации;
План-график реализации проекта.
I этап - подготовительный (декабрь)
• Выбор темы проекта и его разработка.
• Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
• Подбор методического материала по данной теме.
• Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
• Диагностика (первичная) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук у детей – с 3х лет.
• Разработка консультаций для родителей.
II этап – основной (январь)
Работа выстраивалась в двух направлениях:
• С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей.
• С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
III этап – заключительный (февраль)
• Диагностика (повторная) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
• Разработка дальнейших рекомендаций по развитию мелкой моторики рук в зависимости от результатов диагностики.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Этапы | Форма работы с детьми | Сроки реализации |
I | - Провести диагностику детей на начало проекта - Пальчиковая гимнастика: «Где же?», «Сорока», «Гусь», «Этот пальчик», «На полянке», «Замок», «Оладушки», «Кулачки - ладошки», «Будем в пальчики играть». - Игры в пальчиковом бассейне - Игра «Чудесный мешочек» - Шнуровка «Овощи». - Лепка «Морковка». | декабрь |
II | -Игры, развивающие речевую активность. Упражнять в правильном произношении звуков, звукосочетаний и слов. - Проведение библиотечных часов, тематических встреч, праздников. -Пальчиковая гимнастика: «Ехал поезд», «Наши пальчики друзья», «Веселые пальчики», «Снег», «Зайка», «Елочка», «Утята», «Лошадка», «Руки», «Гармошка», «Я пеку», «Чики - чикалочки», «Девочки и мальчики», «В лес по грибы», «В лес по ягоды», «Светит солнышко». - Проведение библиотечных часов, тематических встреч, праздников. - Шнуровка «Пуговица». - Пластилиновая мозаика «Укрась матрешке сарафан». - Использование тренажеров «Ежик»: панно с крышками, Ежик из пластиковой бутылки. - Упражнения с массажными мячиками су-джок. - Бумажная мозаика «Заинька беленький», «Снеговик». - Игра «Делаем бусы для елки». - Упражнения с шишками. - Упражнения с карандашами. - Рисование пальчиками «Снег кружится». - Просмотр спектаклей, пальчикового театра, концертов, проведение конкурсов, фестиваля («Герои любимых сказок»). - Конструирование из палочек «Тележка». - Упражнения с массажными мячиками. - Шнуровка «Сороконожка». - Упражнения с прищепками. - Аппликация из геометрических фигур. - Работа с соленым тестом. - Пальчиковое рисование «Рыбка». - Работа с пластилином «Красивый узор на тарелочке». - Бумажная мозаика «Букет», «Солнышко». - Упражнение «Укрась деревце ленточками». - Работа с трафаретами. - Работа с пластилином «Укрась мячик». - Графическое задание «Жук», «Кораблик». - Работа со штампами. - Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло». | январь
Январь Февраль |
III | - Пальчиковые загадки. - Бумажная мозаика «Салют», «Одуванчик». - Мозаика из круп на пластилине. - Графическое задание «Бабочка». - Проведение итоговой диагностики детей в конце учебного года. | февраль |
Ресурсы.
Методические
- методическая литература;
- наглядно-методические пособия.
Кадровые:
- участие воспитателей;
- логопеда;
- музыкального руководителя;
- педагога-психолога.
Материально-технические:
- мультимедийная установка;
- музыкальный центр;
- компьютер, сканер.
Информационные:
- использование ИКТ;
- обмен опытом работы (выставки, консультации);
- изучение методической литературы;
- презентация проекта на педсовете;
- размещение проекта и методических разработок по теме на сайте ДОУ
1. Уголок развития мелкой моторики рук. Здесь размещены:
- пособия по пальчиковым играм;
- массажные мячики, шарики су-джок, тренажеры «Ежик»;
- пазлы, разборные игрушки, бусы, шнуровки, коробки, которые надо закрывать и открывать;
2. Мини-библиотека:
- пасьчиковые игры в стихах;
- детские книги разных форматов (книжки-малышки, книжки-раскладушки и т.д.);
- комплекты иллюстраций к массажу;
- СD диски с записями песен, потешек, стихотворений на пальчиковую гимнастику.
Методическая копилка
* Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики.
* Разработать комплексы упражнений и игротренинга пальцев.
* Сценарии развлечений и досугов.
*Подобрать и оформить методический материал по пальчиковому массажу и игротренингу.
Перспективы дальнейшего развития
Педагогический потенциал использования пальчиковой гимнастики определяется высокой личностно-мотивированной активностью участников игротренинга. Реализация воспитательного потенциала форм пальчиковой гимнастики в процессе развития речи ребенка будет продолжена на следующей ступени (старший дошкольный возраст).
Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование пальчиковой гимнастики будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом.
Список используемых источников:
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. [Текст]:Методическое пособие. /Алябьева Е.А. – М.:ТЦ Сфера, 2013г.- 160 с.
Арефьева М. А. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 5(40). – Новосибирск: СибАК, 2014
Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений./Под ред. Н.Е.Вераксы, А.Н. Вераксы- М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 64 с.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Белкина В.Н. Детская психология [Текст]. - Ярославль, 2014.
Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст]. - М.: Просвещение, 2011.
Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста [Текст]. - Курск: Академия Холдинг, 2006.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст]. - М.: Просвещение, 2008.
Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике [Текст] /Сост.: Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 2006.
Загрутдинова М., Гавриш Н.В. Использование малых фольклорных форм [Текст] // Дошкольное воспитание, 2011. - №9. С. 16-22.
Занятия по развитию речи детей в детском саду. Программа и конспект [Текст] /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 2001.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст]. - М.: Просвещение, 2006.
Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей [Текст]. - М.: МГУ, 2008.
Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми [Текст] // Дошкольное воспитание, 2003. - №5. С. 34-35
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре [Текст] // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. С. 23-26.
Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора - дошкольникам // Работа с книгой в детском саду [Текст] /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. - М.: Просвещение, 2007.
Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада/ [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2010.- 111 с.
Шорохова О.А. «Играем в сказку», М «Творческий центр» 2007г.
http://www.maam.ru/detskijsad/informacionye-resursy-v-dou-na-zanjatijah-po-pd.html дата обращения 01.05 .2016
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – http://festival.1september.ru/articles/subjects/16 дата обращения 01.05.2016
Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // Начальная школа. – 2001. – №6. – С.125 – 127.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ СО «РЕВДИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации педагогам ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковой гимнастики
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены для воспитателей, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Цель: развитие профессиональных умений педагогов применения разнообразных форм, методов пальчиковой гимнастики по развитию речи младших дошкольников.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией дошкольного воспитания, Концепцией непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Концепцией построения развивающей среды и Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций.
На карте головного мозга видно, двигательная речевая область является частью двигательной области. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от развития общей моторики ребёнка. Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.
Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме 1 под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда» .
Схема 1 – Гомункулюс (человечек) Пенфилда
Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики.
Л. Ф. Фомина провела исследование с целью установления взаимосвязи между развитием мелкой моторики детей и уровнем развития их речи. Она обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда).
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность. Не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь.
До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций руки и речи. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правого полушария и наоборот.
Таким образом, данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.
Следовательно, если с детьми больше заниматься развитием мелкой моторики, то у них будет более развита и речь. Кроме этого, основным запросом родителей в дошкольном учреждении является грамматически правильная и чистая речь ребёнка.
В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию мелкой моторики и речи будут пальчиковые игры, лежащие в основе пальчиковогоигротренинга.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям.
Массаж кистей рук и пальцев
(с помощью полотенца)
Для детей раннего возраста (1 младшая группа):
- руки ребёнка положить на полотенце, руки взрослого под полотенцем охватывают снизу руки ребёнка («охватывающее» движение)
- взрослый через полотенце растирает ребёнку :
- ладошки
- каждый пальчик, правой-левой руки («растирающее» движение)
- поглаживание ладошек и тыльной стороны кистей рук: правая, левая, обе.
Со 2 младшей группы – самостоятельно:
- поглаживание ладоней – тыльной стороны кистей рук круговыми движениями.
- Спиралевидные движения – растирание каждого пальца правой-левой руки.
- Прямые движения по направлению к подушечкам каждого пальца и обратно: правая-левая рука.
- Поглаживание ладошек – тыльной стороны кисти обеих рук: правая-левая.
Данный массаж с помощью полотенца можно проводить подгруппами (утром, днём или вечером), так же он как бы заменяет или дублирует само вытирание рук полотенцем после мытья рук. Можно проводить как однократно, так и многократно в течение дня - по желанию детей.
Длительность проведения массажа (вытирания рук) не выходит за рамки проведения гигиенической процедуры, т.е. 1-3 мин однократно.
Чтобы было веселее, можно использовать ниже приведённый стишок:
Любим пальчики, ладошки,
Мы погладим их немножко.
Полотенцем проведём,
Каждый пальчик разомнём.
Пальчик умный, пальчик славный,
Помогает нам во всём.
Каждый пальчик разомнём:
Большой, указательный и средний,
Безымянный и последний,
Самый мелкий-малышок.
Снова гладим мы ладошки.
Поиграли мы немножко!
Комплекс № 1 .
Утро – индивидуально (воспитатель).
- «Где же?»
Воспитатель проговаривает весь текст (сопряжённо с ребёнком: вместе с ним, «за него», если ребёнок неговорящий) и сопряжённо (совместно) выполняет все действия.
В-ль: Где же наши ручки?
Реб: Вот они! (показывает вытянутые руки вперёд, ладошками вниз)
В-ль: Где же наши ладошки?
Реб: Вот они! (повернуть ладошки вверх)
В-ль: Где же наши пальчики?
Реб: Вот они! (перебирать пальчиками, как «на пианино» или «щупальца»)
В-ль: А теперь мы их потрём! Вот так, вот так
(воспитатель растирает подушечки каждого пальца ребёнка на одной руке ребёнка)
А теперь мы их встряхнём! (встряхнуть кистью ребёнка)
И на другой ручке пальчики потрём (так же потереть каждую подушечку на другой руке)
А теперь и тут встряхнём! (встряхнуть и эту кисть)
Две руки теперь потрём (потереть ладонь о ладонь)
И руками мы встряхнём (встряхнуть обеими кистями перед собой)
А теперь играть пойдём! («фонарики» обеими руками)
Примечание: для массажа можно использовать шарик су-джок(по ладоням, а спиралькой – по пальчикам), при этом следить за ощущениями ребёнка (необходимо, чтобы ему это нравилось) и при этом называть каждый пальчик, который массируется (это большой пальчик, это указательный….)
- «Сорока»
Сначала на одной руке, потом на другой. Воспитатель выполняет совместно с ребёнком (в-ль на своей руке, ребёнок – на своей по подражанию).
В течение дня: перед занятиями, перед/после прогулки, вечером…(фронтально, проводит воспитатель).Порядок игр может варьироваться. Время, затраченное на все игры 5-10 мин. По желанию детей можно повторять.
«Гусь».
В-ль: Где ладошка? Дети: Тут! (показать ладошку)
скользить «гусём» по «пруду» медленно и гоготать
Улетел гусь: га-га-га…имитация «полёта птицы»
«Этот пальчик….»
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Пальцы сжаты в кулак, отгибать пальцы, начиная с большого. Сначала на одной руке, потом – на другой, потом – две руки одновременно.
Можно использовать шарик су-джок (растирать каждый пальчик спиралькой).
«Этот пальчик хочет спать…»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
-Тсс-с-с…
Пальчики раскрыты, постепенно загибать в кулачок, начиная с мизинца до большого пальца.
Затем поднести пальчик к губам: тсссс
Братиков не разбуди!
Погрозить пальчиком
Встали пальчики! Ура!
Нам играть (гулять, писать, рисовать) уже пора!
энергично сжимать-разжимать пальчики
«Этот пальчик в лес пошёл….»
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик – шишечку.
Этот пальчик – ягодку.
Пальцы сжаты в кулак, постепенно разгибать, начиная с большого.
А этот пальчик - маленький
Потрепать мизинчик
Прыг на завалинку. Спрятался. Ай!
Спрятать пальчики за спину
Комплекс № 2.
Утром проводятся игры из комплекса №1 (утро).
В течение дня: упражнения проводятся за столом.
«На полянке»
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук делают «крышу».
Ну, а к дому путь закрыт.
Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие – вверх – «ворота».
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем.
«Крыша».
«По дороге к дому»
Большие ноги шли по дороге топ-топ-топ.
На каждый «топ» медленно ставим на поверхность стола поочередно правую и левую руку, изображая движения ног.
Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Указательный и средний пальцы руки передвигаются по поверхности стола, имитируя бег.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, потянули, постучали…
И открыли!
«Оладушки»
Вошли мы в дом. Кто живёт в нём? А живёт там бабушка, испекла она оладушки.
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала…
гладить ладошку о ладошку, сильно прижимая (или по поверхности стола)
Деткам раздавала.
энергично сжимать-разжимать ладошки (локти на столе)
Даше – 2, Маше – 2……(называть имена детей группы)
загибать пальчики
Хороши оладушки у нашей бабушки!
погладить ладошки
Во! Будем есть: ам, ам, ам…
Показать жестом «во!» похлопать.
Комплекс № 3
Утро – индивидуально (воспитатель).
«В гости»
И Ивану-блин,
И Степану – блин,
И Матвею-блин, а Никитушке-мятный пряничек!
Массаж каждого пальчика (можно использовать спиральки су-джока)
Сначала на одной руке, потом – на другой.
«Кулачки-ладошки»
Воспитатель одновременно с ребёнком выполняет задание. Следить, чтобы ладони были полностью раскрыты, кулачки плотно сжаты. Выполняется обеими руками одновременно.
Кулачок о кулачок: тук-тук-тук
Тук-тук-тук
Стучать кулак о кулак сверху вниз, поменять руки
А ладошка о ладошку: хлоп-хлоп
Хлоп-хлоп
Похлопать
«Игра в пальчиковом бассейне» - найди игрушку (кто/что это?Как звучит/голос подаёт?)
Рекомендовано в бассейн положить 1 игрушку (на самое дно), а потом ещё.
В течение дня - брать игры из комплекса № 1.
Если у ребёнка упражнение не получается (пальцы вялые, пассивные или наоборот – слишком напряжены) – провести дополнительно массаж (можно использовать су-джок, еловую шишку) и зарядку в «пальчиковом бассейне».
Зарядка в «пальчиковом бассейне» (пустой бассейн)
- « пальчики купаются» - свободные движения всеми пальчиками в бассейне (руки полностью опущены)
- «пальчики бегут» - имитация бега пальчиками/сжать в кулачок/опять бегать
- Достань игрушку.
Комплекс № 4
Утро – индивидуально (воспитатель) – смотри комплекс № 3.
В течение дня (за столом)
«Будем в пальчики играть»
Вместе пальчики сведём – Это будет дом.
Соединить две руки крышей.
В доме будут пальцы жить.
Соединить пальцы в кулачки
Пальчик большой – вот такой
Поочерёдно раскрывать пальцы
Указательный - указка
Средний - он по середине
А без имени-вот этот
Про мизинчик не забудем…
Дружно в доме жить мы будем
«крыша дома»
Рядом с домом – лес.
«дом» - «лес» - растопырить пальчики
А в лесу – ёлочки растут
Пальцы рук обеих рук переплетены-растопырены
«Меж еловых мягких лап…»
Вот подул сильный ветер (подуть на пальчики).
Прилетела туча (руки соединить над головой) и начался дождик.
«Дождик»
1 хлопок
Упало 2 капли: кап-кап
2 хлопка
Упало 3 капли: кап-кап-кап
3 хлопка
И дождик сильный пошёл:
Кап-кап…..
Быстро хлопать
А мы быстро побежим: топ-топ-топ
Пальчики бегут по столу
И в домик спрячемся
«крыша дома» над головой
Комплекс № 5
Утро – индивидуально с использованием шарика су-джок
игра «Будем в пальчики играть» (комплекс № 4).
В течение дня – закрепление игр из предыдущих комплексов по желанию детей.
«Ехал поезд» - за столом.
Рельсы- рельсы, шпалы- шпалы
Ребром ладоней водим по столу
Едет поезд запоздалый
Руки прижаты к бокам, кулаки сжаты - имитация езды
Из последнего вагона высыпался горох: ох-ох-ох
Постучать по столу
Пришли куры, ко-ко-ко
Пальцы «шагают»
поклевали: клюю-клю-клю
Постучать по столу
Пришли гуси: га-га-га
Пошлёпать ладонями по столу
Пощипали: щип-щип-щип
имитация
Пришёл слон, притоптал: топ-топ-топ
Кулаками по столу
Пришёл дворник: топ-топ-топ
Пальцы шагают
Всё подмёл: щ-щ-щ….
Имитация (по столу)
Где горошинки? Давайте их собирать
Удивиться, показать пустые ладошки
Вот горошинка, вот……
1вариант: пощипывать каждую подушечку
2вариант: промассировать каждую подушечку
3вариант: массировать каждый палец с помощью спиральки су-джока
Всё собрали. Будем есть: ам….
Соединять пальчики - щепотью или (усложнение) каждый пальчик с большим пальцем (на одной руке, на второй, обеими одновременно)
Комплекс № 6
Утро – индивидуально воспитатель.
«Наши пальчики-друзья»
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики
Будут пальчики играть, наших деток забавлять
Пальцы сжаты в кулаки.
Утром рано мы проснулись, вверх скорее потянулись
Из кулачка пальцы разгибаются вверх.
Наши пальчики, ребятки, дружно делают зарядку.
Вверх – вниз, вверх – вниз, в кулачок и разожмись
Из кулачка выпрямляем пальчики.
Поздороваться нам надо
Прикасаются поочередно каждым пальцем к большому пальцу.
Пальчик – мальчик, пальчик – папа,
Запираем на замок
Переплетаем пальцы в «замок»
Чтоб открыть никто не смог
Выворачиваем «замок» от себя, вытягиваем руки перед собой.
Потрясем теперь кистями.
Стали пальчики друзьями
Обхват рук
Вот и кончилась зарядка, вам понравилось, ребятки?
Ручки наши не играют, на коленях отдыхают.
«Зарядка в пальчиковом бассейне» - добиваться большей самостоятельности, активности ребёнка. Стимулировать игрой «достань игрушки» (от 3 до 5-10).
«Использование тренажёров «Ёжик»
1вариант: панно с крышками
- Подари ёжику иголки (выложить из палочек иголки ёжику на панно)
- Помоги ёжику собрать яблочки (ягодки) – отвернуть-завернуть крышки на панно (можно сортировать по цвету)
2вариант: ёжик из пластиковой бутылки
- Сними - надень подарки для ёжика (бигуди снять - одеть на иголки - карандаши/фломастеры)
- Сосчитай иголки у ёжика (вынимание - вдевание в отверстия иголки-карандаши/фломастеры)
- Самомассаж ладоней/пальчиков с помощью снятых бигуди или шестигранными карандашами
3вариант: самомассаж с помощью су-джока (см. картотеку самомассажа с помощью су-джок)
4вариант: самомассаж рук с помощью логопедического ёжика
Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.
Взад – вперед его качу, вправо – влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правый,
Я его катаю, браво.
В правой руке свой мячик сжимаю,
Ну, а потом ладошку меняю.
«Здравствуй, мой послушный мячик» -
Скажет громко каждый пальчик.
Мячик пальцем я катаю, по руке его гоняю.
Отправляемся гулять – будем пальчики считать: 1-2-3-4-5.
Учитывать желание ребёнка, стимулировать и поощрять его активность.
Следить за правильностью выполнения упражнений и знания текста (уметь договаривать или совместно рассказывать).
Использовать активно-пассивные сопряжённые действия воспитателя: брать руки/пальчики ребёнка в свои и выполнять/помогать вместе с ребёнком.
Комплекс № 7
Утро – индивидуально воспитатель.
- Пальчиковая гимнастика в «пальчиковом бассейне».
- Игры с тренажёрами «Ёжик»
- Пальчиковыйигротренинг/самомассаж – по желанию ребёнка (закрепление игр из предыдущих комплексов)
В течение дня (за столом)
«Весёлые пальчики»
Имитация движений
Мячик бросают: тук-тук-тук
Бельё стирают: так-так
Пол подметают: тут-тут
Щиплют… ласкают… всем помогают.
«Снег»
Снег зимой летает,
Опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами
Тихо отдыхает.
Сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Я его жалею и в ладонях грею.
Одна ладонь накрывает другую – «лепим снежок», дуем на руки
«Зайка»
Скачет зайка маленький
Показываем «зайку»
Около завалинки
«Лавочка»
Быстро скачет зайка,
«Зайка»
Ты его поймай-ка.
Крутим кистями
Мчится без оглядки,
Хлопаем в ладоши
Лишь сверкают пятки.
Ударяем кулачками друг о друга
Мчится что есть духу,
Руки в «замке» и шевелим пальцами
Хвост короче уха.
Ударяем кулачками друг о друга
Живо угадай-ка: кто же это?
Хлопаем в ладоши
Зайка!
«Зайка»
Зайчик прыг, зайчик скок,
«Зайка» и сгибаем – разгибаем пальцы
Спрятался он под кусток.
Кулачок обнимаем ладошкой
Под кусточком – молчком,
Грозим пальчиком, чтобы сидел тихо
Только ушки – торчком.
Показываем «зайку»
«Ёлочка»
Вокруг ёлочки пойдём,
Громко песенку споём: ля-ля…..
«ходьба» пальчиками, затем имитация игры на пианино
Комплекс № 8
Утро: повторение игр из комплекса № 7.
В течение дня:
«Утята»
Раз, два – шли утята,
Три, четыре – за водой,
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А девятый вдруг упал,
А десятый напугал: громко – громко запищал:
Пи-пи-пи! Не пищи, Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибаем пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» и до конца ритмично сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук.
Самомассаж с помощью тренажёра «Ёжики» - отработка навыка.
Комплекс № 9
Пальчиковый массаж «Лошадка»
Везет нас лошадка,
«Лошадка» двумя руками
Лошадка, лошадка
Показываем головой правую и левую «Лошадку»
Не валко, не шатко, не шатко не валко.
Складываем ладони, наклоняем их в стороны
Стегнуть бы кнутом бы
Берем в правую руку воображаемый «Кнут»
Лошадку, но жалко.
Пожимаем плечами.
«Руки»
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!
Ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук
Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело!
«Стряхиваем водичку с рук»
Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро.
Имитируем вытирание каждой руки полотенцем
«Гармошка»
Ладони прижаты вниз на столе, пальцы сжаты
Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю: ля-ля-ля
Сжимать-разжимать пальцы веером
Я играю, посмотри! 1,2,3… 1,2,3
Сжать в кулачки, сдвигать-раздвигать друг к другу
Я ладошки раздвигаю
И на кнопки нажимаю ля-ля…..
Соединять пальчики друг с другом….
Комплекс № 10
«Неваляшки»
«Чики-чикалочки»…
«Я пеку…»
Повторение любых игр из предыдущих комплексов.
Комплекс № 11
«Девочки и мальчики»
«В лес – по грибы»
Поднести ладони ко рту рупором
«В лес –по ягоды»
Одна рука согнута в локте и поднята на уровне лица, кисть опущена=»ветка».
Другой рукой (щепотью) скользить по каждому пальцу к подушечке=»снимаем ягоды с ветки»
И в корзинку собираю.
Соединить растопыренные пальцы в «корзинку»
Я поем сейчас малинку.
Сколько ягодок в корзинке?
Потереть ладошку о ладошку.
Ладони повернуть вперёд
1,2,3,4,5….снова буду собирать.
Загибать пальчики на руке.
Повторить на другой руке.
«Светит солнышко»
Утро красное пришло, солнце ясное взошло.
Поднимаем руки вверх, сжав кулачки
Стали лучики светить, малых деток веселить
Разжимаем по очереди пальчики
Прилетели тучки, спрятались лучики.
Пальчики прячутся в кулачок.
Повторить любые игры из предыдущих комплексов по желанию детей.
Комплекс № 12
«Киска»
Киска, киска, киска – кис,
Мягкими ладошками имитируем лапки кошки
Рядом с детками садись.
Поворачиваем ладони вправо – влево
Молочка ты попроси
Раскрытой ладошкой одной руки накрываем другую
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Раскрыть перед собой ладони, шевелим пальцами
Мяу! Мяу!
Кончиками пальцев сложить лесенку, начиная с мизинцев
«Кисонька - мурысенька»
Кисонька – мурысонька, где была?
На мельнице.
Кисонька – муросонька, что там делала?
Муку молола.
Кисонька – муросонька, что из муки пекла?
Пряники.
Кисонька – муросонька, с кем пряники ела?
Одна.
Не ешь одна Не ешь одна!
«Собачка Жучка»
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный согнут, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
«Бычок»
Шел бычок
Показываем «рожки»
Вдоль забора
Ладони вертикально перед грудью с растопыренными пальцами
Увидал мочало
Ладони расслаблены, бессильно повисли вниз
Начинай сказочку сначала.
Развести руки в стороны.
Повторить любые игры из всех комплексов по желанию детей.
Диагностика мелкой моторики рук
(карта обследования мелкой моторики детей).
В основу диагностики вошли следующие методики:
- пробы моторной одаренности (Н.И. Озерецкий);
- диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова);
- тест «Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия).
Условные обозначения:
+ задание выполнено правильно
- задание выполнено неверно
0 неустойчивое выполнение задания
Примечание: при подсчёте баллов за единицу принимается только знак +, неустойчивость выполнения в данном случае является нейтральным показателем и нуждается в доработке.
Характеристика групп:
Группа В – дети, набравшие 14-15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.
Для детей раннего возраста – 11-12 баллов.
Группа С – дети, набравшие 12-13 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.
Для детей раннего возраста – 9-10 баллов.
Группа Н - дети, набравшие 9-11 баллов. Мелкая моторика развита плохо.
Для детей раннего возраста – 6-8 баллов.
Группа Ой – дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Для детей раннего возраста – менее 5 баллов.
Ф.И. ребёнка
Статические упражнения:
- «Кольцо»
- «Коза»
- «Три богатыря» - показ одновременно трёх пальцев.
- «Заяц»
- «Солдатики» - показ пальцев по одному.
- «Вилка» с 4 лет - показ четырёх пальцев.
Координация движений:
- «ладонь - ребро-кулак» с 5 лет
- «коза» - «заяц»
Работа с бумагой:
- Вырезание ножницами ( с 4,6)
- Обрывание листа бумаги
Сила тонуса:
- Сжатие руки взрослого двумя руками
- Сжатие руки взрослого одной (более сильной) рукой
- Захват карандаша
Обследование щепоти:
- «Посоли суп»
- Катание шарика
Кол-во баллов
Консультации для родителей
«Развитие речи у детей 2 – 3 лет»
После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.
Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.
Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия.
Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.
Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.
В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.
Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос.
И проблема решится сама собой.
Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.
Наверняка у вас дома много мягких игрушек.
Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка.
Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания.
Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.
Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни
С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.
Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
Все это и определяет основные задачи речевых игр.
•Развивать речь как средство общения.
•Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми и другими детьми.
•Поддерживать стремление к активности, позицию «Я сам», поощрять стремление ребенка высказываться по собственной инициативе, включаться в рассказ.
Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия со взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные.
При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 - 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).
Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте, имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов.
Детям 2 – 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д.
Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).
Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными.
К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др.
Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати , вопрос «чем?», очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова.
Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.
На третьем году шире используются и такие приемы, как обследование, сравнение. Они становятся более детальными, выделяется больше признаков, причем существенных, а основе чего формируются обобщающие понятия: животные домашние и дикие, посуда столовая и чайная.
Организуя речевые игры, необходимо использовать вариативные приемы. Это зависит от поставленных задач и возможностей детей. И в этом возрасте отмечаются индивидуальные различия, причем они могут быть весьма существенными. К тому же дети двух лет и двух с половиной – трех лет – разные дети. Это необходимо учитывать и при выборе тематики игр, их содержания, длительности. Длительность будет зависеть прежде всего от реакции детей, их интереса. Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы: наше внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий, и речевой активности ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 2006.
2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 2008.
3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2010.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.
4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 2003.
5. Уликова Н.А. «Словом душа растёт». СПб, «Старт», 2009.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.
8.Н.Сорокина, Л.Миланович Кукольный театр для самых маленьких «ЛИНА– ПРЕСС», Москва 2009.
9.Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович Развитие творческих способностей у детей от года до трех лет средствами кукольного театра. «АЙРИС – ПРЕСС», Москва 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Пальчики играют, речь нам развивают"
Ознакомление коллег-воспитателей с нетрадиционными методами оздоровления с помощью воздействия на биологически активные точки по системе Су-джок....
Пальчики играют, речь нам развивают
советы по развитию мелкой моторики...
Проект Пальчики играют-речь ребенка развивают
проектная деятельность...
Конспект и презентация для родительского клуба " С пальчиками играем речь детишек развиваем"
Рассказать родителям о развитии речи у детей дошкольного возраста и о подготовке к обучению грамоте. Как игра и развитие мелкой моторики пальцев рук способствует этому....
С пальчиками играем- речь ребенка развиваем!
Помните, что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка....
Пальчиковый игро-тренинг "Пальчики играют, речь нам развивают"
тренинг для детей и родителей (открытое занятие)...