пересказ рассказа Е.Чарушина Ёж
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Вершинина Татьяна Павловна

Пересказ  рассказа Е.И.Чарушина «Ёж»

(средняя группа)

Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием  ИКТ и картинок.

Задачи: формировать навык отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений; упражнять в проговаривании чистоговорок; согласовании существительных в косвенных падежах; развивать слуховое и зрительное внимание детей. Воспитывать любовь к животным.

 Методические приемы: отгадывание загадки, беседа, чтение,  рассматривание сюжетных  картинок, проговаривание чистоговорок; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Материалы: ноутбук, запись звука ёжика, сюжетные картинки, раскраска «ёжик»

 Интеграция видов деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Образовательные технологии: здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная.

 

Орг.момент

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

        

- А теперь отгадайте мою загадку, только дослушайте её до конца.

 

         Загадка

 Этот маленький зверёк

Не лисица, не хорёк.

Любит кушать он мышат,

Червяков и лягушат.

Каждый год в своей норе

Спать ложиться в ноябре.

Победить змею он может!

Он в иголках…это (ёжик) (Слайд1).

 

Подготовка к восприятию текста.

 

Воспитатель:  Как вы думаете, зачем у ежа на спине иголки?

Дети: Чтобы защищаться от хищников.

 Воспитатель: Кто самый страшный враг у ежа?

Дети: Лиса, волк, филин, сова.

Воспитатель: Как ёж спасается от врагов?

Дети: Он сворачивается в клубок и выставляет иголки.

Воспитатель: Ёж, это дикое или домашнее животное?

Дети: Ёж, это дикое животное.

Воспитатель: Какие звуки издаёт ёж?

Дети: Он фыркает, пыхтит, топает (запись звука ежа).

Воспитатель: Ёж ведёт ночной образ жизни. Если принести ежа домой, никто не будет спать, ни взрослые, ни дети, потому что ёж ночью топает, фыркает и сопит. А ещё ежи очень прожорливые.  Что ест еж?

Дети: ёж ест мышей, жуков, червяков, пьёт молоко.

Воспитатель: Что произойдёт, если дотронуться до иголок ежа?

Дети: Можно уколоться.

Воспитатель: Ёж друг всех садоводов, потому что поедает мелких насекомых и грызунов.

- Про ёжа, про это удивительное животное написано много сказок, рассказов, стихов и песен.

- Сейчас мы с вами поиграем.

 

Пальчиковая игра «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(Сложить пальцы замком)

На спине иголки

очень – очень колкие.

(поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,

нам колючки показал,

(повертеть ёжика вправо, влево)

А колючки тоже

на ежа похожи.

(поднимать и опускать пальцы)

На ежа мы поглядим,

Молочка ему дадим,

(сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие

На спине иголки мы.

(погрозить пальчиком)

 

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом, который написал Е.И.Чарушин (Слайд2), Рассказ удивительный и очень интересный. Называется рассказ «Ёж». Запомнили? Как называется рассказ?

Дети: Ёж.

Воспитатель: Молодцы. Приготовили свои ушки, приготовили свои глазки, запоминайте, потому что потом мы будем этот рассказ пересказывать. Приготовились?

Дети: Да.

Воспитатель: Ходили ребята в лес (Слайд3).

И под кустом нашли ежа (Слайд4).

Ёж со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками. Везде иголки торчат (Слайд 5).

Закатили ежа в шапку, и домой принесли (Слайд 6).

Положили на пол, поставили молока в тарелочке, а ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал, и ещё целый час лежал, а потом вылез из под колючек чёрный ежинный носик и задвигался, чем вкусным пахнет?  Развернулся ёж, увидел молоко, стал он его есть, поел и снова шариком свернулся (Слайд7).  А потом ребята чем-то другим занялись, зазевались, ёжик и удрал к себе обратно в лес (Слайд 8).

Воспитатель: Вам понравился рассказ?

Дети: Да.

Воспитатель: У  Е.И. Чарушина все рассказы о животных замечательные и у нас будет время, чтобы эти рассказы почитать.

-Ну а теперь мы с вами попробуем вспомнить, как наш рассказ начинается, что было дальше, чем он закончился.

- Я приготовила картинки, которые вам помогут правильно и последовательно составить рассказ. Только в начале, ребята нужно вспомнить, как начинается рассказ, куда ребята ходили? (ребёнок берёт картинку «ребята в лесу» ставит её и говорит полным предложением)

         1-й ребёнок: Ребята ходили в лес.

         Воспитатель: Кого они нашли? (ребёнок берёт картинку ёжика и ставит рядом с первой).

         2-й ребёнок: Ребята нашли в лесу ежа.

         Воспитатель:  Что сделал ёжик, когда увидел ребят? (ребёнок берёт картинку с изображением свернувшегося ежика и ставит рядом со второй).

         3-й ребёнок: Он почувствовал страх и свернулся клубочком.

         Воспитатель: Почему ребята не укололись? (ребёнок берёт картинку и ставит рядом).

         4-й ребёнок: Ребята закатили его в шапку.

         Воспитатель; Куда они его в шапке принесли? (ребёнок берёт картинку ёжик в доме и ставит рядом).

         5-й ребёнок: Ребята принесли ёжика домой и дали ему молока.

         Воспитатель: Что сделал ёжик? (ребёнок берёт картинку, «ёжик пьёт молоко» и ставит рядом с предыдущей картинкой).

         6-й ребёнок: Ёж высунул носик и стал пить молоко.

         Воспитатель: Что сделали дети? (ребёнок берёт картинку «дети играют» и ставит рядом).

         7-й ребёнок: Ребята пошли играть.

                   Воспитатель: А чем всё закончилось? (ребёнок берёт картинку «ёжик в лесу»)

         8-й ребёнок: Ёжик удрал обратно к себе в лес.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, вы вспомнили рассказ от начала до конца, а теперь нам нужно немножко отдохнуть.

 

Д.И. «Чистоговорки»

Воспитатель: Я бросаю вам мяч, вы проговариваете за мной чистоговорку и возвращаете мне мяч:

Ги-ги-ги – ножку ёж побереги.

Ди-ди-ди – очень много не ходи.

Ге-ге-ге – дай зажить больной ноге.

Ре-ре-ре – посиди пока в норе.

Ру-ру-ру  – жду весеннюю пору.

Ять-ять-ять – заживёт, пойдёшь гулять.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жа-жа-жа – есть ежата у ежа.

Жи-жи-жи – мне ежаток  покажи.

Жу-жу-жу – молока дадим  ежу.

 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. А теперь ребята, я расскажу рассказ ещё раз, слушайте внимательно.

- Ой, ребята, я, кажется, забыла несколько слов. Вы мне поможете? Подскажите нужные слова?

- Ходили ребята (по лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа (в шапку).

И принесли ежа (домой).

Налили ему (молока).

Развернулся ёж и начал есть (молоко).

А потом ёжик удрал к себе обратно (в лес).

 

Воспитатель: А теперь вы сами расскажите рассказ, только по очереди (Дети по одному предложению рассказывают рассказ по картинкам).

- Какие вы молодцы, вы рассказали рассказ, а сейчас я вам покажу мультфильм про маленького ёжика.

 

Мультфильм.

 

Итог.

Воспитатель: Вам понравилось ребята? И мне понравилось, как вы занимались, как вы играли, как вы чётко и внятно повторяли за мной все чистоговорки. Мне понравилось, как вы составляли рассказ, подсказывали мне слова. А вам, что понравилось, ребята?

 

Сюрпризный момент.

Раскраска «ёжик»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_rasskaza_e.charushina_yozh.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ  рассказа Е.И.Чарушина «Ёжик»

(средняя группа)

Цель: формирование навыков пересказа короткого текста с использованием  ИКТ и картинок.

Задачи: формировать навык отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений; упражнять в проговаривании чистоговорок; согласовании существительных в косвенных падежах; развивать слуховое и зрительное внимание детей. Воспитывать любовь к животным.

 Методические приемы: отгадывание загадки, беседа, чтение,  рассматривание сюжетных  картинок, проговаривание чистоговорок; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Материалы: ноутбук, запись звука ёжика, сюжетные картинки, раскраска «ёжик»

 Интеграция видов деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Образовательные технологии: здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная.

Орг.момент

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

        

- А теперь отгадайте мою загадку, только дослушайте её до конца.

        Загадка

 Этот маленький зверёк

Не лисица, не хорёк.

Любит кушать он мышат,

Червяков и лягушат.

Каждый год в своей норе

Спать ложиться в ноябре.

Победить змею он может!

Он в иголках…это (ёжик) (Слайд1).

Подготовка к восприятию текста.

Воспитатель:  Как вы думаете, зачем у ежа на спине иголки?

Дети: Чтобы защищаться от хищников.

 Воспитатель: Кто самый страшный враг у ежа?

Дети: Лиса, волк, филин, сова.

Воспитатель: Как ёж спасается от врагов?

Дети: Он сворачивается в клубок и выставляет иголки.

Воспитатель: Ёж, это дикое или домашнее животное?

Дети: Ёж, это дикое животное.

Воспитатель: Какие звуки издаёт ёж?

Дети: Он фыркает, пыхтит, топает (запись звука ежа).

Воспитатель: Ёж ведёт ночной образ жизни. Если принести ежа домой, никто не будет спать, ни взрослые, ни дети, потому что ёж ночью топает, фыркает и сопит. А ещё ежи очень прожорливые.  Что ест еж?

Дети: ёж ест мышей, жуков, червяков, пьёт молоко.

Воспитатель: Что произойдёт, если дотронуться до иголок ежа?

Дети: Можно уколоться.

Воспитатель: Ёж друг всех садоводов, потому что поедает мелких насекомых и грызунов.

- Про ёжа, про это удивительное животное написано много сказок, рассказов, стихов и песен.

- Сейчас мы с вами поиграем.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(Сложить пальцы замком)

На спине иголки

очень – очень колкие.

(поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,

нам колючки показал,

(повертеть ёжика вправо, влево)

А колючки тоже

на ежа похожи.

(поднимать и опускать пальцы)

На ежа мы поглядим,

Молочка ему дадим,

(сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие

На спине иголки мы.

(погрозить пальчиком)

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом, который написал Е.И.Чарушин (Слайд2), Рассказ удивительный и очень интересный. Называется рассказ «Ёж». Запомнили? Как называется рассказ?

Дети: Ёж.

Воспитатель: Молодцы. Приготовили свои ушки, приготовили свои глазки, запоминайте, потому что потом мы будем этот рассказ пересказывать. Приготовились?

Дети: Да.

Воспитатель: Ходили ребята в лес (Слайд3).

И под кустом нашли ежа (Слайд4).

Ёж со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками. Везде иголки торчат (Слайд 5).

Закатили ежа в шапку, и домой принесли (Слайд 6).

Положили на пол, поставили молока в тарелочке, а ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал, и ещё целый час лежал, а потом вылез из под колючек чёрный ежинный носик и задвигался, чем вкусным пахнет?  Развернулся ёж, увидел молоко, стал он его есть, поел и снова шариком свернулся (Слайд7).  А потом ребята чем-то другим занялись, зазевались, ёжик и удрал к себе обратно в лес (Слайд 8).

Воспитатель: Вам понравился рассказ?

Дети: Да.

Воспитатель: У  Е.И. Чарушина все рассказы о животных замечательные и у нас будет время, чтобы эти рассказы почитать.

-Ну а теперь мы с вами попробуем вспомнить, как наш рассказ начинается, что было дальше, чем он закончился.

- Я приготовила картинки, которые вам помогут правильно и последовательно составить рассказ. Только в начале, ребята нужно вспомнить, как начинается рассказ, куда ребята ходили? (ребёнок берёт картинку «ребята в лесу» ставит её и говорит полным предложением)

        1-й ребёнок: Ребята ходили в лес.

        Воспитатель: Кого они нашли? (ребёнок берёт картинку ёжика и ставит рядом с первой).

        2-й ребёнок: Ребята нашли в лесу ежа.

        Воспитатель:  Что сделал ёжик, когда увидел ребят? (ребёнок берёт картинку с изображением свернувшегося ежика и ставит рядом со второй).

        3-й ребёнок: Он почувствовал страх и свернулся клубочком.

        Воспитатель: Почему ребята не укололись? (ребёнок берёт картинку и ставит рядом).

        4-й ребёнок: Ребята закатили его в шапку.

        Воспитатель; Куда они его в шапке принесли? (ребёнок берёт картинку ёжик в доме и ставит рядом).

        5-й ребёнок: Ребята принесли ёжика домой и дали ему молока.

        Воспитатель: Что сделал ёжик? (ребёнок берёт картинку, «ёжик пьёт молоко» и ставит рядом с предыдущей картинкой).

        6-й ребёнок: Ёж высунул носик и стал пить молоко.

        Воспитатель: Что сделали дети? (ребёнок берёт картинку «дети играют» и ставит рядом).

        7-й ребёнок: Ребята пошли играть.

                Воспитатель: А чем всё закончилось? (ребёнок берёт картинку «ёжик в лесу»)

        8-й ребёнок: Ёжик удрал обратно к себе в лес.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, вы вспомнили рассказ от начала до конца, а теперь нам нужно немножко отдохнуть.

Д.И. «Чистоговорки»

Воспитатель: Я бросаю вам мяч, вы проговариваете за мной чистоговорку и возвращаете мне мяч:

Ги-ги-ги – ножку ёж побереги.

Ди-ди-ди – очень много не ходи.

Ге-ге-ге – дай зажить больной ноге.

Ре-ре-ре – посиди пока в норе.

Ру-ру-ру  – жду весеннюю пору.

Ять-ять-ять – заживёт, пойдёшь гулять.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жа-жа-жа – есть ежата у ежа.

Жи-жи-жи – мне ежаток  покажи.

Жу-жу-жу – молока дадим  ежу.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. А теперь ребята, я расскажу рассказ ещё раз, слушайте внимательно.

- Ой, ребята, я, кажется, забыла несколько слов. Вы мне поможете? Подскажите нужные слова?

- Ходили ребята (по лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа (в шапку).

И принесли ежа (домой).

Налили ему (молока).

Развернулся ёж и начал есть (молоко).

А потом ёжик удрал к себе обратно (в лес).

Воспитатель: А теперь вы сами расскажите рассказ, только по очереди (Дети по одному предложению рассказывают рассказ по картинкам).

- Какие вы молодцы, вы рассказали рассказ, а сейчас я вам покажу мультфильм про маленького ёжика.

Мультфильм.

Итог.

Воспитатель: Вам понравилось ребята? И мне понравилось, как вы занимались, как вы играли, как вы чётко и внятно повторяли за мной все чистоговорки. Мне понравилось, как вы составляли рассказ, подсказывали мне слова. А вам, что понравилось, ребята?

Сюрпризный момент.

Раскраска «ёжик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"...

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы "Светофорик" в образовательной области "Познание" Тема: "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Воробей" с использованием мнемотехники

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА  Е. ЧАРУШИНА "ВОРОБЕЙ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ1.     Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.2....

Пересказ рассказа Е.Чарушина "Лисята"

учим пересказывать рассказ Е.Чарушина "Лисята", согласовывая прилагательные с существительными, пользоваться восклицательными интонациями...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...

"Пересказ рассказа Евгения Чарушина «Лиса»

Конспект занятия по развитию речи в старшей  группе....

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию....

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи....