№ п/п | Название игры, цель. | | Содержание | | Игра « Антологическое лото» ( старший дошкольный возраст) Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы. | Ход игры: Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы воспитатель перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т. д. | | Игра «Объяснялки» (игра для детей с 3-х лет) Цель: развивать логическое мышление, связную речь. | Ход игры. Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. - В саду стояла яблонька, на которой … - Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их собирала. - Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… - Варила вкусное варенье. - Варенье было вкусное, поэтому… - Внуки ели его прямо ложками.. | | Игра «По кругу» (старший дошкольный возраст) Цель: автоматизация определенного звука. Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком | Ход игры: Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок. | | Игра «Предложения по цепочке» (старший дошкольный возраст Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок. | Ход игры: Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т. д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. | | Игра «Паровоз» (для детей с 4х лет) Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза. | Ход игры: Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т. д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок. | | Игра «Что таким бывает?» (для детей с 4х лет) Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком | Ход игры: Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Воспитатель задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т. д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек. | | Игра «Необычные загадки» (для детей с 4х лет) Цель: автоматизация определенного звука. Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза. | Ход игры: На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, воспитатель дает им шуточные имена-дразнилки. Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза. Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т. д. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку. Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки. В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку. | | Игра «Запоминай-ка» (для детей с 5 лет) Цель: автоматизация определенного звука Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком | Ход игры: Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Воспитатель предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь - велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т. д. После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, воспитатель предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т. д. Проверяя правильность ответов, воспитатель показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью– велосипед и т. д. | | Игра «Кто что делает?» (для детей с 3х лет) Цель: автоматизация определенного звука; активизация глагольной лексики. Оборудование: картинки на заданный звук | Ход игры: В центре стола раскладываются картинки. Воспитатель задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет,падают, стоят, сидят и тд | | Игра «Полиномы фантазии». (для детей с 5 лет) Цель: обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами; развитие мышления, воображения. | Ход игры. Загадать любое слово из 3 букв. Д О М Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные) Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие) Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний. | | Игра «Создание лимерика» (для детей с 4х лет) Цель: учить детей подбирать рифму к заданному слову. Развивать фантазию, мышление. | Ход игры. Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась. Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок) Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал) Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал) Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал) Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем. В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни. Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик. | | Игра «Вертолина» (для детей с 4х лет) Цель: способствовать расширению и активизации словарного запаса детей. | Ход игры: поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов. | | Игра «Пароль» (для детей с 4х лет) Цель: развивать память. | Ход игры. Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число». Возможные варианты детей: • Три медведя • Три толстяка • Волк и семеро козлят • Белоснежка и семь гномов • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях • Дочь семилетка • Семь Симеонов • Три калача и одна баранка • Мудрая девица и семь разбойников Али Баба и сорок разбойников | | Игра «Угадай, чьи следы, хвост, лапа, уши?». (для детей с 4х лет) Цель: образование притяжательных прилагательных | Ход игры. Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке». Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят: • След медведя – медвежий след • След птицы – птичий след; • След зайца – заячий след • След волка – волчий след Аналогично про хвост, уши, лапы | | Игра «Наоборот» (для детей с 4х лет) Цель: активизировать в речи детей прилагательные. | Ход игры. Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением. Добрый – злой Трудолюбивый - ленивый Вежливый - грубый Грустный - веселый Радостный – печальный Сытый – голодный Трусливый – храбрый Вредный – полезный Щедрый – скупой Упрямый – покорный | | Игра "Хорошо - плохо" (Метод контрольных вопросов) (для детей с 3х лет) Цель: обучать детей находить в предметах и явлениях противоречия. Совершенствовать умение высказывать свои предположения. | Ход игры. — Ребята, вы рады, что весна наступила? — А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.) — Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т. д.) Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например: - В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет. - Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость. - А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку. Вопросы к детям: • Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий? • Что в этом хорошего? • А что плохого в том, что шарик легкий. | | Игра «Мои друзья» (для детей с 3х лет) Цель: обогатить словарный запас детей существительными. Развивать память, мышление. | Ход игры. Воспитатель: «Я – воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать». Дети называют объекты и изображают. | | Игра «Да-нетка» (линейная) (Метод контрольных вопросов) (для детей с 4х лет) Цель: обучать детей умению задавать вопросы. | Ход игры. Воспитатель предлагает детям среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте умные, интересные вопросы. — Это живое? – Да. — Живет в воде? – Нет. — Живет на земле? – Да. — Живет в лесу? – Нет. — Живет дома? – Да. — Это мама? – Нет. — Это мальчик? – Да. (Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика). Это мальчик Вова. | | Составление сказки методом «Каталога» (для детей с 3х лет) Цель: развивать мышление, связную речь. Дидактическое упражнение «На что похоже?» (Метод графической символической аналогии). (для детей с 4х лет) Цель: развивать логическое мышление. Обогащение словаря детей существительными, прилагательн | Алгоритм составления сказки. Воспитатель предлагает совместно придумать сказку как настоящие сказочники. С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т. д.) Вопросы: • Жил-был... Кто? • Какое добро умел делать? • Встретил кого злого? • Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? • Был у нашего героя друг. • Как он мог помочь главному герою? • Что стало со злым героем? • Где наши друзья стали жить? • Что стали делать? По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации. Ход игры. Вова приготовил для вас загадку: Днем оживает, Ночью засыпает. (Выставляется графическая модель загадки о сосульке) — На что похожа сосулька? (На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку). — Давайте назовем красивые слова о сосульке. Сосулька какая? (Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, прозрачная, острая) | | | | | | | | Дидактическое упражнение «Что это может быть?» (Метод ассоциаций) (для детей с 3х лет) Цель: обогащение словаря; развитие логического мышления. | Ход игры. - Что может быть круглым и красным? (помидор, мяч, вишня, воздушный шарик, яблоко…) - А что еще может быть мокрым и блестящим? (Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина…) | | Игровое задание «Добавь словечко» (Метод прямой аналогии). (для детей с 3х лет) Цель: обогащение словаря. | Ход игры. Яркое, теплое (Что?)– солнце Руки, лужи (Какие?) – грязные Снег, мороженое (Что делают?) – тают Звенит, бежит (Что?) — ручей Котенок, девочка (Какие?) – маленькие Чашка, тарелка (Что делают?) – стоят | | «Дидактический мяч» (для детей с 3х лет) Цель: активизировать в речи детей антонимы. | Ход игры. Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться. | | Игра «Увеличение – уменьшение». (для детей с 3х лет) Цель. Обучать детей умению высказывать свои мысли. Согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. | Ход игры. - Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить. Показываю детям огромный карандаш, теперь он похож на волшебную палочку. Что бы вы хотели увеличить или уменьшить? Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. Хотела бы увеличить выходные. Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. Усложним эту игру дополнительными вопросами: Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы) - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы. | | Игра В «Стране небывалой». (для детей с 3х лет) Цель: формировать навыки доказательной речи. | Ход игры. Воспитатель: нелепицы по картине найдите, что неправильно нарисовал художник-шутник, и почему так в жизни не бывает, объясните, в чем нелепость и неправдоподобность. | | Игра «Что умеет делать?» (для детей с 3х лет) Цель: развивать связную речь. Активизировать в речи детей глаголы. Развивать воображение. | Ход игры. Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и. т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей? | | Игра «Мои друзья». (для детей с 3х лет) Цель: формировать у детей навыки обобщения. | Ход игры. Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей. - Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы. | | Игра «Что было – чем стало» (для детей с 3х лет) Цель: обогащать словарь детей существительными. Развивать память, логическое мышление. | Ход игры. Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала: - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички). - Было зёрнышком, а стало…(деревом) - Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и. т.д. - Было зелёным, а стало жёлтым. Что это? Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан. | | Игра «Паровозик» (для детей с 4х лет) Цель: формирование понятий «прошлое объекта», «объект в настоящем», «объект в будущем». | Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». | | Игра «Помоги Золушке» (для детей с 4х лет) Цель: нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи | Ход игры: Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить? Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую скалку, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и. т.д. | | Игра «Коллаж из сказок» (для детей с 4х лет) Цель: развивать связную речь; согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; фантазию. | Ход игры. В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет… Затем сказка продолжается совместно с ребёнком. | | Игра «Знакомые герои в новых обстоятельствах». (для детей с 4х лет) Цель: развивать связную речь, воображение, фантазию. | Ход игры. Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет. | | Игра «Робинзон Крузо» (старший дошкольный возраст). Цель: Учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации. | Правила игры: Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность. Ход игры: Воспитатель: Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека? Дети: Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. Воспитатель: Молодцы! Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества ручек. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи? И так далее. | | «Аукцион (со старшего дошкольного возраста). Цель: Учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета. Правила игры: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение. | Ход игры: Воспитатель: Для чего нужна линейка? Дети: Для того, чтобы измерять чего-то. Воспитатель: А как еще можно использовать линейку? Дети: Вместо указки, помешать ею что - то, спину почесать. В цель метать. Воспитатель: А как? Дети: На кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать. | | Игра «Найди друзей» (для детей с 4х лет) Цель: Учить детей выделять функцию предмета, и называть кто эту функцию еще может выполнить. Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция». | Ход игры: Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд. Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь. | | Игра «Путешествие растений» (для детей с 4х лет) Цель: уточнить знания детей об условиях существования растений. Побуждать к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате взаимодействия объекта с окружением. | Ход игры. На горизонтали – карточки с изображением растений: берёза, клюква, роза, кактус. На вертикали – карточки с изображением местности: тайга, болото, парк, пустыня. Р. З: Выбери растение, положи карточку в нужную клетку таблицы и расскажи, где оно живёт. Ф. З: Помести карточку с изображением в другую клетку таблицы (в необычное место обитания). Расскажи, что или кто поможет ему выжить в этих условиях. | | Игра «Если вдруг» (для детей с 4х лет) Цель: Развивать у детей творческое воображение, умение находить выход из сложившейся ситуации. | Ход игры. Воспитатель предлагает детям некоторые ситуации и предлагает решить проблему. Ситуация. Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ножницы… Что тогда произойдёт? Чем это можно заменить. Ситуация. Если бы у меня была: Живая вода; Цветик – семицветик | | Игра «На что похоже» (проводится со 2 младшей группы) Цель: Игра на сравнение систем | Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д. | | Игра «Давай поменяемся» (проводится с середины средней группы) Цель: Игра на сравнение систем | Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект. Ход игры: Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота. Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком. Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать. Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком. | | Игра «Фантазия» (проводится с середины средней группы Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы. | Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками). - все учебники - все спички - ручки - ластики. | | Игра «Волшебные картинки» (проводится со старшей группы Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами). Игра на классификацию объекта | Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. | | Игра Пространственная «да – нетка» (проводится с середины средней группы с игрушками, геометрическими формами) Цель: обучение мыслительному действию. | Ход: Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5(10,20) игрушек. Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине). Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам. Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (слева) от середины? Затем дети делят лист по горизонтали: - Это ближе - дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине?) В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы. | | | Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. | | Игра «Назови часть предмета» (со 2 младшей группы) Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части. | Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет): -ДОМ. Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта: - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…) | | Игра «Раньше – позже» (со средней группы) Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию. | Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после. Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже? Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка ( мама кормила свою дочку). И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий. | | Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?» (со средней группы) Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части. | Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту. Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу). - Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка). - Что можно сказать об объекте, в котором есть сор? (это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора). |
|