«Формирование речевого этикета как средство развития речи»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка
Вариативная часть программы
тема:
«Формирование речевого этикета
как средство развития речи»
Воспитатель: Татьяна Викторовна Носова
с. Леуши
Богатство общества складывается
из многообразия составляющих его
индивидов, потому что высшая цель
воспитания - сам человек.
В. А. Сухомлинский
Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А.С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - всего это для ребенка имеет большое значение».
Если понаблюдать, как разговаривают между собой дошкольники, можно заметить, что многие из них кричат, явно подражая кому-то из взрослого окружения. Между тем, каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться неправильным, ошибочным.
Этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В последнее время роль этикета в нашем обществе - как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей. Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета:
• Думай, кому говоришь.
• Думай, что говоришь.
• Думай, где говоришь.
• Думай, зачем говоришь.
• Думай, какие из этого будут последствия?
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Ребёнок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, в детском саду взрослому необходимо всегда приветствовать любого гостя группы, доброжелательно к нему относиться. Беседуя с родителями, воспитатель дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника. Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета.
Исходя из всего выше сказанного, я определила для себя следующую тему самообразования «Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста» и поставила проблему: определить содержание и педагогические условия формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста.
Цель работы состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию этикетного речевого поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
- Познакомить детей с понятием этикет.
- Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
- Учить детей соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.
- Учить детей поступать с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Помочь быть внимательными.
Используемые методы: наблюдение, беседа, анализ литературы, тестирование, анкетирование.
Формы работы работа с семьей и с педагогами: деловые игры, сообщения, анкетирование, дискуссии, беседы, педагогические ситуации и т.д. что также отражено в плане программы.
Срок реализаций: 2017-2021 г.
Ожидаемые результаты систематической работы над темой:
- Развитие у детей навыков взаимодействия с окружающим миром;
- Умение эмоционально откликаться на различные проявления окружающего мира;
- Развитие у детей самостоятельности, самоуважения, толерантности по отношению друг к другу;
- Умение выражать свои мысли;
- Приобретение словарного запаса, в соответствии с возрастными нормами и этикетного речевого выражения;
- Развитие личностного, творческого и интеллектуального потенциала детей.
- Осуществление интеграций различных видов деятельности взрослых и детей;
- Расширение взаимодействия всех участников образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей социума).
При составлении календарного планирования указываются темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями.
Вся работа строится на основе подробного, тщательного ее анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...
Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...
Пособие лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей.
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различ...
Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей
Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...
Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»
В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...
Пособие лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей
Пособие лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей...