Мастер класс "Речевые игры"
материал по развитию речи

 Материал будет полезен педагогам и родителям для развитя речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_rechevye_igry.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №27»Петушок»

Мастер класс для педагогов

«Речевые игры»

                                                                          Составитель: Морозова Т.В.

г. Камень – на – Об

Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Существует трёхступенчатая мотивация игры: «хочу!»- «надо!»- «могу!». Именно это является основным механизмом её влияния на личность, секретом самовоспитания

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

В детском саду мы большое внимание уделяем обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Шестилетнему ребенку  очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук».

И здесь на помощь приходит игра, в которой часто очень сложное становится понятным и доступным.

Предлагаемые игры помогут дошкольникам закрепить звуковой анализ слова, делить слова на слоги, определять ударный слог, выделять первый звук в слове, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слоги, моделировать новые слова и способствовать подготовке к чтению. Все они разнообразны, носят обучающий и развивающий характер, обеспечивают прочное усвоение детьми знаний, умений и навыков, помогут открыть дошкольникам удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями.

Игры можно использовать как на специально организованных занятиях, так и в других видах деятельности, например, некоторые из них проводить на прогулках как подвижные или применять для  организации кружковой работы по подготовке к школе.

Любое занятие начинаем с приветствия друг друга.

Приветствие: « Здравствуй, друг!»

Дети стоят кругу, педагог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Вот с таким настроением мы и продолжим наше общение.

Первые  игры  на умение детей составлять предложения.

Игра «Юные поэты»

Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки – точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:

В норке жили – были мышки,

А на столе лежали пышки.

Игра « Подскажи словечко »

Педагог раздает детям картинки, просит закончить предложение и обвести предмет, который это слово обазначает.

Зиме конец, летит …(скворец)

У себя в саду Андрейка поливал цветы из…(лейки)

     Прицепившись к задней шине,

     Мишка едет на ….(машине)

     

      Кто альбом раскрасит наш?

      Ну конечно…(карандаш)

Игры на  развитие фонематического слуха, на умение выделять звук в слове, придумывать слова с заданным звуком

Игра «Скажи правильно»

 Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя звук  в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

     Хвост с узорами,

сапоги со шторами.(шпорами)

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.(дом)

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.(в почках)

Жучка будку (булку) не доела -

Неохота, надоело.

На островок налетел ураган,

На пальме остался послушный баран. (банан)

Игра «Сочиняем сказку»

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки)

Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей – зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка, матрешка и т. д.)

Зайчата были рады!

Игра на выразительное произнесение слогов.

 

Стихотворение "Домик" звук [ц].

 Дети повторяют последние слоги в строке с нужной интонацией и ритмом (2 раза по 3 раза).

 

1. Есть у домика крыльцо (Руки соединяются над головой, весело произносим: цо-цо-цо, цо-цо-цо)

2. Сидит Ваня на крыльце (Руки на поясе, повороты, важно произносим: це-це-це, це-це-це)

3. Нет усов у молодца (Пожимаем плечами растерянно, грустно: ца-ца-ца, ца-ца-ца)

4. Молодцу усы к лицу (показываем усы левой и правой рукой, гордо произносим: цу-цу-цу, цу-цу-цу)

Следующая игра   направлена на умение детей делить слова на слоги.

Игра «Отгадай-ка»

Детям раздаются  картинки, воспитатель читает загадки. Задача детей отгадать загадку и под предметом-отгадкой нарисовать прямоугольник. Разделить его на столько частей, сколько слогов в его названии.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

 А всего одна игрушка. (матрешка)

 

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (часы)

Вильнет хвостом туда-сюда,

И не останется следа. (рыба)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это?. (лиса)

Упадет –поскачет,

Ударишь – не плачет. (мяч)

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

В заключение, скажу: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда много припасено  историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайками пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный мир слов, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»

Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...

мастер - класс "Игры наших мамочек"

Этот материал будет интересен как воспитателям, так и родителям, желающих самостоятельно воспитывать и развивать своих детей. Он содержит опыт родителей - воспитателей семейных детских садов с описани...

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»

     Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

Мастер-класс "Игры взрослых, игры детей"

Тема: «Игры-путешествие на участке детского сада»Цель: Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации игр-путешествий в дошкольном образовательном учреждении...

Мастер-класс "Играем с детьми в подвижные и малоподвижные игры"

Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх....

Мастер - класс "Учимся мастерить и играть".

Мастер- класс организован с целью познакомить родителей с разновидностями дидактических игр, и способами их изготовления в домашних условиях, активизировать знания родителей о применении дидактич...