Игры-молчанки при заикании
методическая разработка по развитию речи

Томишинец Дарья Юрьевна

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_-_molchanki_pri_zaikanii.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

При заикании применяются различные комплексные средства воздействия (медицинские, педагогические). Одним из звеньев такого комплекса является щадящий режим (общий и речевой), который поможет успокоить ребенка и создать условия для затухания неправильной речевой привычки. Общий щадящий режим зависит от уклада жизни в семье. Это:

  1. взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их
    отношение к детям;
  2. отношение взрослых к речевому дефекту ребенка;
  3. общий режим дня;
  4. ограничение общения с детьми и взрослыми;
  5. сокращение до  минимума  всех зрелищных  мероприятий;
  6. организация досуга заикающегося ребенка.

В период щадящего режима необходимо ограничить контакты детей с новыми для них людьми, так как заикающиеся дети в сравнении с другими более впечатлительны, легко возбудимы и быстро истощаемы. От чрезмерного веселья они нередко переходят к слезам: быстро устают, не могут переключиться и начинают плакать.

Нужно также постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездка в гости, посещение детских праздников, театров, кинотеатров, музеев и т. п.). По этой же причине желательно ограничить просмотры телепередач.

Режим относительного молчания (щадящий речевой режим) поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит нервную систему ребенка к формированию правильного речевого навыка.

Щадящий речевой режим создается:

1)        ограничением речевого общения детей;

2)        примером спокойной, четкой речи взрослых;

3)        проявлением тонкого педагогического такта (особенно при

исправлении речевых ошибок);

4)        организацией игр-молчанок.

Логопедические занятия обычно начинаются с режима молчания. Создать такой режим в домашней обстановке для детей младшего возраста особенно трудно. Конечно, полностью лишить их речевого общения невозможно, но режим относительного молчания выполнять можно и нужно. Для этого необходимо снизить речевую активность заикающегося (ребенок должен как можно меньше разговаривать с окружающими его людьми). Нельзя демонстрировать его успехи (чтение стихов, загадок, рассказывание сказок), а также задавать ему вопросы, требовать от него рассказов об увиденном и услышанном и т. д.

В период относительного молчания родители могут организовывать такие игры, чтобы дети как можно меньше говорили, а больше слушали правильную речь взрослых. Для уменьшения напряженности речи заикающегося уместно воздействовать на него в естественных условиях детской игры, заинтересовать его необходимостью помолчать. Такие игры, как молчанки, безусловно, помогают исключать разговорную речь в этот период. Продолжительность этих игр может быть разной — от 10 до 40 минут, иногда больше часа, в зависимости от того, как проигрывается сюжет молчанки. Перед началом игры следует образно рассказать о ее содержании и цели, объяснить, что главное условие — молчание. Молча можно рисовать, вырезать, вышивать, выпиливать, делать аппликации; играть в разведчика, в охоту, в подводное плавание и т. п.

Для проведения игр-молчанок оформляется специальный альбом. В этом альбоме ребенок делает рисунки, аппликации или наклеивает в него картинки по сюжету игры-молчанки. Под каждой работой ребенка взрослый рисует домик с треугольной крышей. Под крышей ставится дата, а внутри домика — оценка за точное выполнение условий игры.

Игровая система поощрения организуется с учетом склонностей ребенка и необходима в дальнейшем для воспитания речевого самоконтроля.

Предлагаем некоторые игровые ситуации для периода относительного молчания.

1. «Молчанка». Взрослый ставит на видном месте часы (детям особенно интересно, если это песочные часы) и объявляет: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того — фант». В течение определенного времени ребенку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой и т. д. Проигравший ребенок, по предварительному уговору, должен отдать любимую игрушку или значок и т. д. Взрослый прячет фант, а потом выдает его как выигрыш в следующей игре.

2. «Спит добрый волшебник». Условия игры даются в виде сказки: «...Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город...» В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража» или наградить «Волшебным жезлом» (заранее приготовленной    красивой    «волшебной»    палочкой),    а    вечером    ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (например, пускать мыльные пузыри, стать принцессой, надев мамины наряды, и т. п.).

3.        «В кино» (или «В театре»). Взрослый предлагает ребенку другие условия игры-молчанки: «...Теперь мы отправимся в кино (в   театр).   В   зрительном   зале   полагается   сидеть   спокойно, не   разговаривать,   чтобы   не   мешать  другим...»   В   это   время ребенок смотрит сам  или  показывает своим  куклам открытки, альбом, книги, диафильмы. В альбоме в конце игры появляется нарисованный в домике флажок и присваивается звание «Лучший зритель».

4.        «В   библиотеке».   Взрослый   рассказывает   о   библиотеке и сообщает условия игры: «...В читальном зале все люди молча читают.   Разговаривать   нельзя,   чтобы   не   мешать   другим...» Ребенку   можно   посоветовать   устроить   библиотеку  для   своих игрушек. Кукол, мишек, заек и других рассадить, перед каждым положить  книжку,  которую  библиотекарь  обязательно  должен и  сам  прочитать   (просмотреть).   Перед игрой  можно  посетить с   ребенком  детскую  библиотеку.   Показать   и   рассказать  ему, как работает библиотекарь  (эти сведения потом  могут понадобиться  в  сюжетно-ролевой  игре  на логопедических  занятиях). Во    время    игры    «в   библиотеку»    можно    почитать    ребенку новую книгу, но строго по речевым правилам. По иллюстрациям задавать  вопросы,  требующие однословных ответов.   Во  время других   игр   чтение   новых   книг   резко   ограничивается — это соответствует требованиям общего щадящего режима. В течение всего этого периода речевой материал, в том числе и материал для чтения, подбирается строго по указанию логопеда. В конце игры ребенок получает звание «Отличный читатель». В домике, нарисованном в альбоме для домашних заданий, изображается развернутая книга.

5.        «Аквалангист».   Эта   игра-молчанка,   как   и   предыдущие,

начинается с  рассказа  взрослого:  «...В  морях,  на  разной  глубине,   очень   интересно:   там   плавают   удивительные   рыбы,   наскалах   растут   красивые   водоросли,   кораллы,   а   под   камнями прячутся   огромные   крабы...   Смелые   аквалангисты   в   масках опускаются  на  дно моря,  молча  изучают его обитателей.  Под водой    нельзя    разговаривать — иначе   можно   захлебнуться...» К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей или предложить малышу все это нарисовать и вырезать. Можно сделать маску, подводное ружье, ласты. После ряда «погружений» «на   берегу»   можно  рассмотреть  собранные  дары   моря.   Дети должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы взрослых.   В   конце   игры   ребенок   получает   звание   «Лучший аквалангист». В домик на странице альбома «заплывает золотая рыбка».

6.        «Фотоохота». Взрослые рассказывают о фотоохоте и знакомят с правилами игры: «...Есть особые охотники — они приходят в лес не с ружьем, а с фотоаппаратом. Они делают снимки диких животных. Для этого надо совсем тихо подойти к животному. Надо уметь молча, спокойно сидеть в укрытии, ожидая, когда появится интересная птица. Нельзя сейчас разговаривать — начинается фотоохота...» К этому сюжету можно вместе с ребенком изготовить «фотоаппарат» из любой коробочки, показать ему иллюстрации из соответствующих книг и журналов (например, «Юный натуралист»). Рассказать о повадках диких животных. Ребенок может сделать фотоальбом «Моя охота», т. е. срисовать на отдельные листки бумаги животных (это его «фоторабота») и наклеить их в свой альбом. В конце игры ребенок награждается званием «Умелый фотострелок», в домик в альбоме «залетает птица». Если игра длится неделю и всю неделю соблюдается режим молчания, можно в качестве награды совершить поход в кинотеатр на просмотр фильма о животных или подарить книгу о животных и т. п.

7.        «В горах».  «...Путешественники  идут по  горным  тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места.  Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие  шапки  снега,  начнется  обвал.   В  горах  на  трудных переходах  всегда  соблюдают  полную  тишину...»  Здесь  можно использовать   рюкзак,   палку,   компас,   спортивную   обувь.   На «привале»  можно спеть песни,  послушать четкое чтение   (рассказ)    взрослого.    В    конце    игры   участникам    присваивается звание «Отважный турист». После игры в альбоме изображается горный цветок.

8.        «В больнице». «...Давай посмотрим, все ли твои игрушки здоровы.   Вот  у   мишки   отрывается   лапа.   У   зайца,   кажется, болят  уши.   Надо  их  подлечить.   Кто  же   может  это  сделать? Ты?  Хорошо!  Значит,  ты —доктор!  Твои  игрушки  заболели — теперь  им   нужна  тишина...»  Доктор  спокойно  лечит  игрушки по   совету   и   с   помощью   взрослых,   перевязывает   зайцу  уши, пришивает   мишке  лапу,   ставит   градусник   кукле,   укладывает всех спать, чтобы скорее поправились. «А когда больные спят, никто   не   разговаривает...»   Подбирается   повязка   с   красным крестом,  градусник   (игрушечный,  предмет,  условно  названный градусником,   нарисованный   и   вырезанный   самим   ребенком), шприц,  таблетки,  пузырьки  с лекарством,  фонендоскоп  и т. п. В   конце   игры   ребенок   получает   звание   «Добрый   Айболит». В домике в альбоме появляется красный крест.

9.        «Рыболов».  Перед началом игры взрослый рассказывает: «Рано утром на берегу реки сидит с удочкой рыболов. Насадит червячка на крючок, забросит в воду леску. Тихо сидит, дажене шевелится, чтобы рыб не распугать, и смотрит на поплавок. Как  рыбка  начнет  клевать червячка,  поплавок  зашевелится  и уйдет под воду. Тогда рыбак вытаскивает удочку и на крючке награда   за   молчание   и   терпение — серебристая   рыбка.   Ты, рыбак,   молча  и  спокойно  полови  рыбку,  а  в  конце  игры  мы вместе  подсчитаем твой  улов  и  рассмотрим  пойманных  рыб».

Ребенок один играет в настольную игру «Поймай рыбку». В конце игры сам считает вслух пойманных рыб и называет их. Если нет этой настольной игры, то во время игры-молчанки можно предложить, чтобы он в своем альбоме нарисовал рыбака с удочкой на берегу реки или слепил из пластилина. Главное, чтобы он был занят и молчал.

Молчаливые игры можно проводить по сюжетам литературных произведений, которые прочитывает взрослый. Ребенок молча слушает, изображает действие персонажа и произносит отдельные слова или звукоподражания. Молча рисует или мастерит поделки по теме прослушанного.

Басня Крылова «Ворона и Лисица». ...Пока Ворона молчала, у нее был кусочек сыра, а как каркнула, сыр выпал из клюва...

Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница». ...Утки несли на прутике лягушку над лесами, реками и селами. Лягушка молча крепко держалась за прутик. Но вот утки полетели ниже и лягушка услыхала: «Утки лягушку несут, и кто же это придумал?» — кричали взрослые и дети. И тут лягушка громко квакнула: «Это я, это я придумала». Выпустила прутик изо рта. Утки на лету не сумели ее поймать, и лягушка шлепнулась в болото...

Сказка Ушинского «Ворона и рак». ...Ворона сидела на вербе над озером и держала во рту рака. Пока рак расхваливал ее родственников, ворона, не раскрывая рта, отвечала: «Угу». Но рак стал расхваливать ворону. Она крикнула: «Ага!» Раскрыла клюв, и рак упал в озеро...

Сказка Г. X. Андерсена «Дикие лебеди». ...Элиза молчала до тех пор, пока она не сплела из крапивы одиннадцать рубашек, чтобы спасти своих братьев от чар злой колдуньи...

Сюжетами для игр могут быть и диафильмы, мультфильмы, стихи (например, «Поиграем» И. Токмаковой, «Про машину» Л. Берестова, «Никита охотник» Е. Чарушина и т.д.).

Игры-молчанки помогают создать охранительный режим и делают его для детей менее обременительным. Частичное проведение режима молчания (если ребенок посещает общий детский сад) также полезно, так как, приходя домой после насыщенного эмоциями и многоречивостью дня, благодаря режиму охранительного молчания он побудет в тишине и покое перед сном.

Рекомендации:

Организация специального охранительного режима для заикающихся

Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другой, мягкое преодоление возможных негативистических установок ребенка. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т.д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения ребенка был в это время максимально сужен.

Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми должно быть ограничено. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение ребенка было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Родители при общении с ребенком и между собой в присутствии ребенка должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются логопедом.

Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон речи, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует.

При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.

В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-“молчанок”.

Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной. У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания.

Этот режим возможен постольку, поскольку взрослые могут осуществлять сознательный контроль за своей речевой активностью.

Такой режим в различных реабилитационных системах может проводиться на разных этапах коррекционного воздействия. Длительность режима молчания у взрослых заикающихся может быть также различной: от 1 суток до 10-12 дней. В этой возрастной группе очень важным является сочетание “режима молчания” с интенсивным психотерапевтическим воздействием, направленным на эмоциональную перестройку и перестройку личностных установок.

В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.

Как известно, у заикающихся как мимика, так и жестикуляция могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики, пантомимики.

В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.

Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствуют получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.

Использованная литература:

  1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
  2. Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.-- 2-е изд., перераб1. и доп.— М.: Просвещение, 1993.— 223 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Игра-молчанка для заикающихся детей с использованием аппликатора Кузнецова

Это авторская "Сказка про Ежика, который потерялся", для  заикающихся детей с использованием аппликатора Кузнецова и другого нестандартного оборудования.Сказка может использоваться как для детей...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...