«Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи (средняя группа)

Доклад и призентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА») Воспитатель: Спирина Ольга Сергеевна 2022 г.

Слайд 2

Целью применения мнемотехники является обучение детей говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагая свои мысли. 2

Слайд 3

Проблема: Дети разучились рассказывать, рассуждать, красиво говорить; Детям сложно выразить свои мысли, так как диалогическая и монологическая речь развиваются медленно. Задача: совершенствование монологической речи. 3

Слайд 4

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; • неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение; • бедность речи; • недостаточный словарный запас; • употребление нелитературных слов и выражений; • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Затруднения в развитии речи детей:

Слайд 5

Мнемотехника , или мнемоника, в переводе с греческого - « искусство запоминания ». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь; мелкую моторику рук.

Слайд 6

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника: помогает упростить процесс запоминания развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Слайд 8

Мнемоническое запоминание состоит из: 1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено 2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы 3 этап. После перекодирования осуществляется воспроизведение стихотворения. В младшей и средней группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно. 4 этап. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . 27.01.2022 Мнемотехника для детей и родителей 4

Слайд 9

Мониторинг речевого развития, развития памяти и внимания средней группы «Б» в начале учебного года:

Слайд 10

Подготовительный этап: Постановка проблемы и цели. - Подбор методической, дидактической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; - Составление перспективного плана работы по проведению проекта; - Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой; - Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала. 27.01.2022

Слайд 11

Работа с родителями по направлению: Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц , мнемодорожек ; Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»; Выпуск буклетов; Выступление на родительском собрании по теме с предложением проведения в группе проекта «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста». 27.01.2022

Слайд 12

Опыт работы по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники: Нами использовались предметные, предметно – схематические и схематические мнемотаблицы . Во время заучивания детьми стихотворения про весну А. Н. Плещеева: Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. мы изображали травку — , солнышко — , сени— . Далее нами осуществлялось заучивание стихотворения по мнемотаблице , что помогало детям запомнить логическую последовательность символов (образов). 7 из 7 детей заучили стихотворение проговорив его не более 3 раз. 5

Слайд 13

Мнемотехника в театрализованной деятельности: Постановка театрализованной сценки «Кошкин дом» 27.01.2022

Слайд 14

Открытое занятие НОД по познавательно-речевому развитию «В гости к сказке мы идем» с применением приемов мнемотехники. Цель: формирование общей культуры личности, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. Образовательные задачи: активизировать речь детей, обогащать словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей: учить участвовать в беседе, окрашивать интонационную сторону речи. Развивающие задачи: Развивает у детей творческую фантазию. Воспитывающие задачи : Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать в команде. Итог занятия: дети отвечали активно; не стеснялись говорить; не боялись, что их ответ может оказаться не правильным; прислушивались к своим одногрупникам ; отметилось отличное настроение у всех детей на протяжении всего занятия.

Слайд 15

Заключительный этап (январь): - Проведение итоговой диагностики; - Обобщение и распространение полученных результатов. В результате: Разработан план - программа по развитию речи с использованием мнемотехники; Создана материальная база для использования мнемотехники в ДОУ; Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники; Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции; У детей расширился и обогатился словарный запас , произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира; Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей.

Слайд 16

Вывод: С помощью мнемотехники Развивается связная и диалогическая речь. Развивается умение с помощью графических ассоциаций запоминать и рассказывать знакомые сказки и стихи Развивается у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки Развиваются психические процессы: мышление, внимание, воображение, память 4

Слайд 17

Результат использования мнемотехники: 3

Слайд 18

Список литературы: Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка -пресс. 2006.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»)

Тема доклада:

 «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста»

Выполнила: Спирина Ольга Сергеевна

Воспитатель

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Цель………………………………………………………..

3

2.        Проблема………………………………………..…………

3

3.        Задачи………………………………………………………

3

4.        Затруднения в развитии речи детей……………………..

3

5.        Термин мнемотехника………….………………………….

4

6.       Для чего нужна мнемотехника для дошкольника………………………………………………………

7.       Как применять мнемотехнику в детском саду…………..

8.      Мониторинг речевого развития, развития памяти, внимания …………………………………………………………..

9.    Подготовительный этап…………………………………….

10.    Практический этап………………………………………….

11.    Заключительный этап………………………………………

12.    Вывод………………………………………………………..

4

4

6

6

6

10

11

Список использованной литературы……………………………

12

Возраст детей – средний дошкольный (4-5 лет)
Группа комбинированного типа.
Период выполнения - сентябрь 2021г. – январь 2022г

Целью применения мнемотехники является обучение детей говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагая свои мысли.

Проблема.

Наши дети разучились рассказывать, рассуждать, красиво говорить.

Цифровые приложения заменяют общение, детям нравятся телефоны. Детям сложно выразить свои мысли, так как диалогическая и монологическая речь развиваются медленно.

Поэтому главной   задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается с помощью пересказа, составления описаний предметов, явлений природы, создание творческих рассказов, заучивание стихов и  составления рассказов по картине.

Затруднения в развитии речи детей.

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

•        неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;

•        бедность речи;

•        недостаточный словарный запас;

•        употребление нелитературных слов и выражений;

•        бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ


Мнемотехника, или мнемоника,

         в переводе с греческого  - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:

  • ассоциативное  мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • связную речь
  • мелкую моторику рук

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

       Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто   потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемоническое запоминание состоит из:

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней  изображено

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы

3 этап. После перекодирования осуществляется воспроизведение  стихотворения. В младшей и средней группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

4 этап. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Мониторинг речевого развития, развития памяти и внимания средней «Б» группы в начале учебного года.

Подготовительный этап - Постановка проблемы и цели.

- Подбор методической, дидактической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- Составление перспективного плана работы по проведению проекта;

- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой.

- Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала;

Участие в анкетировании родителей.

Фамилия, имя, отчество родителей_______________________________________        

Анкета для родителей

Мнемотехника

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова. _____________________________________________________

Для чего используется мнемотехника?___________________

_________________________________________________________

Приведите пример использования мнемотехнических приёмов.______________________________________________

Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приёмы работы? ______________________________________________________

Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию         (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)________________________________________________

Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет).

Объясните свой ответ.______________________________________________

_________________________________________________________

Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.)__________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Работа с родителями по направлению:

  • Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием

мнемотаблиц, мнемодорожек;

  • Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;
  • Выпуск буклетов;
  • Выступление на родительском собрании по теме с предложением проведения в группе проекта «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».

Обговорены все положительные стороны влияния на память, внимание, мышление и речь ребёнка работы с мнемотехникой.

       

  Оснащение уголка «Речевого развития» «Говорушки» Д/И.

Название дидактической игры.

Цель и задачи.

«Копилка слов»

Обогащать словарь, развивать долговременную память.

«Волшебники»

Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.

«Профессии»

Направлять к  самостоятельному размышлению. Рассказать о какой либо профессии по предложенной воспитателем таблице.

«Моё любимое животное»

Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложеной воспитателем.

«Времена года»

Составить описательный рассказ о временах года.

«Цветик – семицветик»

Обогащать словарь глаголами.

Опыт работы по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники.

Нами использовались предметные, предметно – схематические и схематические мнемотаблицы.

Во время заучивания детьми стихотворения про весну А. Н. Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

мы изображали травку —           , солнышко —           , сени—          .

Далее нами осуществлялось заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогало детям запомнить логическую последовательность символов (образов).

    7 из 7 детей заучили стихотворение проговорив его не более 3 раз.

Мнемотехника в театрализованной деятельности.
Для того, чтобы облегчить ребенку процесс запоминания текста произведения, выбранной им роли, сюжета, хронологии событий и персонажей в театрализованной деятельности может использоваться мнемотехника.
Нами была разыграна постановка театрализованной сценки «Кошкин дом».

Открытое занятие НОД по познавательно-речевому развитию «В гости к сказке мы идем» с применением приемов мнемотехники.

Цель:

формирование общей культуры личности, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Образовательные задачи:

активизировать речь детей, обогащать словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей: учить участвовать в беседе, окрашивать интонационную сторону речи.

Развивающие задачи:

Развивает у детей творческую фантазию.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать в команде.

Итог занятия:

дети отвечали активно; не стеснялись говорить; не боялись, что их ответ может оказаться не правильным; прислушивались к своим однагрупникам; отметилось отличное настроение у всех детей на протяжении всего занятия.


Заключительный  этап (январь):

 -Проведение итоговой диагностики;

 -Обобщение и распространение полученных результатов.

     В результате:

  • Разработан план- программа по развитию речи с использованием мнемотехники;
  • Создана материальная база для использования мнемотехники в ДОУ;
  • Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной  деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники;
  • Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
  • У  детей расширился  и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи; целостное  восприятие окружающего мира;
  • Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей.

Вывод
С помощью мнемотехники:

Развивается связная и диалогическая речь.

Развивается умение с помощью графических ассоциаций запоминать и рассказывать знакомые сказки и стихи

Развивается у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки

Развиваются психические процессы: мышление, внимание, воображение, память

                Использование приёмов мнемотехники с детьми дошкольного возраста поспособствовало расширению и  обогащению  словаря, развитию грамматического строя,  связной речи.

Результат использования мнемотехники

Контрольные точки проверки результативности  работы с мнемотехникой

Сроки (месяц)

Форма

февраль

Проведение открытого занятия. Тема: «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».

май

Выступление на педсовете. Тема: «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».

Январь

Проведение мастер-класса для педагогов по теме: ««Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».

Октябрь, май

Проведение родительского собрания.

Октябрь-май

Публикация статьи, опыта работы по теме самообразования

Октябрь-май

Участие в конкурсах институционального, муниципального, всероссийского уровней

Список литературы:

  1. Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;

        №3,10,12 за 2001г.;   №4,12 за 2002г; № 9 за1996.

  1. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».

        Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

  1. Наглядно-дидактическое пособие  Ткаченко Т.А.

       «Составление описательных рассказов по опорным схемам»

        Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

  1. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
  2. Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста

•Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...

Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста

Развитие речи дошкольников с помощью мнемотаблиц....

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Презентация Использование мнемотехники в речевой деятельности детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в речевой деятельности детей дошкольного возраста...

Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....

Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовыв...

Методическая разработка совместной деятельности с родителями по теме: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Данная разработка поможет ознакомить родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста,дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами техн...