Методическая разработка совместной деятельности с родителями по теме: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Данная разработка поможет ознакомить родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста,дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка совместной деятельности с родителями по теме:
«Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
( разработали и провели Девяткина Л. В, Бганцова Е. С.,
воспитатели старшей группы МАДОУ ЦРР №8 г. Курганинска)
Цель: Ознакомление родителей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
-Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
-Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц при заучивании текста с детьми.
-Повысить компетенции родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста.
Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы, слайдовая презентация.
Раздаточный материал: мнемотаблицы, тексты заданий, карандаши цветные, листы чистой бумаги.
Ожидаемый результат:
Получение родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
Внедрение в образовательный процесс родителями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста с детьми.
Форма проведения:
Родители, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
- Этап: приветствие, вводная часть.
Педагог: Добрый день, уважаемые родители!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер – класс вы пришли? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать
- Добрый день, уважаемые родители! Наша тема :«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников». Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое . Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
-Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Этому-то и способствует мнемотехника.
Показ презентации «Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.(см. слайды презентации).
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог или родитель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
- этап: практическая часть.
- А сейчас мы переходим с вами к практической части.
Родители делятся на 2 команды. Каждая команда получает листок с заданием.
- Я предлагаю вам поиграть в игры. За каждое выполненное задание вы будете получать монетки знаний.
Игра «Волшебный лепесток». На каждом лепестке цветка зашифрована пословица. Их необходимо расшифровать (поочередно каждая команда отрывает лепесток и отгадывает пословицу).
-Теперь каждая команда вытягивает по одной пословице (подхожу к ним, они вытягивают себе одну из пословиц). Вам надо зашифровать пословицу в мнемодорожку. Вы зашифровываете свою пословицу, а потом каждая команда друг у друга должна отгадать зашифрованную пословицу.
1. За двумя зайцами погонишься-ни одного не поймаешь.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Родители выполняют задания)
- А теперь попробуем с вами зашифровать в мнемотаблицу загадку. (каждая команда вытягивает себе загадку и выполняет задание)
1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
2. Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
-Следующее задание. Вам надо будет составить мнемотаблицу русской народной сказки из картинок с иллюстрациями и показать ее другой команде. А потом отгадать друг у друга зашифрованную сказку. (Каждая команда вытягивает одну из сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», составляют мнемотаблицу на мольберте).
3 этап : заключительная часть.
Предлагаю родителям закрепить свои знания и умения, полученные во время нашей совместной деятельности дома, с детьми. Продолжать развивать речь ребят посредством различных игр. Наполняем сундучок знаний и успехов полученными монетками.
4 этап: рефлексия.
Предлагаю родителям высказать свое мнение об использовании мнемотаблиц в развитии речи ребенка, о том, что им больше всего понравилось, какие выводы они для себя сделали.
Благодарю родителей за плодотворную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста
•Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...
Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста
Развитие речи дошкольников с помощью мнемотаблиц....
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Мастер-класс на тему: «Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста»
Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
«Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста»
Доклад и призентация....
Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники
Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....
Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовыв...