Пальчиковые игры с предметами как средство развития мелкой моторики дошкольников
методическая разработка по развитию речи
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_itog.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Во время работы и наблюдениями за детьми педагогами дошкольных образовательных учреждений была выявлена такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев рук. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т.п.
Как говорил немецкий философ Иммануил Кант - «Рука – это вышедший наружу мозг человека». И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг—рука» (мозг дал команду — рука сделала), то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир, сообщает мозгу «результаты наблюдений» — мозг управляет рукой, используя эту новую информацию.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.
Так:
мизинец – сердце
безымянный – печень
средний – кишечник
указательный – желудок
большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Немалое значение в жизни и развитии дошкольника имеет мелкая моторика. Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов, в частности. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. И тут на помощь приходят пальчиковые игры.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок; перебирание и пересыпание круп; игры с пробками и горохом; игры с еловыми шишками, зубными щетками, платочками и многое другое. Например, игры с бельевыми прищепками. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!
Или игры с платочками: берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает:
Я проглот –бегемот
У меня большой живот
Мой платок он скушал-вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо как у бегемота!
Поиграть можно и с зубной щеткой. Берем в руку зубную щетку и поочередно гладим подушечки пальцев другой руки:
Плывет зубная щетка,
Как по морю лодка.
Как по речке пароход,
По пальчикам она идет.
Чтобы игра принесла результат, можно придерживаться следующих рекомендации:
- не проводить холодными руками (согреть потерев друг об друга);
- если в игре есть новые понятия или слова – объяснить заранее;
- если сюжет игры позволяет можно « бегать» пальчиками по руке или спинке ребенка, щекотать, гладить;
- делать в подходящих местах паузы;
- выбрав 2-3 игры, постепенно заменяя их новыми;
- проводить занятия весело, эмоционально; не делать замечания ребенку.
Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?
Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т.п. Если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна детям, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны. Только совместными усилиями мы поможем детям развивать мелкую моторику, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Подготовила воспитатель группы №6 Кузьмичева Ю.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.
Цель работы: разработать и апробировать систему работы воспитателя по использованию пальчикового театра в развитии мелкой моторики кисти руки детей младшего дошкольного возраста....
Пальчиковый игротренинг, как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников
Пальчиковые игры для дошкольников, способствуют развитию мелкой мотоики рук. Этапы занятия по пальчиковым играм. ...
Консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики дошкольников"
Данный материал рассказывает о том, как можно способствовать развитию мелкой моторики дошкольников во время увлекательных занятий лепкой....
Конструирование как средство развития мелкой моторики дошкольника
Одним из важных процессов в развитии ребенка, является процесс развития мелкой моторики. Конструирование как средство развития мелкой моторики дошкольника...
Презентация "Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников"
В презентации представлен материал для развития и совершенствования мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр....
Конструирование как средство развития мелкой моторики дошкольника
Ребенок, прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную воз...