конспект ООД по развитию речи на тему "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы на тему "СЕМЬЯ" | 125.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по образовательной области
«речевое развитие»
ТЕМА: «Семья»
В СТАРШЕЙ группе № 10
Карановой Елены Валерьевны,
воспитателя
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка»
для участия в конкурсе методических разработок (конспектов)
организованной образовательной деятельности
по развитию речи
Когалым, 2020
Тема: Семья
Цель: Формирование умений составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, семья.
Программное содержание:
Обучающие задачи: продолжать развивать речь как средство общения; расширение активного и пассивного словарей словами: тётя, дядя, племянница, племянник, прабабушка, прадедушка; углублять представления ребенка о семье и ее истории; учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи;
Развивающие задачи: развивать умение составлять рассказы о семье; развивать артикуляционный аппарат; развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы;
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям, желание заботиться о близких.
Словарная работа: расширение активного и пассивного словарей словами: тётя, дядя, племянница, племянник, прабабушка, прадедушка.
Материалы и оборудование: сигнальная карточка «Губы и язык», картина о Семье, картина Папы с дядей, и мамы с тетей, схема «Расскажи о своей семье», корзина, силуэт генеалогического древа, фотографии.
Предварительная работа: Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей; рассматривание семейных фотографий, беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», рисование «Моя семья», разучивание пословиц о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», сюжетно-ролевая игра «Семья».
Методы и приемы:
- Игровые: дидактическая игра «Корзина добрых дел»
- Словесные: беседа, объяснение, составление рассказа о своей семье,
- Наглядные: сигнальная карточка «Губы и язык», картинки о Семье, картинки Папы с дядей, и мамы с тетей, схема «Расскажи о своей семье», силуэт генеалогического древа
- Практические: составление рассказа по схеме, составление генеалогического древа.
- Планируемый результат: у детей сформируется представление о семье и своем месте в ней; активизируется речь.
Ход деятельности:
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Введение в деятельность. Привлечение внимания детей. Мотивационно- побудительный этап Основная часть. | Воспитатель обращает внимание детей на сигнальную карточку, которая прикреплена к доске. (Губы и язык). - Ребята, что означает эта карточка? - Да, ребята, пришло время поиграть с язычком. Присаживайтесь. Послушайте историю язычка. (Проводиться артикуляционная гимнастика) Артикуляционная гимнастика с зеркалами «Прогулка Веселого Языка» Жил-был Веселый Язычок, в домике под названием Роток. Захотелось ему одним солнечным деньком погулять, да на «Солнышке» позагорать. Выглянул язычок в окошко, посмотрел направо, налево, видит, а белый заборчик перед домом совсем грязный стал. Язычок мыть его стал. Устал, проголодался и съел целую банку варенья. Затем запряг свою лошадку и поехал. Развитие мелкой моторики. – Дети, с язычком мы поиграли, а пальчики тоже хотят. Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, (разгибание пальцев) - О ком мы говорим в этой игре? Кого перечисляем? (папа, мама…) Правильно. И сегодня мы будем говорить именно о них? (о папе, маме…) Введение в тему. – А как одним словом назвать папу, маму, бабушку, дедушку? Кто они вам…и кем вы все являетесь? Вы – семья! (достается картинка семьи). А как вы думаете, что такое семья? Вопросы детям (индивидуально): Большая у тебя семья? Кто живет с тобой рядом? Кем ты приходишься родителям? У твоей мамы есть мама? Кто она тебе? (бабушка) У твоего папы есть папа? Кто он тебе? (дедушка) Кто ты для бабушки? Кто ты для дедушки? (внучка, внук) Полина, кто тебе Марк? (брат) Саша, кто ты для родителей? (сын). | Ребята играют в группе - язычок хочет поиграть. Выполняют арт. Гимнастику. высунуть язык лопаткой, повороты языка в стороны, чистка зубов языком с обеих сторон, внешнюю и внутреннюю стороны, свесить язык вниз, облизывает губы, цоканье. Выполняют упражнение: пальчиковая игра «Семья». - Семья. Отвечают на вопросы. |
-Молодцы! А сегодня мы с вами поговорим еще об одних родственниках (достаю картинки Папы с дядей, и мамы с тетей). Может кто-то знает, кем вам приходится сестра мамы? Брат папы? Арсений, кто тебе папин брат? Эмиль, кто тебе сестра папы? (дядя, тётя) А кто вы для них? Вы им племянники и племянницы! А вот еще одна картинка. Кто на ней изображен? (две бабушки) Вы, наверно, не слышали название прабабушка? Это мама вашей бабушки! У вашей бабушки тоже есть мама и она вам Прабабушка. Давайте повторим (сначала хором, потом по одному). А папа вашего дедушки будет вам Прадедушка (повторяем). А вы для них будет правнуки и правнучки. | Повторяют новые слова и запоминают их значение. Тетя, дядя, племянник, племянница, Прабабушка, Прадедушка. | |
Содержательный этап | Составление рассказа о своей семье. (3-4 ребенка). Настало время рассказать о ваших семьях. (Развитие связной речи) План рассказа: 1. Ребенок (твое имя) 2. Члены семьи. (имена родителей) 3. Профессия мамы 4. Профессия папы 5. Бабушка и дедушка. 6. Кто помогает тебе. Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья. Физкультминутка. «Дидактическая игра Корзина добрых дел». Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных? Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками) Тогда нам поможет корзина добрых дел. Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких, сделанное от всего сердца. Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине, столько добрых дел вам предстоит сделать. Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?
Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, видеокамер? Воспитатель: Как назывались такие зарисовки?
Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно называется генеалогическое древо. Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей. Ветки потоньше – поколение мам и пап. Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас. Воспитатель: Каждый из вас сейчас составит свою родословную. Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо». Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа. Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети. | Выполняют задание Дети рассказывают о своих семьях, рассказы сопровождаются показом семейных фотографий на экране Выполняют физминутку: - Раз, два, три, четыре (шаг на месте) Кто живет у нас в квартире? (пожимание плечами) Раз, два, три, четыре, пять (шаг на месте вокруг себя) Всех могу пересчитать: (руки к плечам, вращение вперед) Папа, мама, брат, сестренка (наклоны туловищу вправо-влево) Кошка Мурка, два котенка, (наклоны туловища вправо-влево) Бабушка, дедуля, я – (приседания) Вот и вся наша семья (приседания, а на слово Семья – выпрыгивание вверх)! Я буду мыть посуду. Я буду поливать цветы. Я буду убирать игрушки. Я буду пылесосить. Я буду вытирать пыль. Я буду заправлять кровать. Я буду хорошо себя вести. -Фотографиями, -видеозаписями. -Семью рисовали -Родословные. на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам») |
Рефлексивно- корригирующий этап | Итог занятия. - все справились, молодцы! Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело, дружно живут все вместе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...