конспект ООД по развитию речи на тему "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области

«речевое развитие»

ТЕМА: «Семья»

В СТАРШЕЙ группе № 10

Карановой Елены Валерьевны,

воспитателя

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка»

для участия в конкурсе методических разработок (конспектов)

организованной образовательной деятельности

по развитию речи

Когалым, 2020

Тема: Семья

Цель: Формирование умений составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, семья.

Программное содержание:

Обучающие задачи: продолжать развивать речь как средство общения; расширение активного и пассивного словарей словами: тётя, дядя, племянница, племянник, прабабушка, прадедушка; углублять представления ребенка о семье и ее истории; учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи;

Развивающие задачи: развивать умение составлять рассказы о семье; развивать артикуляционный аппарат; развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы;

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям, желание заботиться о близких.

Словарная работа: расширение активного и пассивного словарей словами: тётя, дядя, племянница, племянник, прабабушка, прадедушка.

Материалы и оборудование: сигнальная карточка «Губы и язык», картина о Семье, картина Папы с дядей, и мамы с тетей, схема «Расскажи о своей семье», корзина, силуэт генеалогического древа, фотографии.

Предварительная работа: Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей; рассматривание семейных фотографий, беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», рисование «Моя семья», разучивание пословиц о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», сюжетно-ролевая игра «Семья».

Методы и приемы:

  • Игровые: дидактическая игра «Корзина добрых дел»
  • Словесные: беседа, объяснение, составление рассказа о своей семье,
  • Наглядные: сигнальная карточка «Губы и язык», картинки о Семье, картинки Папы с дядей, и мамы с тетей, схема «Расскажи о своей семье», силуэт генеалогического древа
  • Практические: составление рассказа по схеме, составление генеалогического древа.
  • Планируемый результат: у детей сформируется представление о семье и своем месте в ней; активизируется речь.

Ход деятельности:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

Введение в деятельность.

Привлечение внимания детей.

Мотивационно- побудительный этап

Основная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на сигнальную карточку, которая прикреплена к доске. (Губы и язык).

- Ребята, что означает эта карточка?

- Да, ребята, пришло время поиграть с язычком. Присаживайтесь. Послушайте историю язычка. (Проводиться артикуляционная гимнастика)

Артикуляционная гимнастика с зеркалами «Прогулка Веселого Языка»

 Жил-был Веселый Язычок, в домике под названием Роток. Захотелось ему одним солнечным деньком погулять, да на «Солнышке» позагорать. Выглянул язычок в окошко, посмотрел направо, налево, видит, а белый заборчик перед домом совсем грязный стал. Язычок мыть его стал. Устал, проголодался и съел целую банку варенья. Затем запряг свою лошадку и поехал.

 Развитие мелкой моторики. – Дети, с язычком мы поиграли, а пальчики тоже хотят.

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, (разгибание пальцев)
Этот пальчик папа, этот пальчик мама, (
из кулака поочередно)
Этот пальчик я, вот и вся наша семья.

- О ком мы говорим в этой игре? Кого перечисляем? (папа, мама…) Правильно. И сегодня мы будем говорить именно о них? (о папе, маме…)

 Введение в тему.

 – А как одним словом назвать папу, маму, бабушку, дедушку?

 Кто они вам…и кем вы все являетесь? Вы – семья! (достается картинка семьи). А как вы думаете, что такое семья?

Вопросы детям (индивидуально): Большая у тебя семья?

 Кто живет с тобой рядом?

Кем ты приходишься родителям?

 У твоей мамы есть мама?

 Кто она тебе? (бабушка)

 У твоего папы есть папа? Кто он тебе? (дедушка)

 Кто ты для бабушки?

Кто ты для дедушки? (внучка, внук)

 Полина, кто тебе Марк? (брат)

 Саша, кто ты для родителей? (сын).

Ребята играют в группе

- язычок хочет поиграть.

Выполняют арт. Гимнастику.

высунуть язык лопаткой, повороты языка в стороны,

чистка зубов языком с обеих сторон, внешнюю и внутреннюю стороны,

свесить язык вниз,

облизывает губы,

цоканье.

Выполняют упражнение: пальчиковая игра

«Семья».

- Семья.

Отвечают на вопросы.

-Молодцы! А сегодня мы с вами поговорим еще об одних родственниках (достаю картинки Папы с дядей, и мамы с тетей).

Может кто-то знает, кем вам приходится сестра мамы?

 Брат папы? Арсений, кто тебе папин брат?

Эмиль, кто тебе сестра папы? (дядя, тётя)

А кто вы для них? Вы им племянники и племянницы!

А вот еще одна картинка.

 Кто на ней изображен? (две бабушки)

Вы, наверно, не слышали название прабабушка? Это мама вашей бабушки! У вашей бабушки тоже есть мама и она вам Прабабушка.

Давайте повторим (сначала хором, потом по одному).

А папа вашего дедушки будет вам Прадедушка (повторяем).

А вы для них будет правнуки и правнучки.

Повторяют новые слова и запоминают их значение.

Тетя, дядя, племянник, племянница,

Прабабушка,

Прадедушка.

Содержательный этап

Составление рассказа о своей семье. (3-4 ребенка).

Настало время рассказать о ваших семьях.  

(Развитие связной речи)              

План рассказа: 1. Ребенок (твое имя)

2. Члены семьи. (имена родителей)

3. Профессия мамы

4. Профессия папы

5. Бабушка и дедушка.

6. Кто помогает тебе.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0237/00087a2e-ed2de8f0/hello_html_m462a65f1.jpg

Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье.

 Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

Физкультминутка.

 «Дидактическая игра Корзина добрых дел».

 Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

 Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких, сделанное от всего сердца.

Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине, столько добрых дел вам предстоит сделать.

Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.

Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?

 

Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, видеокамер?

Воспитатель: Как назывались такие зарисовки? 

 

Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно называется генеалогическое древо.

Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей.

Ветки потоньше – поколение мам и пап.

Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас.

Воспитатель: Каждый из вас сейчас составит свою родословную.

Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо». Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.

Выполняют задание

Дети рассказывают о своих семьях, рассказы сопровождаются показом семейных фотографий на экране

Выполняют физминутку:

- Раз, два, три, четыре (шаг на месте)

  Кто живет у нас в квартире? (пожимание плечами)

  Раз, два, три, четыре, пять (шаг на месте вокруг себя)

  Всех могу пересчитать: (руки к плечам, вращение вперед)

  Папа, мама, брат, сестренка (наклоны туловищу вправо-влево)

  Кошка Мурка, два котенка, (наклоны туловища вправо-влево)

  Бабушка, дедуля, я – (приседания)

  Вот и вся наша семья (приседания, а на слово Семья – выпрыгивание вверх)!

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

-Фотографиями,

-видеозаписями.

-Семью рисовали

-Родословные.

на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)

http://3mu.ru/wp-content/uploads/2015/12/rodovoe-derevo.jpg

Рефлексивно- корригирующий этап

 Итог занятия.

- все справились, молодцы! Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело, дружно живут все вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...