Педагогические технологии развития речи, посредством формирования мелкой моторики детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
Данный материал пригодится педагогам дошкольного образования при использовании педагогических технологий развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_mel._motorike_dlya_ns.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида №42
станицы Новопокровской муниципального образования
Новопокровский район
«Педагогические технологии развития речи, посредством формирования мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Автор-составитель:
Галина Владимировна Сапрунова
Воспитатель МБДОУ № 42
ст-ца Новопокровская
2021 г.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сапрунова Галина Владимировна,
Сорокина Елена Алексеевна воспитатели МБДОУ №42,
ст-ца Новопокровская
Что такое – речь? Это форма общения исторически сложившаяся среди людей, благодаря составлению языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь имеет в невероятное значение в жизни каждого человека. В нашем обществе все большую актуальность несомненно приобретает ее развитие. Являясь одним из самых мощных стимулов и факторов в развитии ребенка.
Ни для кого не секрет, что в последние годы в нашей стране зафиксирована отрицательная тенденция по росту количества детей у которых обнаруживаются различные нарушения в формировании общения, установления социального контакта, за счет неразвитой речи. Прежде всего, эти отклонения косвенно связаны, с неблагополучными экологическими условиями, различными заболеваниями, в том числе и инфекционного характера. В связи с этим проблема исправления речевых нарушений в современном мире является достаточно актуальной. Так как речевые отклонения возникают преимущественно в раннем возрасте, для наилучшего результата по их исправлению, необходимо как можно раньше выявить недостатки и начать работу по их исправлению.
Многими учеными достоверно доказано, что как минимум в последние 10-15 лет, заметно снизился качественный уровень речевого развития детей. Речь современных детей стала не достаточно развита, в следствии таких факторов как: снижение уровня социальной, бытовой культуры, широкое распространения низкопробной литературы, однообразная, некачественная речь с экранов телевизоров, регулярный недостаток свободного времени у родителей и как следствие снижение количества общения с детьми. Проше говоря родители практически перестали разговаривать с детьми. Ведь раньше идя из детского сада, родитель общался с ребенком рассматривая окружающий мир, обсуждая все увиденное, а сейчас путь домой занимает гораздо меньше времени на личном транспорте, где зачастую звучит радио, либо бессмысленная песня. В связи с этим, ребенок в основном получает совершенно бесполезную информацию либо опыт односложного общения со сверстниками. Все это не просто не способствует, а невероятно тормозит развитие правильной, эмоционально обогащенной, развитой речи у детей, особенно дошкольного возраста. Словарный запас ребенка, как известно не может сформироваться изолировано, его развитие происходит в комплексе с физическими и психическими процессами протекающими в организме, за счет полученной информации из внешней среды.
Целостное формирование личности, развитие основных психических процессов напрямую связано с развитием речи у ребенка, возможности ее применения в общении. Ясность и точность мышления зависит не только от богатства словарного запаса, но и умения подобрать лучшее и точное слово, что бы как можно яснее выразить собственную мысль. При недостаточно сформированной речи дошкольника, а тем более при каких-нибудь пусть и не значительно выраженных проблемах могут возникнуть непреодолимые трудности с освоением процессов чтения и навыков письма в школьном возрасте.
Детально рассмотрев исторический аспект развития речи общества, возможно установить, что предвестниками речевых функций стали жесты, как первичное средство общения. Со временем первобытные жесты стали сопровождаться криками и возгласами, которые стали разделяться на интонации. В дальнейшем потребовались тысячелетия, прежде чем сформировалась, а потом и развилась речь словесная, в таком виде, как мы ее сейчас наблюдаем. В процессе формирования, значительно долгое время, речь продолжала соприкасаться с жестикуляцией. Движение рук неумолимо совершенствовались, что вело за собой развитие речи. В современном общении человечество так же очень активно использует жестикуляцию при вербальном контакте.
Опираясь на данный принцип, приблизительно таковы же этапы развития речи ребёнка. Изначально мы наблюдаем, что развиваются движения пальцев рук, в следствии чего происходит формирование (артикуляция) слогов; а далее дальнейшее оттачивание речевых реакций находиться в прямой зависимости от уровня тренировки движений пальцев, увеличения объемов и точности выполнения небольших движений.
Поэтому основным средством для стимуляции развития мышления ребенка, повышения функционирования коры головного мозга, активации мыслительных процессов, развитие высших нервных процессов, формированию артикуляционных функций служит как раз систематическая отработка движений пальцев и кисти рук.
Существует очень большое количество способов и форм и средств развития мелких моторных функций у детей.
Для качественного развития мелкой моторики рук эффективно использовать следующие средства:
- пальчиковая гимнастика;
- пальчиковый театр;
- массаж ладошек;
- пластилинография;
- упражнения с массажным мячом;
- игры моталочки;
- ниткография;
- вырезальный тренажер;
- рисование пальчиками, ладонью;
В своей педагогической практике мы активно используем методы и приемы по развитию мелкой моторики, начиная с воспитанников раннего возраста. Для детей от 1 года разработаны авторские пособия с использованием нетрадиционных материалов (крышки, баночки, мягкие помпоны, трубочки и многое другое). Активно используются прищепки, с помощью которых не только успешно развивается мелкая моторика, но и возможно закрепление основных цветов, контуров изображений (собираем солнышко, дерево с листочками и т.д.)
Хороший результат виден при использовании игры «Пальчиковые животные». Целью которой является не только развитие мелкой моторики, внимания, памяти, но и воображения детей дошкольного возраста.
Описание игры. Каждый ребѐнок выбирает себе животное, которое он может изобразить с помощью пальцев, например зайчика, козу, собаку или другие фигуры. Животные при этом не должны повторяться. Каждый игрок называет выбранную фигуру и показывает ее остальным так, чтобы они могли еѐ запомнить. Затем первый ребенок молча показывает пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры. Тот малыш, чье животное было изображено вторым, должен снова повторить свою фигуру и изобразить пальцами животное другого игрока, тем самым передав ему эстафету. Темп игры должен постепенно ускоряться. Игрок, не смевший быстро понять, что изобразили его животное, выбывает из игры. Правило действует при правильном изображении. В случае грубой ошибки при показе пальчиками, из-за которой животное сложно определить, игру покидает тот, кто эту ошибку допустил. «Пальчиковые» животные, рекомендуемые для использования в игре. Зайчик - указательные и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак. Летучая мышь – выполняется двумя руками. Пальцы рук растопыриваются веером, поднятые вверх ладошки поворачиваются к зрителю, большие пальцы рук перекрещиваются друг с другом, образуя букву «х». Паук – кисть опущена, полусогнутые растопыренные пальцы шевелятся, изображая движение лапок паука. Собачка – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ладони – к зрителям. Большой палец поднят (ухо собаки), указательный согнут пополам (лоб), средний и безымянный вытянуты и прижаты друг к другу (нос), мизинчик то опускается вниз, то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу (собака лает). Коза – рука сжата в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены. Кошка – как и при изображении козы, но указательный палец и мизинец согнуты пополам (уши кошки). Бабочка – ладони обеих рук подняты и соединены тыльными сторонами друг с другом так, чтобы руки в запястьях оказываются перекрещенными. Вытянутые и плотно сжатые пальцы поднимаются и опускаются, изображая движение крыльев насекомого. Ежик – ладони соединены с поднятыми вверх вытянутыми и раздвинутыми пальцами, изображающими колючки. Петушок – подушечки на концах большого и указательного пальцев соединены, образуя клюв. Остальные пальцы подняты вверх, разведены и полусогнуты - это гребешок.
Слоник – рука опущена ладонью вниз, средний палец выпрямлен ( он изображает хобот); остальные пальцы поставлены на стол ( это ноги, с помощью которых слоненок может передвигаться)Победителями могут быть два, три малыша, оставшиеся в игре последними.
Отдельное место в развитии моторики занимает самомассаж кистей рук. В игровой форме воспитатель показывает ребятам упражнения, которые ребенок позже выполняет самостоятельно. Для закрепления полученных навыков, родителям выдаются памятки с инструкцией по проведению самомассажа дома.
Массаж с помощью грецкого ореха
С помощью грецкого ореха осуществляем массаж ладоней и при этом можно проговаривать стихотворения, скороговорки и т.д.
Массаж с помощью губок
Губки для мытья посуды имеют две стороны (гладкую и жесткую). Массировать руки сначала жесткой стороной, а затем мягкой.
Массажные шарики СУ - ДЖОК
Использование такого вида массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. С помощью массажных шариков осуществляется массаж рук, а так же в этот момент можно проговаривать стихотворения, скороговорки. А массажными кольцами массировать пальцы и произносить определенные звуки, слоговые ряды, чистоговорки и т.п.
Массаж с использованием морской соли для ванн
На поднос насыпать крупную морскую соль без добавок и выполнять различные упражнения (движение ладонями вверх - вниз, влево - вправо, втирание морской соли и т.д.).
Таким образом, ведя планомерную работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, обобщив и систематизировав совместный опыт, в течение прошедшего года удалось получить устойчивые результаты у воспитанников. Движения рук детей стали более уверенные, четкие, правильные. Ребята крепче удерживают в руках карандаши и кисти, при рисовании, стало возможным использование мелкого конструктора «Лего». И самое главное, в следствии развития моторных умений, у детей наблюдается активация устной речи, расширение словаря, совершенствование коммуникативных навыков общения. А благодаря взаимодействию с родителями воспитанников, именно семья стала первым помощником при развитии мелкой моторики детей и полноценным участником образовательных отношений в ДОУ.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет. Методическое пособие
Артемьева А. В., 2016 (Библиотека логопеда).
- Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала. Развивающие пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж ЧП Лакоценин С.С., 2009.
4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-melkoi-motoriki-na-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: http://a2b2.ru/methods/32543_vliyanie_melkoy_motoriki_ruk_na_rechevoe_razvitie_detey/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...
«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги».
«Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги»....
Презентация на тему:"Развитие психических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование игрового оборудования "Пертра"
Развитие познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие; повышение уровня развития внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуник...
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...
Презентация самообразования "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством тестопластики"
Данная презентация содержит в себе следующие данные:-актуальность темы;-основные цели и задачи;-предполагаемые результаты...
Педагогический проект «Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТАДанный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на 5 лет. Тема проекта соответствует теме моего самообразования ДОО. Объектом исследования, являются дошкольники, начина...
развитие речи посредством формирования мелкой моторики пальцев рук во второй группе раннего возраста.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и координации пальцев рук Задачи:1. Совершенствование предметно-развивающей среды...