Лэпбук по развитию речи "Волшебная страна"
учебно-методическое пособие по развитию речи

Мазеина Екатерина Владимировна
Лэпбук по развитию речи "Волшебная страна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk_po_razvitiyu_rechi.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Таборинский детский сад

Дидактическое пособие по развитию речи:

Лэпбук «Волшебная страна»

Воспитатель: Мазеина

 Екатерина Владимировна

с. Таборы, 2022 г.

Данное дидактическое пособие «Лэпбук «Волшебная страна» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти. Лэпбук может быть использован в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.

Введение.

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи.

Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка.

Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.

Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

В игре ребенок получает возможность:

• обогащать и закреплять словарь;

• формировать грамматические категории;

• развивать связную речь;

• расширять знания об окружающем мире;

• развивать словесное творчество;

• развивать коммуникативные навыки.

Работая с такими детьми, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на речевое развитие  у детей. Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В маленькой папке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Использовать лэпбук можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы.

Цель: развивать связную речь, совершенствовать грамматический стой речи.

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
  • Учить составлять предложения, подбирать правильные прилагательные к словам. 
  • Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес.
  • Расширять представления детей об окружающем мире.
  • Воспитать аккуратность и самостоятельность.

Основная часть.

Лэпбук «Волшебная страна» - настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Комплект карманов-домиков превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.

Дидактическая игра «Противоположности»

Цель игры: научить детей выбирать предметы с противоположными свойствами (слова-антонимы).

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
  • Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи).
  • Расширять представления детей об окружающем мире.

Ход игры: Найди карточки с противоположными свойствами и назови их.
Пример: горячий - холодный, тяжелый - легкий.

Дидактическая игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?»

Цель игры: закрепить употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной речи.

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
  • Развивать внимание, память.
  • Расширять представления детей об окружающем мире.

Ход игры: Найди часть картинки и назови правильно то, что на ней нарисовано.
Пример: Чей плавник?  - акулий. Чья лапа?  - лягушачья.

Дидактическая игра «Из чего приготовлено?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Задачи:

  • Развивать словарный запас.
  • Развивать зрительное внимание и восприятие.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Назови, какое блюдо приготовлено из этого продукта.

Пример: Тыква - тыквенная каша, яблоко - яблочный компот.

Дидактическая игра  «Какой, какая?»

Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.

Задачи:

  • Развивать словарный запас.
  • Развивать зрительное внимание и память.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Назови животных на картинке, опиши, какие они.

Пример: Лиса - рыжая, хитрая. Лягушка - прыгучая, зеленая.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: закрепление умения детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  • Развивать словарный запас.
  • Развивать зрительное внимание и память.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Назови животное ласково. 

Пример: Лиса - лисенок, лисичка. Лягушка - лягушонок. Волк - волчонок.

Дидактическая игра "Где?"

Цель: упражнять детей в правильном употреблении  предлогов, определять местоположение предметов.

Задачи:

  • Учить правильно употреблять предлоги в соответствии с картинками.
  • Развивать внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Расскажи что нарисовано на картинке используя слова:  на, в, под, перед, за, около, впереди, позади. 

Пример: Кот на подушке, бегемот перед машиной, машина за бегемотом.

Дидактическая игра "Что делает?"

Цель: научить детей образовывать глаголы с "-тся", " -ться".

Задачи:

  • Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы или людей, животных, птиц, их качества, действия;
  • Активизировать словарь детей;
  • Учить согласовывать в речи существительные, прилагательные и глаголы, использовать предлоги.

Ход игры: Расскажи, что делает ребенок на картинке. Найди две картинки, схожие по действиям.

Пример: Причесывает куклу - причесывается, катает кошку на санках - катается...

Дидактическая игра "Один, два, много"

Цель: закрепить название цветов в единственном и множественном числе.

Задачи:

  • Закрепить понятия "один, два, много."
  • Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры: Расскажи, сколько цветов на картинке.

Пример: Одна гвоздика, две гвоздики, букет (много) гвоздик... 

Ожидаемый результат.

С помощью данного дидактического пособия «Лэпбук «Волшебная страна»» будет совершенствоваться связанная речь, грамматический стой речи у детей, обогащаться и активизироваться словарный запас ребенка. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления детей об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук по развитию речи

Лэпбук «Развитие речи» 2 младшая группа Артикуляционная гимнастикаЦель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного прои...

Мастер-класс по изготовлению лэпбука "Дикие животные жарких стран" 21 марта 2018г.

Представлен мастер-класс по изготовлению и наполнению лэпбука по теме: "Дикие животные жарких стран"...

Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....

Лэпбук по развитию речи и познавательному развитию в первой младшей группе «Кто у бабушки живёт?»

Цель: способствовать познавательному и речевому развитию младших дошкольников, формировать представления о домашних животных через дидактические игры.Задачи:Формировать умение правильно называть ...

Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки».

Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки». Данное пособие является средством развивающего обучения: развивает ...

лэпбук по развитию речи "Волшебная страна"

1.  Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна»  настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Ком...