Лэпбук по развитию речи "Волшебная страна"
учебно-методическое пособие по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_po_razvitiyu_rechi.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Таборинский детский сад
Дидактическое пособие по развитию речи:
Лэпбук «Волшебная страна»
Воспитатель: Мазеина
Екатерина Владимировна
с. Таборы, 2022 г.
Данное дидактическое пособие «Лэпбук «Волшебная страна» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти. Лэпбук может быть использован в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.
Введение.
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи.
Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка.
Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.
Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
В игре ребенок получает возможность:
• обогащать и закреплять словарь;
• формировать грамматические категории;
• развивать связную речь;
• расширять знания об окружающем мире;
• развивать словесное творчество;
• развивать коммуникативные навыки.
Работая с такими детьми, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на речевое развитие у детей. Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В маленькой папке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Использовать лэпбук можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы.
Цель: развивать связную речь, совершенствовать грамматический стой речи.
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
- Учить составлять предложения, подбирать правильные прилагательные к словам.
- Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление.
- Воспитывать познавательный интерес.
- Расширять представления детей об окружающем мире.
- Воспитать аккуратность и самостоятельность.
Основная часть.
Лэпбук «Волшебная страна» - настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Комплект карманов-домиков превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.
Дидактическая игра «Противоположности»
Цель игры: научить детей выбирать предметы с противоположными свойствами (слова-антонимы).
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
- Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи).
- Расширять представления детей об окружающем мире.
Ход игры: Найди карточки с противоположными свойствами и назови их.
Пример: горячий - холодный, тяжелый - легкий.
Дидактическая игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?»
Цель игры: закрепить употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной речи.
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
- Развивать внимание, память.
- Расширять представления детей об окружающем мире.
Ход игры: Найди часть картинки и назови правильно то, что на ней нарисовано.
Пример: Чей плавник? - акулий. Чья лапа? - лягушачья.
Дидактическая игра «Из чего приготовлено?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Задачи:
- Развивать словарный запас.
- Развивать зрительное внимание и восприятие.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Назови, какое блюдо приготовлено из этого продукта.
Пример: Тыква - тыквенная каша, яблоко - яблочный компот.
Дидактическая игра «Какой, какая?»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.
Задачи:
- Развивать словарный запас.
- Развивать зрительное внимание и память.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Назови животных на картинке, опиши, какие они.
Пример: Лиса - рыжая, хитрая. Лягушка - прыгучая, зеленая.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: закрепление умения детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Развивать словарный запас.
- Развивать зрительное внимание и память.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Назови животное ласково.
Пример: Лиса - лисенок, лисичка. Лягушка - лягушонок. Волк - волчонок.
Дидактическая игра "Где?"
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов, определять местоположение предметов.
Задачи:
- Учить правильно употреблять предлоги в соответствии с картинками.
- Развивать внимание, наблюдательность.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Расскажи что нарисовано на картинке используя слова: на, в, под, перед, за, около, впереди, позади.
Пример: Кот на подушке, бегемот перед машиной, машина за бегемотом.
Дидактическая игра "Что делает?"
Цель: научить детей образовывать глаголы с "-тся", " -ться".
Задачи:
- Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы или людей, животных, птиц, их качества, действия;
- Активизировать словарь детей;
- Учить согласовывать в речи существительные, прилагательные и глаголы, использовать предлоги.
Ход игры: Расскажи, что делает ребенок на картинке. Найди две картинки, схожие по действиям.
Пример: Причесывает куклу - причесывается, катает кошку на санках - катается...
Дидактическая игра "Один, два, много"
Цель: закрепить название цветов в единственном и множественном числе.
Задачи:
- Закрепить понятия "один, два, много."
- Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.
- Воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: Расскажи, сколько цветов на картинке.
Пример: Одна гвоздика, две гвоздики, букет (много) гвоздик...
Ожидаемый результат.
С помощью данного дидактического пособия «Лэпбук «Волшебная страна»» будет совершенствоваться связанная речь, грамматический стой речи у детей, обогащаться и активизироваться словарный запас ребенка. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления детей об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук по развитию речи
Лэпбук «Развитие речи» 2 младшая группа Артикуляционная гимнастикаЦель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного прои...
Методическая разработка по изготовлению "Лэпбука" по развитию речи для первой младшей группы дошкольного возраста.
Мягкая книга с рускими сказками, с лесными животными по временам года....
Мастер-класс по изготовлению лэпбука "Дикие животные жарких стран" 21 марта 2018г.
Представлен мастер-класс по изготовлению и наполнению лэпбука по теме: "Дикие животные жарких стран"...
Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....
Лэпбук по развитию речи и познавательному развитию в первой младшей группе «Кто у бабушки живёт?»
Цель: способствовать познавательному и речевому развитию младших дошкольников, формировать представления о домашних животных через дидактические игры.Задачи:Формировать умение правильно называть ...
Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки».
Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки». Данное пособие является средством развивающего обучения: развивает ...
лэпбук по развитию речи "Волшебная страна"
1. Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Ком...