Путешестие к тетушке Сове
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направвленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по обучению грамоте. Содержит задания для детей по развитию фонематического слуха, умению делить слова на слоги, знакомит детей со звуком "С".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад № 9»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Путешествие к тетушке Сове»
(знакомство с согласным звуком «С»)
Разработала и провела
воспитатель 1 квалификационной категории
Кисленкова М.А.
2021
Дата проведения: 27.02.2021 г.
ФИО педагога: Кисленкова Марина Александровна
Возрастная группа воспитанников: старшая
Направленность группы: комбинированного вида
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности по речевому развитию: «Лесная школа»
Цель НООД: Знакомство с буквой «С» и твердым согласным звуком «с», закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Образовательные задачи:
- познакомить с буквой «С» и твердым согласным звуком «с»
- закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные.
- упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги.
Развивающие задачи:
- развивать устную речь детей.
- развивать у детей внимание, память, фонематический слух, умение слышать звук «с» в словах и выделять его.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
- воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к окружающему миру.
Оздоровительные задачи:
-обеспечить соблюдение существующих требований к нагрузке детей за счет выполнения временных нормативов и смены видов деятельности при проведении НООД.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности: игровая, коммуникативная (взаимодействие со сверстниками), познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная.
Форма организации детей: подгрупповая
Форма организации обучения: непосредственно организованная образовательная деятельность
Материал и оборудование: «слоговой поезд», буквы, мнемотехнические таблицы характеристики звуков, домики (звуковой и буквенный), картинки с лесными животными, карточки со следами совы, набор с фишками для звукового анализа слов, игрушка « Сова», конверт с письмом, таблички с названиями станции, домик Совы, коробочка с медальками.
Планируемый результат: дети имеют представления о звуке «с», выделяют его в словах, делают звуковой анализ слова с этим звуком, различают букву «С» среди других букв, умеют давать характеристику звука с опорой на мнемотаблицы.
Предварительная деятельность с воспитанниками: артикуляционная гимнастика «Горка», « Санки» для подготовки язычка к произношению звука «с», знакомство с тетушкой Совой, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, работа с мнемотехническими модулями характеристики звуков.
Части НООД | Деятельность воспитателя Подробно описываются методы и приемы по организации образовательной деятельности: задает вопросы детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям, осуществляет совместные игровые действия | Деятельность детей Описывается деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности: отбирают необходимый материал из предложенного, высказывают свои предположения, определяют последовательность выполнения задания. | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Цель: введение в предстоящую деятельность
| ||
Создание образовательной ситуации | Заходит вместе с детьми в группу. Предлагает поздороваться с гостями. | Дети заходят в группу, здороваются с гостями,
| Создает ситуацию общения |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно может быть? Давайте же его откроем и всё узнаем: (Воспитатель открывает конверт и читает письмо) -Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет ваша старая знакомая тетушка Сова из лесной школы. Мне нужна ваша помощь. Я потеряла вывеску над своим домом «Сова». Пока путешествовала на поезде, все буквы рассыпались. |
Дети слушают обращение, высказывают предположения. | Создает ситуацию общения. Поощряет высказывания детей |
2 часть - основная | Цель: определение цели, принятие ее детьми, реализация поставленной цели,
| ||
Формирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Воспитатель: -Что мы будем делать? На чем отправимся к тетушке Сове? -Садитесь в волшебный поезд, поедем к тетушке Сове. Загудел паровоз. | Дети определяют цель, повторяют слова про поезд.
| Поддерживает инициативу детей |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми | Первая станция «Лесная». Детей встречает лесные звери, они ждут поезд, чтобы отдать тетушке Сове букву, которую они нашли на станции. -Какая это буква, ребята? «О». -А какой звук живет в букве «О»? Он гласный или согласный? Почему? -Ребята, лесные звери тоже поедут с нами и покажут нам дорогу. Только не могут определиться, в каком вагоне они поедут. Давайте поможем им. В 1 вагоне должны ехать звери, название которых состоит из 1 слога. Во 2- из 2 слогов, в 3- из 3 слогов. -Садитесь в вагончики, дети. Поедем на следующую станцию. Загудел паровоз. Вторая станция «Звукобуквенная». Смотрите, здесь 2 домика: в одном не видно жильцов, а в другом живут буквы. Как вы думаете, кто живет в 1 домике? Чем отличаются буквы от звуков? Около домика букв дети находят букву «С». – На что похожа эта буква? В этой букве живет 1 звук слова «Сова». Что это за звук? Давайте определим, какой это звук. (Картинка «мнемотехника» о гласных и согласных звуках.) Как вы думаете, этот звук согласный или гласный? Куда встает язычок при его произношении? Какая преграда возникает во рту, из чего она состоит? (Язычок и зубы). Правильно, этот звук согласный. А как он звучит, твердо или мягко? Молодцы ребята, вы правильно определили, что этот звук твердый согласный. Какую букву мы нашли? -Садитесь в вагончики, дети. Поедем на следующую станцию. Загудел паровоз. Третья станция «Загадкино». Смотрите, сколько здесь следов, наверное, это тетушка Сова оставила. Что будем делать? Под первым следом задание «Поймай звук» -Когда услышите звук (С) в словах, будете хлопать в ладоши. Сова, дуб, лиса, ель, рябина, сорока, медведь, скворец, клен, лес. - Молодцы! Под следующими следами-загадки: Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что же это? (Самолёт) Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры, Помчались с горы. (Санки) Если дождик, мы не тужим — Бойко топаем по лужам. Будет солнышко сиять — Нам под вешалкой стоять. (Сапоги) Разных три имеет глаза, Но откроет их не сразу: Если глаз откроет красный — Стоп! Идти нельзя, опасно! Жёлтый глаз — погоди. А зелёный — проходи. (Светофор) -С какого звука начинаются отгадки? Молодцы, вы хорошо запомнили новый звук. А что это за буква под последним следом? «А». А какой звук живет в букве «О»? Он гласный или согласный? Почему? Садитесь в вагончики, дети. Поедем на следующую станцию. Четвертая станция – «Играйкино». Пусть лесные звери с нами тоже поиграют. Физкультминутка « У медведя складки, складки, складки складочки везде…» Какое животное в физкультминутке было лишнее? (зебра). Почему? Садитесь в вагончики, дети. Поедем на следующую станцию. Вот мы и приехали к тетушке Сове. Сова здоровается с ребятами. Спрашивает, что они ей привезли, с кем приехали, где нашли буквы. Все ли буквы дети знали? С какой познакомились? Дети помогают Сове приладить вывеску над домиком, правильно располагают буквы, называют их. |
Дети отвечают на вопросы Дети делят слова на слоги и помещают лесных зверей в вагончики. Дети повторяют слова про поезд. Дети говорят, что звуки невидимы. Рассказывают по картинке «мнемотехнике» о буквах и звуках. Дети отвечают на вопросы Дети определяют, что это согласный звук, по картинке-модулю дают характеристику звуку, называют букву. Дети повторяют слова про поезд. Дети высказывают предположения. Дети хлопают, когда слышат звук Дети отгадывают загадки, выделяют первый звук в слове.
Дети отвечают. Дети повторяют стихи про поезд. Дети выполняют движения по тексту физкультминутки Дети рассказывают про путешествие. Вспоминают все станции и задания, которые выполняли. | Предоставляет возможность высказаться каждому ребенку, подбадривает неуверенно отвечающих детей Поддерживает и хвалит детей
Помогает сделать правильные выводы. Хвалит детей. Побуждает к высказыванию. Предоставляет возможность высказаться каждому ребенку, подбадривает неуверенно отвечающих детей |
Этап осуществления самостоятельной продуктивной деятельности детей |
Тетушка Сова предлагает детям разобрать слово «сова» на звуки. Дети говорят, что они уже повторили характеристику каждого звука и теперь могут выложить их фишками. -Для выполнения задания подойдем к столам и разделимся на 2 команды. Дети по группам выкладывают фишками слово, Сова проверяет правильность выполнения задания. Сколько в слове гласных, согласных звуков? Лесные звери благодарят детей за путешествие и предлагаю приезжать к ним в лесную школу еще. |
Дети подходят к столам, делают звуковой анализ слова | Предоставляет возможность высказаться каждому ребенку, подбадривает неуверенно отвечающих детей
|
3 часть - заключительная | Цель: подведение итога занятие, оценка деятельности детей, формирование начал анализа собственной деятельности и самооценки. | ||
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей | Тетушка Сова награждает детей медальками за старания. «Спасибо вам большое ребята, вы мне помогли. Я всегда с радостью буду ждать вас в гости. До скорых встреч!» Воспитатель предлагает вернуться в детский сад. -Пора возвращаться в детский сад. - Садитесь в вагончики, дети. Вы - молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. И я очень рада, что вы справились с заданиями и вернули буквы тётушке Сове. Молодцы! | Прощаются. Дети повторяют слова про поезд. Дети делятся впечатлениями.
| Воспитатель хвалит всех детей, отмечает наиболее активных Дает положительную оценку работы детей на занятии. |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность | Воспитатель предлагает попрощаться с гостями. Дает пластилин и предлагает слепить самостоятельно букву «С». | Дети прощаются с гостями, выбирают пластилин, лепят букву. | Помогает детям, дает рекомендации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Задания тетушки Совы"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по ознакомлению и закреплению правил безопасности в быту,на улице,дома....
НОД по ФЭМП «В гостях у тетушки Совы».
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе....
"В гостях у тетушки Совы"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для подготовительной к школе группы...
Конспект интегрированного итогового занятия «Юные знатоки школы тетушки Совы» в подготовительной группе детского сада
Интеллектуальное интегрированное занятие- игра...
НОД "Путешествие с тетушкой Совой"
Конспект НОД «Путешествие с тетушкой Совой» Цель: расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах.Задачи:1. Закреплять и систематизировать знани...
Путешествие с тетушкой Совой
НОД для старшей группы.Цель:расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах....
Сценарий осеннего праздника в младшей группе "В гостях у тетушки Совы"
Сценарий осеннего праздника в младшей группе «В гостях у тетушки Совы»В гостях у Тетушки совы!Цель:Познакомить детей с временем года осеньюЧто происходит в это время года с окружающим миром.Дети заход...