Играем пальчиками и развиваем речь!
консультация по развитию речи (младшая группа)

Играем пальчиками и развиваем речь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_palchikami-razvivaem_rech.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Играем пальчиками и развиваем речь!

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

1. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как:

лепка,

рисование и раскраска,

точноеобведение контуров предметов,

соединение точек линиями разного направления,

штриховка разного уровня сложности

составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала,

работа с ножницами,

пришивание пуговиц,

нанизывание бус,

мозаика.

конструирование фигурок из палочек

Эти упражнения всегда интересны детям и повышают их работоспособность во время занятий дома.

Кроме этого, можно применять выполнение пальчиковой гимнастики и фигур из пальчиков.

2. Пальчиковая гимнастика- специальные движения пальцев рук, которые производятся совместно с речевым сопровождением. Это «Здравствуй, пальчик!», «Семья», «Прогулка» и т.д.

3. Фигурки из пальчиков можно придумывать самим: стол, стул, дерево, заяц, коза, гусь и т.д. Разнообразие этих фигур из пальчиков зависит от фантазии и желания играть.

«Рука - вышедший наружу мозг»,-писал Кант.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Простейшее упражнение: в течение 2 - 3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка. На этом упражнении еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки - «Сорока-белобока», «Мальчик - пальчик», «Ладушки-ладушки», - которые по сей день применяются на практике. С 10-месячного возраста малышу уже можно давать перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем - мелкие. С помощью одних развивают статическую координацию -удержание кисти руки в определенной позе («Заяц», «Коза», «Гусь»). Другие упражнения формируют динамическую координацию - способность к переключению с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную) кистей обеих рук («Ладонь-кулак») Для леворуких детей сначала упражнение отрабатывается на левой руке до достаточного автоматизма, потом на правой, затем проводится руками одновременно и попеременно.

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до семилетнего возраста. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие упражнения:

«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга.

«Лезгинка». Сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. На высокой скорости одновременно изменить положение правой и левой рук.

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая - на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Главное, чтобы работа по развитию мелкой моторики проводилась систематически и результат порадует родителей и ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Играем пальчиками и развиваем речь"

Подолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речь , способствуя её развитию : мелкую моторику рук , память , мышление , оптико-пространственное восприятие , воображение ....

"Играем пальчиками и развиваем речь". Консультация для родителей.

Упражнения, которые приводятся в этой статье, можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)...

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Занятие развивает у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию. Развивает мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение. Закре...

Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...

Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...