Развитие моторики рук у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
Автор: Шакирова Гульсара Маратовна
Воспитатель
МБДОУ детский сад с. Верхнекудашево
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), для детей дошкольного возраста (3 года — 7 лет) определён ряд видов деятельности, одним из которых является продуктивная деятельность включающая в себя: конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский
В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую часть своего сознательного времени. Поэтому задачей воспитателя является создание таких условий, при которых ребёнок развивался бы всесторонне и активно. Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребёнок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы. В эпоху Просвещения немецкий философ Иммануил Кант говорил о том, что «Рука – это своего рода внешний мозг!». Действительно, на кончиках пальцев располагаются множество рецепторов, которые посылают в центральную нервную систему человека импульсы.
Ум ребенка находится на кончиках пальцев» – эта известная фраза в полной мере характеризует развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Из определения можно понять, что развитие мелкой моторики, в соответствии с возрастом, является необходимым и важным этапом в жизни каждого ребенка. При рождении мелкая моторика развита на примитивном уровне – разглядывание пальцев и рук, затем развивается такой навык как удерживание вложенного предмета, но постепенно мелкая моторика ребенка совершенствуется и к школе он уже может управлять своими руками, держать карандаши, рисовать, а некоторые дети и писать.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. В своей работе я раскрываю значение данных видов деятельности дошкольников.
При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
Учеными давно доказано, чем больше продуктивных видов деятельности задействовано в жизни дошкольника, тем более развита его мелкая моторика и, соответственно, психические процессы. С самого рождения ребенка родители используют всевозможные потешки, например, «Сорока-белобока», «Ладушки», но тем самым, они преследуют развлекательную функцию этих пальчиковых игр, не догадываясь, что таким образом, уже с рождения начинает развиваться мелкая моторика малышей. Как уже упоминалось выше, продуктивная деятельность одна из важнейших в развитии дошкольника. В своей практике я использую следующие виды продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование и многие другие. Одним из наиболее эффективных средств является лепка. При лепке ребенок упражняет и развивает свои руки и пальцы. Здесь можно выделить разнообразие материалов: пластилин, глина, песок, и конечно соленое тесто. Наибольшее предпочтение мной и моими воспитанниками отдается соленому тесту: во-первых, это экологически чистый и гипоаллергенный продукт, во-вторых, разработка рук начинается уже в процессе замешивания теста. При использовании любого из вышеперечисленных материалов для лепки массируются активные точки пальцев и, соответственно, улучшается работа всей нервной системы. Начинать использовать лепку для развития мелкой моторики необходимо с раннего возраста дошкольника и совершенствовать путем усложнения приемов и лепки мелких деталей. Затронув тему лепки, нельзя не упомянуть о пластилинографии. Создавая картины в этой технике, дети не только развивают мелкую моторику, которая способствует формированию речи, но также происходит обогащение сенсорного опыта ребенка, он может ощутить пластику, форму и вес. Картина, выполненная пластилинографией, помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира, сформировать эстетический вкус и развить координацию движений. Несомненно, с раннего возраста дошкольника можно начинать нанизывать бусины на нити, создавая всевозможные украшения, усложняя этот вид деятельности, необходимо перейти с бусин на бисер, а вместо ниток использовать леску. Использование этих материалов потребует определенного уровня мелкой моторики дошкольника. Еще одним важным средством развития является бумага. Здесь ее использование безгранично: это и создание кукол для теневого театра, игрушки в технике оригами, обрывные и мозаичные аппликации, конструирование и рисование. прекрасным подспорьем для развития мелкой моторики у дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного формирования и развития мелкой моторики существует достаточное количество разнообразных видов деятельности. Педагог может варьировать использование методов совершенствования управления пальчиками, в зависимости от возраста ребенка. Лепка может иметь место быть с самого раннего возраста ребенка, затем необходимо вводить аппликацию, позже уже добавляются усложненные виду продуктивной деятельности, оригами, нанизывание бус и шитье. Продуктивные виды деятельности являются неотъемлемой частью при развитии мелкой моторики. А ее формирование, в свою очередь развивает речь, логическое мышление, память, произвольное внимание.
Для развития движений руки детей используются традиционные для массовых садов формы работы продуктивными видами деятельности такие как: мозаики; шнуровки; застёгивание и расстегивание пуговиц; штриховки; раскраски; работа с пластилином и т.д.
Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать.
В заключении хочу сказать следующее:
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяю специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Александра Артемьева: Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Методическое пособие, Сфера, 2017 г.
Губанихина Е. В., Шикина К. Д. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности //
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Изд-во «Мозаика-Синтез», М., 2015г.
Разунова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности., СПБ-Каро, 2007г.
Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов на Дону, 2003г.
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику., Изд-во ЭКСМО, М., 2007г.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки, Изд-во «Академия развития – Академия холдинг», Ярославль, 2015г.
Шкицкая И.О.Аппликация из пластилина. Ростов на Дону, 2008г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...
Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...